Файл: Руководство по технической эксплуатации 078. 00. 5700. Рэ. Книга 1 Турбовальный двигатель твз117, вк2500. Руководство по технической эксплуатации 078. 00. 5700. Р книга 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.3
Март 20/15
- поддержание частоты вращения ротора ТК на чрезвычайном режиме n тк чр n
по закону:
тк чр
= n тк взл
- ограничение физической частоты вращения ротора турбокомпрессора на взлетном режиме
+1,4%;
n тк физ
- ограничение физической частоты вращения ротора турбокомпрессора на чрезвычайном режиме
=102,5%;
n тк физ
- ограничение приведенной частоты вращения ротора n
=103,5%;
тк пр
- ограничение температуры на взлетном режиме,
=105%;
t г
МАХ
- ограничение температуры на чрезвычайном режиме,
=
702°С,
t г
чр МАХ
- обеспечение перестройки контуров ограничения частоты вращения n
= 732°С,
тк и t г
на программу чрезвычайного, режима при одновременном наличии сигнала от включенного выключателя "ЧР" и выполнении условий (n тк
- n тк
сос
)
более 7% и n тк
При выполнении условий (n более 80%.
тк
- n тк
сос
) менее 5% или n
тк менее 80%, или при снятии сигнала «ЧР»
(
выключатель
«ЧР» выключен),
БАРК должен обеспечивать перестройку контуров ограничения n тк и t
г
- снижение ограничиваемого значения частоты вращения турбокомпрессора n на программу взлетного режима;
тк
взл
, n тк
ФИЗ
n тк
пр
- снижение всех порогов ограничения температуры газов по сигналу от выключателя "Контроль tг” 250±10°С;
на 10% по сигналу выключателя "Контроль ТК', установленного на пульте контроля БАРК;
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.4
Март 20/15
- контроль исправности автомата защиты свободной турбины по сигналу " Контроль СТ1" или " Контроль
СТ2", при этом БАРК снижает порог срабатывания автомата защиты свободной турбины (АЗСТ) в coo тветствующем канале измерения n
ст
- обеспечивает выдачу сигнала «Взлетный режим» в СНК при выполнении условий: n
до уровня
96 ± 2%;
тк
взп
- n
тк
или t
≤ 0,7 % г max
- t г
- обеспечивает выдачу сигнала «ЧР» в СНК и на табло
«ЧР» в кабине экипажа при выполнении условий:
≤ 15°С n
тк взл
- n тк
≤ 0,7%, или t г max
– t г
- обеспечивает выдачу сигналов на исполнительный механизм ИМ-47 топливного насоса-регулятора HP ЗВМА регулирования частоты вращения турбокомпрессора и на табло «ПРЕВ. n
≤ 15°С;
Ст
-
ЛЕВ. (ПРАВ.)ДВИГ.» в кабине экипажа, при достижении одновременно в обоих каналах измерения частоты вращения ротора свободной турбины двигателя значения n
Ст
-
обеспечивает выдачу сигналов на исполнительный механизм ИМ-47 топливного насоса-регулятора HP-ЗВМА регулирования частоты вращения турбокомпрессора и на табло «ПРЕВ. n
= 118 ± 2% (
сигнал должен сниматься только после обесточивания БАРК);
Ст
ЛЕВ. (ПРАВ.)ДВИГ» в кабине экипажа, при достижении только в одном канале измерения частоты вращения ротора свободной турбины двигателя значения n
Ст
= 118 ± 2% и снимать его при снижении n
Ст
- обеспечивает выдачу сигнала на электромагнитный клапан
МКТ-163 (исполнительный механизм перенастройки автомата приемистости насоса- регулятора НР-ЗВМА) при достижении n ниже указанного порога;
тк
_, значения, на 5% меньше расчетного порога ограничения n тк взл
;
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.5
Март 20/15
- обеспечивает снятие сигнала управления с электромагнитного клапана МКТ-163 (исполнительного механизма перенастройки автомата приемистости насоса-регулятора НР-ЗВМА) в случаях снижения частоты вращения ротора турбокомпрессора на 7% ниже расчетного значения n
тк
взл
- обеспечивает выдачу сигнала на табло «ОГР. n, t
,
при выявлении системой встроенного контроля отказа блока БАРК, датчиков или исполнительных механизмов, и при снятии питания с БАРК; г
» при условии выдачи на исполнительный механизм ИМ-47 топливного насоса-регулятора
НР-ЗВМА сигнала скважностью более 10% при t г
≤ t г
чр
, n
тк
≤n
тк
чр
- передает в СНК дискретные сигналы для включения счетчиков наработки, текущие значения n
;
тк
к
и t г
2.3
Принцип действия БАРК.
