Файл: Государственная кадастровая оценка лесного фонда на территории ХантыМансийского округа Югры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации разработана в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Методика позволяет определить кадастровую стоимость 1 гектара лесных земель в составе земель лесного фонда Ханты-Мансийского округа – Югры.
Подготовка оценки лесных земель включает в себя следующее:
А) проведение оценочного зонирования территории лесного фонда в Ханты-Мансийском округе – Югре;
Б) выбор схемы классификации лесных земель, в наилучшей степени, отражающей различие отдельных участков лесных земель по уровню чистого капитализированного дохода;
В) определение по типам условий местопроизрастания и оценочным зонам следующих данных об эталонных насаждениях:
-
породного состава; -
способа лесовосстановления; -
норматива расходов на лесовосстановление; -
возраста рубки главного пользования лесом и продолжительности оборота рубки; -
таксационных характеристик эталонных насаждений в возрасте рубки главного пользования лесом; -
нормативных запасов второстепенных лесных ресурсов; -
потенциальной продуктивности лесов по побочному лесопользованию и пользованию лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства (в разрезе типов условий местопроизрастания и оценочных зон); -
возможностей пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
Г) сбора информации о действующих ставках лесных податей по отдельным видам лесных ресурсов или разработки проектов таких ставок и утверждения их органом государственной власти Ханты-Мансийского округа – Югры, в случае отсутствия таких ставок.
Расчет стоимости за единицу объема лесных ресурсов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019г. № 1318 «О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). [3]
Ежегодно проводится учет лесного фонда для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда.
Кадастровая стоимость лесных земель на территории Ханты-Мансийского округа – Югры определяется в четыре этапа, которые представлены в таблице 4. [21]
Таблица 4 – Этапы определения кадастровой стоимости лесных земель [21]
Этапы | Характеристика этапов |
Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки лесного фонда. | Государственная кадастровая оценка проводится:
|
Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки лесного фонда. | В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели вправе предоставить бюджетному учреждению декларацию о характеристиках соответствующих земельных участков. |
Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки. | В случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости. |
Утверждение результатов определения кадастровой стоимости лесного фонда. | В течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии. Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования). |
Кадастровая стоимость лесных земель определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода, получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель. [21]
При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается лишь один вид лесопользования — заготовка древесины.
На момент проведения кадастровой оценки лесных земель определяются следующие показатели в расчете на 1 га лесных земель оценочной зоны:
-
базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях; -
базовые оценочные затраты; -
цена производства древесины; -
расчетный рентный доход; -
кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость 1 га лесных земель в оценочной зоне определяется путем деления годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель. [21]
Базовая оценочная продуктивность 1 гектара лесных земель устанавливается по оценочным зонам в натуральном и денежном выражении.
В соответствии со статьей 25 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов может быть следующих видов:
-
заготовка древесины; -
заготовка живицы; -
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; -
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; -
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; -
ведение сельского хозяйства; -
осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; -
осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; -
осуществление рекреационной деятельности; -
создание лесных плантаций и их эксплуатация; -
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; -
создание лесных питомников и их эксплуатация; -
осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; -
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; -
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; -
создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; -
осуществление религиозной деятельности; -
иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. [3]
Общая площадь земель лесного фонда Ханты-Мансийского округа – Югры - 49353462 га (97,9% от общей площади земель автономного округа, на которых расположены леса); земли особо охраняемых природных территорий - 851506 га (1,7%); земли населенных пунктов - 199515 га (0,4%).
3. НЕДОСТАТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные недостатки процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель в Ханты-Мансийском округе – Югре
Вот уже более десяти лет проводится кадастровая оценка лесного фонда. На первый взгляд срок вполне достаточный для того, чтобы отладить механизм оценочных работ и связанные с этим организационные процедуры. Однако недовольство лиц, так или иначе связанных с проведением кадастровой оценки или заинтересованных в ее результатах, только растет. Этому есть несколько причин:
-
В России отсутствует единая методика государственной кадастровой оценки лесных земель, а полномочия по разработке подходов к их оценке делегированы частным оценщикам.
