Файл: Спортивный индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пьер де Кубертен, разработавший программные и организационные основы современного олимпийского движения, писал: "Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и Мир". Эти идеи заложены в Олимпийской Хартии, которая провозглашает" "Цели Олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта и в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю спокойного мира. . . .
По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам".
На конгрессе был утвержден и текст Олимпийской клятвы: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Клятву произносит при открытии очередных олимпийских игр наиболее выдающийся спортсмен страны-организатора.
Олимпийская эмблема состоит из пяти переплетенных колец: голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд)".
Олимпийский девиз гласит: "Быстрее, выше, сильнее". Олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии, где проводились древние олимпийские игры. Эстафета доставляет огонь на олимпийские стадионы, где он от факела зажигается в специальной чаше и горит все дни олимпийских соревнований. Эта традиция зародилась на IX Играх 1928 г. в Амстердаме и впоследствии ни разу не нарушалось.
Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище с Олимпийской эмблемой в центре. Впервые Олимпийский флаг был поднят в Париже в 1914 г. в связи с празднованием 20-летия возрождения Олимпийских игр. С тех пор он поднимался на всех Олимпийских соревнованиях. На торжественной церемонии открытия Олимпийских игр представитель страны, где проводились предыдущие Олимпийские игры, передает флаг президенту МОК, который вручает его мэру города -организатора Олимпийских игр. Олимпийский флаг поднимается на центральной мачте Олимпийского стадиона и развевается все время проведения соревнований. После окончания Олимпийских соревнований флаг хранится в течение 4 лет в главном здании городского управления.
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 году в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. С тех пор началось новое олимпийское летоисчисление. В период до Великой Октябрьской революции состоялось пять олимпийских состязаний.
На играх I Олимпиады по девяти видам спорта приняли участие 285 спортсменов из 13 стран, 200 спортсменов из общего числа представляли Грецию. Из-за отсутствия средств, спортсмены России не смогли принять участия в I Олимпийских играх, хотя и готовились к ним. Лучших результатов на I играх добились спортсмены Греции.
В знак заслуг Пьера де Кубертена II Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. В них приняло участие уже 1066 спортсменов из 20 стран по 18 видам спорта. Впервые в Олимпийских состязаниях участвовали женщины, 6 спортсменок соревновались по теннису и гольфу. Больше всего медалей завоевали спортсмены Франции. Сообщение из Парижа об Олимпийских играх вызывали большой интерес в России, однако снова из-за недостатка средств русские спортсмены не смогли приехать в Париж.
Столицей III Олимпийских игр 1904 г. был Сент-Луис (США). Многие европейские спортсмены, в том числе спортсмены России, не приехали на состязание, так как слишком высока была стоимость проезда в Америку. В играх участвовали 496 спортсменов из 11 стран. Почти все участники были американцами, только 53 человека приехали из других стран, поэтому и наибольшее количество олимпийских медалей завоевали американские спортсмены. Организаторы игр пытались устроить так называемые антропологические дни, когда отдельно соревновались бы спортсмены небелых рас. Против этого резко выступил Пьер де Кубертен, и в дальнейшем подобные попытки расовой дискриминации на Олимпийских играх никогда не повторялись.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. В этих играх приняли участие 2059 человек из 22 стран, они соревновались по 22 видам спорта. Трем русским спортсменам удалось завоевать олимпийские медали. Николай Панин-Коломенкин был награжден золотой медалью за первое место по фигурному катанию на коньках. Две серебряные медали получили борцы классического стиля - Н. Орлов (легкий вес) и А Петров (тяжелый вес). На этих играх впервые стал проводиться неофициальный командный зачет, который в дальнейшем получил широкое распространение. Наибольшее количество очков набрала многочисленная команда Великобритании.
На V Олимпийские игры в Стокгольме в 1912 г. Россия направила команду численностью 160 человек. В играх участвовал 2591 спортсмен из 28 стран. Результат выступления команды России был невысоким: она поделила с командой Австрии 15-е и 16-е места. Спортсмены России смогли завоевать только две серебряные и две бронзовые медали. В неофициальном командном зачете I место завоевала команда Швеции, ее спортсмены получили и наибольшее количество олимпийских медалей. Во время первой мировой войны Олимпийские игры не проводились. Между первой и второй мировыми войнами состоялось пять олимпийских состязаний. С VIII Олимпийских игр 1924 года при подведении итогов состязаний в неофициальном командном зачете стали учитывать шесть призовых мест, занятых спортсменами и командами. За 1-ое место присуждалось 7 очков, за 2-ое место - 5; за 3-е - 4; за 4-ое - 3; за 5-ое - 2; за 6-ое - 1 очко.