в виде цифровых кодов, информацию о состоянии БАРК, выявленных дефектах БАРК и его систем.
БАРК представляет собой специализированную электронную цифровую вычислительную машину, ра- ботающую в реальном масштабе времени, оснащенную устройствами сопряжения с датчиками и исполнительными механизмами САУ двигателя (см. схему рис. 1).
В БАРКе, поступающие электрические сигналы от датчиков электронной части САУ двигателя, норми- руются, преобразуются в дискретную форму, вычисляется их цифровой код и по заданной программе формируются сигналы управления исполнительными механизмами САУ двигателя.
2.3.1
Давление воздуха на входе в двигатель р вх измеряется с помощью измерительного комплекса давления (ИКД). Питание ИКД осуществляется от БАРК напряжением постоянного тока 27В. Выходной сигнал от ИКД представляющий собой напряжение постоянного
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.6
Март 20/15 тока 0,8...8,0В, пропорциональное действующему давлению, после нормирования на входном усилителе преобразуется в дискретную величину с помощью 10- разрядного аналого-цифрового преобразователя (АЦП), входящего в состав микроконтроллера. Полученный код передается в вычислительное устройство, где вычисляется цифровой код р
вх
2.3.2
Температура воздуха на входе в двигатель t
.
вх
измеряется приемником температуры. Сопротивление терморезистора приемника температуры измеряется путем подачи на него постоянного тока фиксированной величины от источника опорного тока, и измерения падения напряжения на нем. Полученное напряжение нормируется, преобразуется в дискретную величину и вычисляется цифровой код t
вх
2.3.3
Температура газов за турбиной компрессора t
.
г измеряется с помощью термопар. Сигнал термопары представляет собой напряжение постоянного тока, возникающее в зоне контакта материалов термопары под действием температуры.
Сигнал термопар нормируется (усиливается) на входном усилителе и преобразуется в дискретную величину 16 разрядным
АЦП -дельта-сигма разрядным преобразователем для низкочастотных измерений. Полученный код поступает в вычислительное устройство, где вычисляется цифровой код t г
с учетом температуры холодного спая t
xc
Температура холодного спая измеряется полупроводниковым датчиком температуры установленного в корпусе БАРК. Выходной сигнал от датчика в виде напряжения постоянного тока, пропорционального температуре внутри корпуса блока, нормируется в усилителе, преобразуется в дискретную величину в 10 разрядном АЦП, входящего в состав микроконтроллера и вычисляется цифровой код t хс
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.7
Март 20/15
Последовательность измеренных значений температуры газа обрабатывается процедурой компенсации инерционности термопар. В результате вычисляется температура t г
2.3.4
Частоты вращения роторов турбокомпрессоров своего и соседнего двигателей n
, максимально приближенная к реальной температуре газа.
тк
, n
тк сос
и
частоты вращения ротора свободной турбины n
Ст1
и n
Ст2
Значения частот n
измеряются датчиками частоты вращения. Сигналы датчиков представляют собой периодическую последовательность импульсов тока синусоидальной формы с амплитудой и частотой следования пропорциональными измеряемой частоте вращения. Эти сигналы нормализуются, преобразуются в импульсы прямоугольной формы с амплитудой, соответствующей стандартным уровням логического сигнала и поступают в преобразователи временного интервал-кода.
тк
, n
тк сос
n
Ст1
и n
Ст2 2.3.5
Сигналы, поступающие в виде дискретных команд из кабины экипажа, от концевого выключателя и oт СНК, после нормирования поступают на вход параллельного порта микроконтроллера, откуда считываются вычислительным устройством.
преобразуются в цифровой код путем подсчета числа импульсов образцовой частоты за временной интервал, равный максимальному числу целых периодов сигнала соответствующего датчика частоты за определенный интервал времени.
2.4
Основные функциональные устройства БАРК:
- источник питания;
- устройство ввода;
- вычислительное устройство;
- устройство вывода;
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.8
Март 20/15
- устройство связи с КПА-78.
2.4.1
Источник питания предназначен для преобразования напряжений питания бортовой сети в напряжения, обеспечивающие работу всех устройств БАРК, а также датчиков, исполнительных механизмов и сигнальных табло.
2.4.2
Устройство ввода предназначено для приема электрических сигналов от датчиков и сигнализаторов двигателя и вертолета, органов управления в кабине экипажа, нормирования этих сигналов, защиты от входных перенапряжений и импульсных помех.
