Файл: Государственная кадастровая оценка лесного фонда на территории ХантыМансийского округа Югры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, кадастровая стоимость лесных земель определяется на трех этапах. Кадастровая стоимость лесных земель определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода, получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель. Для осуществления государственной кадастровой оценки земель лесного фонда нужна оценка состояния лесного фонда. При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается один вид лесопользования - заготовка древесины. При проведении кадастровой оценки лесного фонда применяется затратных подход.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
2.1. Характеристика земель лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра входит в пятерку лидеров в России по обеспеченности лесом. Площадь лесов в регионе 50 405,9 тыс. га (53,9% территории), это 4,3% площади лесов Российской Федерации. Земли, покрытые лесной растительностью, составляют 28 818,6 тыс. га (или 3,6% площади в России). В лесном фонде Ханты-Мансийского автономного округа-Югра преобладают лесные земли - 57,5% общей площади; нелесные, в основном, болота, составляют 42,5% земель лесного фонда. Запас древесины в автономном округе 3,17 млрд м3, в том числе хвойных пород - 2,5 млрд м3 (80,04%); спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд м3, или 4,8% запаса спелых и перестойных насаждений РФ. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн м3 в год; запас на одном гектаре - 129 м3.
Леса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра относятся к таежной лесорастительной зоне и подразделяются на три типа: Северо-Уральский таежный, Западно-Сибирский северо-таежный равнинный и Западно-Сибирский среднетаежный равнинный.
Общая площадь земель, на которых расположены леса составляет 50 396,9 тыс. га, в том числе:
-
земли лесного фонда – 50 405,9 тыс. га (4,3% от площади земель лесного фонда Российской Федерации, 53,9% от площади земель лесного фонда Уральского Федерального округа); -
земли населенных пунктов, на которых расположены леса – 193,8 тыс. га (14,5% от лесов, расположенных на землях населенных пунктов Российское Федерации, 42,4% от лесов, расположенных на землях населенных пунктов Уральского Федерального округа); -
земли особо охраняемых природных территорий – 851,5 тыс. га (3% от лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, 46% от лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий Уральского Федерального округа).
Лесистость территории по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре составляет 53,8%.
Характеристика земель лесного фонда:
По целевому назначению леса распределены на:
- защитные леса – 5,6%;
- эксплуатационные леса – 94,4%.
Общий запас насаждений составляет 3 140,90 млн. куб.м., из них:
- хвойных – 80,02%,
- мягколиственных – 19,95%,
- прочих древесных пород и кустарников – 0,03%.
Расчетная лесосека составляет 40,6 млн. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 21,2 млн. куб.м.
По породному составу насаждения (по запасу)составляют:
- сосна обыкновенная – 45,50%,
- ель – 9,60%,
- пихта – 0,50%,
- лиственница – 2,87%,
- сосна сибирская (кедр) – 21,58%,
- берёза – 14,68%,
- осина – 4,70%,
- прочие древесные породы и кустарники – 0,57%.
Преобладающая порода для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – сосна обыкновенная.
Распределение площади покрытой лесной растительностью по группам возраста:
- молодняки – 10,0%,
- средневозрастные – 17,0%,
- приспевающие – 12,5%,
- спелые и перестойные – 60,5%, из них перестойные 23,1%.
Распределение площади, покрытой лесной растительностью, по классам бонитета:
- V класс бонитета – 38,6%,
- Vа- Vб классы бонитета – 26,6%,
- IV класс бонитета – 25,6%,
- III класс бонитета – 8,2%,
- II и I классы бонитета – 1,0%.
Распределение площади, покрытой лесной растительностью, полноте древостоев:
- высоко-полнотные насаждения (0,8-1,0) – 11,0%,
- средне-полнотные насаждения (0,5-0,7) – 63,7%,
- низко-полнотные насаждения (0,3-0,4) – 25,3%.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
К защитным лесам отнесены: - леса, расположенные в водоохранных зонах, выделены в соответствии с Водным и Лесным кодексами Российской Федерации и материалами лесоустройства.