В период 1920-1936 гг. отмечается дальнейшее расширение олимпийского движения.
В 1951 г. в СССР создается олимпийский комитет, который был признан МОК. К этому времени советские спортивные организации входили в состав почти 20 международных спортивных федераций и вели в них активную работу, успешно участвовали в международных спортивных соревнованиях.
С 1952 г. Советские спортсмены начали выступать на летних Олимпийских играх.
Выдающимся событием в международной спортивной жизни явилось проведение XXII летних Олимпийских игр в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 г. В настоящее время летние Олимпийские игры, так же, как и зимние, являются большим праздником любителей различных видов спорта, они демонстрируют неукротимое стремление молодежи разных стран к миру, дружбе, сотрудничеству и взаимопониманию.
Перейдем к следующему вопросу, касающемуся психологии физического воспитания - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления человека в специфических условиях физического воспитания.
Основная задача этой отрасли психологии - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, общеобразовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
И в физическом воспитании, и в массовом спорте деятельность человека направлена на себя самого, на совершенствование своих физических и психологических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности - физическое совершенствование, которое является неотъемлемой частью гармонического развития личности. Достижение основной цели требует ежедневных занятий, ежедневной специальной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физических качеств и двигательных навыков.
В психологических основах обучения двигательным навыкам в физическом воспитании и спорте много общего, но есть у них и некоторая специфика.
Она зависит от тех психологических особенностей в физическом воспитании, которые отличают его от спортивной деятельности.
Основные особенности в спорте и в физическом воспитании
1. Спортивная деятельность направлена на развитие специальных особенностей человека, выявление его резервных возможностей, физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие личности.
2. Спортивная деятельность - цель: - достижение рекордных результатов. Физическое воспитание - цель - оптимальный уровень результатов, необходимый для осуществления трудовой деятельности.
3. Спортивная деятельность - обязательный и основной компонент - соревнование. Соревнование способствует эффективности занятий физическим воспитанием, но не является обязательным, оно выступает как метод, а не как компонент деятельности.
4. Спортивная деятельность требует максимальных физических и психических напряжений не только в соревнованиях, но и в ряде тренировочных занятий. Физическое воспитание требует достаточно высоких, но не максимальных физических и психологических усилий.
5. Спортивная деятельность носит добровольный характер. Результативность во многом зависит от интереса, увлеченности. Физическое воспитание в системе среднего специального и высшего образования носит обязательный характер, в системе занятий массовой физической культуры - добровольный.
Краткая психологическая характеристика основных физических качеств.
Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Это одно из важнейших физических качеств для абсолютного большинства видов спорта. Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в динамическом режиме - динамическая сила. Но не всегда усилия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае говорят о статическом режиме работы - статическая сила.
Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:
1. Минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель.
2. Скорость отдельного движения (элемента техники).
3. Частоту движений.
Элементарные формы проявления быстроты, относительно независимые друг от друга (можно отличаться очень быстрой реакцией и быть медленным в движениях и наоборот). С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению работы без снижения ее эффективности. Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость.
Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Объектом познания в проявлении ловкости выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью с учетом пространственных, временных и силовых параметров. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной - в спортивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точности воспроизведения мышечных усилий и времени движения (легкоатлетические прыжки), другие - пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражнения), третьи - пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые - всех признаков движения (единоборства, спортивные игры).
Важнейшим проявлением ловкости может считаться способность к сохранению устойчивого положения тела в разнообразных условиях движения и т.д.
Восприятие физических качеств с двигательными навыками.
Все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявлений психики человека.
Взаимосвязь физических качеств характерна для любого вида спорта, однако удельный вес проявления их в разных видах спорта различен. Например, в беге, плавании доминируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике - сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели развития одного качества могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому процесс подготовки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом соотношении. У людей с низким уровнем физической подготовленности выполнение упражнения, требующего преимущественного проявления какого-либо одного физического качества, предъявляет значительные требования к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значительной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо качества приводит к развитию и совершенствованию других. Однако в дальнейшем подобный параллельный рост прекращается, и могут даже проявляться отрицательные соотношения между отдельными качествами.
Взаимодействие физических качеств может выступать в виде их переноса. Например, развитие динамической силы способствует лучшему проявлению скоростных качеств, тогда как развитие силы в статических упражнениях может тормозить совершенствование быстроты. Высокий уровень сознательного управления проявлениями силы и быстроты способствует формированию и совершенствованию ловкости и т.д.