Файл: Государственная кадастровая оценка лесного фонда на территории ХантыМансийского округа Югры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" -
Приказ Департамента по управлению государственным имуществом Югры от 19.11.2019 №19-НП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» -
Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры №249-п от 07-08-2015 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Ханты-Мансийск.
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости используют ФСО №4. Федеральный стандарт оценки "определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)". [11]
Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)" разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)" и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 N 388)
Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует. [11]
При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Таким образом, кадастровая оценка земель в Российской Федерации выполняется в соответствии с комплексом методических документов и специальным программным обеспечением, устанавливающих систему определения кадастровой стоимости, основанную на методах массовой оценки и имеющую свои особенности. Для определения кадастровой стоимости, составления отчета и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель используются Федеральные законы, Кодексы, Постановления правительства и Приказы Министерств.
-
Значение и механизм осуществления Государственной кадастровой оценки лесного фонда
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда утверждена Росземкадастром 15 апреля 2002 г. и предназначена для определения кадастровой стоимости 1 гектара лесных земель в составе земель лесного фонда Российской Федерации. [18]
Кадастровая стоимость лесных земель определяется на трех этапах:
- (I) этап - на уровне оценочных зон и субъектов Российской Федерации;
- (II) этап - на уровне лесхозов;
- (III)этап - на уровне участков лесных земель в границах лесхозов
Кадастровая стоимость лесных земель определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода, получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель. [18]
На первом этапе государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации определяется кадастровая стоимость 1 гектара лесных земель в границах оценочных зон и субъектов Российской Федерации. Показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации (I этап) утверждены приказом Росземкадастра от 12 марта 2003 г. № П/42 как основа определения показателей кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий лесхозов (II этап) и участков лесных земель в пределах территорий лесхозов (III этап). [18]
Проведение II и III этапов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда осуществляется по инициативе и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно письму Росземкадастра от 21 марта 2003 г. № АО/75 показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации подлежат утверждению органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации как результат государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, если в субъекте Российской Федерации не проводились II и III этапы государственной кадастровой оценки. [18]
Для осуществления государственной кадастровой оценки земель лесного фонда нужна оценка состояния лесного фонда, представленная на рисунке 3. [24]
Рисунок 3 – Оценка состояния лесного фонда [24]
При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается один вид лесопользования - заготовка древесины. На момент проведения кадастровой оценки лесных земель определяются следующие показатели в расчете на 1 гектар лесных земель оценочной зоны и субъекта Российской Федерации:
-
базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях: в натуральном выражении находится с учётом запаса древесины на корню, площадью, занятой в рубке, числом лет в обороте, количеством лесообразующих пород; в денежном выражении рассчитывается как произведение базовой оценочной продуктивности в натуральном выражении на средневзвешенную базовую плату за 1 куб.м. древесины, отпускаемой на корню, на момент проведения кадастровой оценки лесных земель; -
базовые оценочные затраты: складываются из фактических расходов лесхозов, находящихся в оценочной зоне за соответствующий год на восстановление, выращивание, охрану, защиту лесов и управленческие расходы, выраженные в рублях; -
цена производства древесины: определяется путем умножения базовых оценочных затрат на норматив, учитывающий рентабельность производства, составляющий 1,07; -
годовой расчетный рентный доход: дифференциальный доход определяется как разность между базовой оценочной продуктивностью 1 гектара лесных земель в денежном выражении и ценой производства древесины в расчете на 1 гектар, делённая на число лет в средневзвешенном обороте рубки; годовой расчетный рентный доход с 1 гектара лесных земель в оценочной зоне определяется суммированием годового расчетного дифференциального и годового абсолютного рентных доходов, получаемых с 1 гектара лесных земель.