В соответствии со статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. [4]
Леса, расположенные в защитных полосах лесов, в соответствии со статьей 114 ЛК РФ к лесам, расположенным в защитных полосах лесов относятся леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Целевое назначение лесов, расположенных вдоль дорог, – защита дорог от снежных заносов, эрозийных процессов, снижение вредного влияния транспорта на окружающую среду. Ведение лесного хозяйства должно быть направлено на формирование разновозрастных, разно-породных насаждений с высокими защитными функциями, поддержание территории в хорошем санитарном состоянии. [3]
В соответствии со статьей 114 ЛК РФ к лесам, расположенным в зеленых зонах, относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды. Леса зеленой зоны выполняют функции улучшения санитарно-гигиенического состояния воздушной среды городов, используются для отдыха населения. Ведение лесного хозяйства должно быть направлено на создание в лесу лучших условий для отдыха людей, формирование ландшафтов с высокими рекреационными качествами. Кроме этого, леса зеленой зоны частично используются для заготовки древесины. [3]
Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, выделены вдоль рек и их притоков в соответствии в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства, в соответствии с приказом Рослесхоза. Леса выполняют функции регулирования водного режима, перевода поверхностного стока в грунтовый, предупреждения эрозии. Ведение лесного хозяйства должно быть направлено на выращивание здоровых, устойчивых хвойно-лиственных преимущественно разновозрастных насаждений с подбором древесных и кустарниковых пород с глубокой корневой системой.
Эксплуатационные леса. Леса на территории лесничества выделены на основании приказа Рослесхоза, приказов Федерального агентства лесного хозяйства. В соответствии со статьей 117 ЛК РФ к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 ЛК РФ. Целевое назначение лесов заключается в удовлетворении потребностей народного хозяйства в древесине в порядке выборочных и сплошных рубок спелых и перестойных насаждений, а также при заготовке древесины при вырубке средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений при уходе за лесом. [3]
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.05.2017 № 214 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах» предусмотрены следующие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах:
-
лесопарковые зеленые пояса создаются в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Изменение границ лесопарковых зеленых поясов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускаются; -
использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации включенных в границы лесопарковых зеленых поясов, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации с учетом настоящих Особенностей.
В лесах, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещается:
-
использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ; -
проведение чересполосных постепенных рубок; -
размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности; -
размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ к объектам I категории; -
размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для переработки древесины и иных лесных ресурсов; -
разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов; -
создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности); -
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; -
размещение скотомогильников; -
размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.
Основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, являются проведение мероприятий по повышению пожароустойчивости (регулирование состава насаждений, выборочные санитарные рубки, очистка лесных насаждений от захламленности), пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей, а также размещение наглядной противопожарной агитации в местах организованного отдыха.
В лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, запрещается осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Очистка лесных насаждений от захламленности не проводится в лесах, расположенных на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, в которых сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Воспроизводство лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами в соответствии с Правилами лесовосстановления и Правилами ухода за лесами.
2.2 Анализ проведения государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Государственная кадастровая оценка лесного фонда проводится для обоснования платы за землю. Объект кадастровой оценки - лесные земли, находящиеся в промышленной эксплуатации, т.е. леса второй и третьей групп. Ко второй группе относятся леса ограниченного режима пользования. Третью группу составляют леса, расположенные в много лесных районах, предназначенные для постоянного использования. [18]
В качестве основных показателей при кадастровой оценке лесных земель установлены продуктивность спелых лесов (древесный запас), оценочные затраты, оборот главной рубки. При кадастровой оценке не учитывается дополнительная продукция, получаемая с лесных земель, грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, ресурсы охотничьего хозяйства, а также экологические функции леса.
Кадастровая оценка лесного фонда начинается с оценочного зонирования лесных земель. Под оценочной зоной понимаются лесные земли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлены на создание налоговой базы для исчисления земельного налога и иных платежей за землю. Согласно налоговому кодексу РФ земли лесного фонда не являются объектом налогообложения и не участвуют в формировании консолидированного бюджета Ханты-Мансийского округа. В настоящее время оборот лесных земель запрещен, кроме аренды и концессии, плата за которые зависит от кадастровой стоимости.