-
Частные оценочные организации разрабатывают методики оценки разрозненно и не согласовывают их друг с другом. Учет инфраструктуры лесного фонда при кадастровой оценке многими организациями не ведется. Остальные оценщики используют для этого усредненную статистическую информацию о землях лесного фонда, которая не может быть применима к конкретным объектам инфраструктуры. -
Влияние расстояния вывозки древесины во многом зависит от размеров территориальной единицы, по которой проводится оценка. При оценке по участковым лесничествам достаточно установить определенные ценовые коэффициенты, корректирующие УПКС в зависимости от удаленности лесничества от основных экономических центров. Если же оценка проводится по кварталам или по выделам, что предлагалось в наших предыдущих работах, то расстояние вывозки древесины не будет влиять на соседние объекты оценки, так как они расположены слишком близко друг от друга и находятся в одном диапазоне по удаленности от центров переработки древесины. Таким образом, эмпирически и на основании описанных выше зависимостей целесообразно устанавливать конкретные коэффициенты развития инфраструктуры для каждого районного лесничества, в котором проводится кадастровая оценка по кварталам и выделам. [30]
Развитие кадастровой оценки идет в направлении предоставления оценщику все больших полномочий в выборе подходов и методов оценки.
Сведения о результатах проведенных торгов имеют невысокую ценность, поскольку такая информация не содержит исчерпывающих данных о ценообразующих факторах проданных земельных участков лесного фонда. Адрес местонахождения, кадастровый номер, площадь и цена продажи - перечень данных, которые будут доступны оценщику. Однако ввиду недостатка времени, выделяемого на оценку, и существенного удорожания услуги из-за необходимости личного осмотра каждого аналога, такая работа оценщиком, как правило, не проводится. Кроме того, ни для кого не секрет, что не все торги проходят в полном соответствии с законодательством. По-прежнему действуют схемы, позволяющие реализовывать некоторые земельные участки на торгах с одним участником или несколькими, но аффилированными лицами. В этом случае цену сделки нельзя считать рыночной. [30]
Сведения, содержащиеся в базе Росреестра, по договорам аренды участков лесного фонда, также не могут приниматься оценщиками в качестве объективных и достоверных источников информации. Причины - отсутствие информации о важных факторах стоимости и зачастую существенно неактуальные данные, в связи с давностью проведения лесоустройства. Лесоустройство — это система взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках. Часто действующие материалы лесоустройства были подготовлены еще к девяностым годам, а срок действия актуальных материалов установлен 10 лет.
В таблице 5 перечислены пять методов оценки земельных участков лесного фонда по определению рыночной стоимости. [25]
Таблица 5 – Методы оценки земельных участков лесного фонда [25]
Методы | Характеристика |
Метод капитализации земельной ренты | Этот метод доходного подхода используется в случае, когда денежный поток представляет собой аннуитет. На практике такое встречается крайне редко. |
Метод сравнения продаж | Наиболее часто применяемый оценщиками метод оценки. |
Методы выделения и остатка | Основаны на использовании информации о затратах на замещение или воспроизводство улучшения земельного участка. Расчет значений этих показателей обычно осуществляется с помощью сборников УПВС или Ко-Инвест. Разброс результатов такой оценки в связи с вариативностью значений показателей, используемых в расчетах, может быть достаточно большим. Не исключена возможность получения даже отрицательного результата стоимости земельного участка. |
Метод распределения | В практике оценки применяется очень редко. Причиной являются значительные затруднения при определении доли стоимости земельного участка в стоимости единого объекта недвижимости. Корректный расчет этого показателя возможен лишь в случае, если оценщику доступна информация о рыночной стоимости земельных участков - аналогов оцениваемому и рыночной стоимости единых объектов недвижимости, частями которых являются эти земельные участки. |
Метод предполагаемого использования | Представляет собой приведение к дате оценки всех поступлений от использования и продажи земельного участка, а также всех затрат, связанных с получением этих доходов. На результат оценки при использовании этого метода оказывают влияние:
|