При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается один вид лесопользования - заготовка древесины. При проведении кадастровой оценки лесных земель по каждому лесхозу определяются следующие показатели в расчете на 1 гектар лесных земель:
-
оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях: : в натуральном выражении находится с учётом запаса древесины на корню, площадью, занятой в рубке, числом лет в обороте, количеством лесообразующих пород; в денежном выражении рассчитывается в два этапа: 1) производится расчет первичной оценочной продуктивности 1 гектара лесных земель лесхоза в денежном выражении
2) производится корректировка полученной первичной оценочной продуктивности 1 гектара лесных земель лесхоза в денежном выражении; -
оценочные затраты: складываются из фактических расходов лесхозов на восстановление, выращивание, охрану, защиту лесов и управленческие расходы, выраженные в рублях. Оценочные затраты на 1 гектар лесных земель в лесхозе рассчитываются в два этапа:
1) производится расчет первичных оценочных затрат для каждого лесхоз;
2) производится корректировка полученных первичных оценочных затрат по формуле; -
цена производства древесины: определяется путем умножения оценочных затрат на норматив, учитывающий рентабельность лесохозяйственного производства, составляющий 1,07; -
годовой расчетный рентный доход: дифференциальный доход определяется как разность между базовой оценочной продуктивностью 1 гектара лесных земель в денежном выражении и ценой производства древесины в расчете на 1 гектар, делённая на число лет в средневзвешенном обороте рубки; годовой расчетный рентный доход с 1 гектара лесных земель в оценочной зоне определяется суммированием годового расчетного дифференциального и годового абсолютного рентных доходов, получаемых с 1 гектара лесных земель.
При проведении кадастровой оценки лесного фонда применяется затратных подход.
Затратный подход предусматривает оценку полного воспроизводства или стоимости полного замещения, оцениваемого лесного имущественного комплекса за вычетом физического, морального и экономического износов.
Согласно принципу остаточной продуктивности земли, доход, оставшийся после покрытия всех затрат на привлечение других факторов, относится к земельному участку.
Важным и сложным моментом затратного подхода к оценке лесной недвижимости является определение износа. Известно, что износ – это утрата полезности и стоимости объектами лесной недвижимости и полезных функций независимо от причин, ее вызвавших. Лесной земельный участок при наличии на него прав может значительно повысить свою рыночную стоимость.
Косвенный учет стоимости оформленных прав землепользования проводится через поправки (в зависимости от вида права) на месторасположение при сравнительном подходе и через дифференциацию величины ставки арендной платы (ренты) в зависимости от условий месторасположения – при доходном подходе. Основные факторы, влияющие на рыночную стоимость лесных благ представлены в таблице 3. [24]
Таблица 3 – Факторы, влияющие на рыночную стоимость лесных благ [24]
Факторы, влияющие на рыночную стоимость лесных благ | Характеристика факторов |
Характеристика лесных благ | Средоформирующим объектом как предметом оценки является лес, который на географической территории представляет собой экономический актив в том случае, если какое-либо благо имеет рыночный спрос и в результате обмена собственник актива имеет доход. Иначе, лес – это явление природы, выполняющий комплекс биосферных функций, и тогда он имеет иную, не рыночную стоимость, которая определяется по другим стандартам и критериям оценки. |
Методы определения стоимости лесных благ | Для определения величины уставного капитала акционерного общества с долей государства (как собственника лесного фонда РФ) в виде материального актива, может выступать стоимость лесных насаждений и их полезных функций. В этом случае доля вклада может оцениваться с использованием, так называемого метода балансовой стоимости, которая исчисляется как нормативная (кадастровая) стоимость. |
Метод восстановительной стоимости | МВС является затратным, ориентированным на объемы ранее произведенных затрат на создание объекта оценки. Этот метод ориентирован на оценку стоимости лесных насаждений искусственного и естественного происхождения с учетом длительности их выращивания, таксационных и других параметров, состояния глобального экологического значения. |
Метод замещения | МЗ по своему содержанию почти идентичен МВС. Различие состоит в том, что в методах замещения восстанавливаемый объект при проведении сметно-финансовых расчетов принимается адекватным оцениваемому лесному объекту, как по своему целевому назначению, так и по виду функционального использования. Вместе с тем лесные насаждения подвергаются лесохозяйственным мероприятиям (улучшениям) в направлении учета современных требований к лесам и технологических возможностей их использования (развитие инфраструктуры, лесная мелиорация и др.). |