2.4.3
Вычислительное устройство осуществляет контроль достоверности значений параметров, принятых от датчиков, расчет и синтез управляющих воздействий на исполнительные механизмы, самоконтроль исправности вычислителя, запоминающих устройств, целостности программы, контроль
ИС
правности выходных цепей исполнительных механизмов и сигнальных табло, связь с СНК и КПА-78 по каналу информационного обмена.
2.4.4
Устройство вывода представляет собой ряд усилителей мощности, которые преобразуют выходные сигналы вычислительного устройства в сигналы управления исполнительными механизмами и табло. Устройство вывода формирует и передает в вычислительное устройство признак неисправности усилителя в случае короткого замыкания или обрыва в цепи исполнительного механизма.
2.4.5
Устройство связи с КПА-78 (рис. 2) обеспечивает обмен вычислительного устройства БАРК с ЭВМ
входящей в состав КПА-78, по каналу информационного обмена типа RS-232.
1 2 3 4 5 6 7 8
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.9
Март 20/15
3 РАБОТА
Взаимодействие основных элементов БАРКа с системами двигателя и вертолета приведено на рис. 1.
3.1
Работа вычислительного устройства БАРК.
Основным элементом вычислительного устройства является микроконтролер (рис. 2), выполненный в виде интегральной схемы.
Вычислительное устройство работает циклически, цикл составляет 25 мс. Каждый цикл работы информация, поступающая от датчиков, преобразуется в цифровой код, используемый далее программами ограничения температуры газов, ограничения частоты вращения турбокомпрессора и защиты свободной турбины.
3.1.1
Работа канала ограничения частоты вращения турбокомпрессора двигателя.
В каждом цикле работы вычислительного устройства
БАРК вычисляется значение n тк зад
- n
, как минимум из рассчитанных значений:
тк взл
, n
тк прив
, n
тк физ
- n
,
в
отсутствие режимов
«ЧР» и «Малый газ»;
тк чр
, n
тк прив
, n
тк физ
- n
,
на Режиме <<ЧР>>;
тк мг
, n
тк прив
, n
тк физ
По разности между n
,
на Режиме <<Малый газ>>
тк зад
,
и текущим значением n
тк
вычисляется значение управляющего сигнала по каналу
n
тк
(Q
K
1).
Величина этого сигнала определяется по пропорционально-дифференциальноинтегральному закону с коэффициентами, зависящими от t sx
, р
вх
, и n
тк зад
и
измеряющимся в сторону уменьшения в случае длительного (более 5 сек) нахождения n
тк
в диапазоне (n тк
±
0,15%).Это уменьшает статестический разброс значений управляющего воздействия на исполнительный механизм ИМ-47 при ограничении режима.
Ми-8АМТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
8АМТ.0000.00.ЭД.Д-5076
073.15.04
Стр.10
Март 20/15
Для улучшения качества переходных процессов и уменьшения динамических забросов значений n
тк
при переходе на порог ограничения производной n
тк
Сигнал (Q
к
2) этого контура вычисляется по пропорционально-интегральному закону от величины рассогласования (n
тк зад
- n
тк
).
Сигналы Q
к
1 и Q
к
2
селектируются по максимуму для определения управляющего сигнала Q
к
В свою очередь, сигнал Q
к
селектируется по максимуму с управляющим сигналом, выработанным контуром ограничения температуры газа
(
см. п. 3.3.). Результирующая величина управляющего сигнала контура ограничения n
тк
Канал ограничения n преобразуется в длительность прямоугольных импульсов частотой 25 Гц и через усилитель мощности подается на ИМ-47.
тк
имеет режим предполетного контроля на работающем двигателе. При включении выключателя "Контроль ТК" в положение "Контроль" сигнал "+27 В" поступает в БАРК, при этом настройка канала ограничения n
тк
снижается на 10% от n
тк
3.1.2
Работа канала ограничения температуры газа.
МАХ
Управляющий сигнал
Q
t1
контура ограничения температуры газов вычисляется по величине рассогласования n
тк
и t г
MAX
по пропорционально- интегрально-дифференциальному закону. Для улучшения качества переходных процессов и уменьшения динамических забросов значений n при выходе на порог ограничения на приемистости в канале применен контур ограничения производной t г
Сигнал Q
t
2 этого контура вычисляется по пропорционально- интегральному закону от величины рассогласования текущей производной n
тк
(
см. п. 3.2.) и величины t
зад
= f(n тк синт
– t г
).
Сигналы Q
t
1 и Q
t
2 селектируются по максимуму для определения управляющего сигнала Q
t канала ограничения t г