Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 837
Скачиваний: 9
Философские взгляды казахских Просветителей
Идеология просвещения была прогрессивной для развития казахского общества, она основывалась на стремлении к свободе и независимости, к общественному прогрессу и всеобщему развитию. Просветители прошли все сложности и трудности эволюционного пути: они боролись против исламской идеологии, против религиозного мистицизма, традиционных шаманских верований и т.п.
Первым казахским философом (Ч. Валиханов) был Асан Сабит улы (Асан кайгы, XV в.)
-выдающаяся личность, создатель нового учения о «Жер-уйык;» («Земля обетованная»), ставшего духовной основой концепции постороения независимого казахского ханства. В этой стране отсутствуют голод и болезни, ему никогда не угрожали враги, а сами люди Жер-Уюка не знают вражды и ненависти. Там царит равноправие и всеобщий материальный достаток. В этой стране не случается природных катастроф, реки и озера полны чистой воды, травы сочны и густы. По существу Асан Кайгы является не только первым казахским философом, но и первым географом и топографом, составителем рекомендаций по организации разумного использования земель. Определение территорий, обоснование правил и принципов государственного управления, особенностей формирования единой нации - все эти вопросы поднимал и предпринимал попытку их решать Асан кайгы.
Основателем казахского просвещения считают Чокана Валиханова (1835 – 1865), ученый энциклопедист, востоковед, путешественник, публицист, общественный деятель, представитель национальной культуры. Он вобрал в себя глубокое понимание европейской и восточной культур и создал творческое наследие, отличающееся глубиной и всесторонним анализомелем. Валиханов закончил кадетский корпус в г. Омске, был членом Географического общества России, как ученый просветитель и демократ за свою недолгую жизнь (он прожил всего 30 лет), он оставил в наследство людям труды по этнографии, истории, культуре Казахстана и Средней Азии.
Философским проблемам Валиханов не посвящал специальных трудов, но во всех его произведениях: «Тенгри», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» - прослеживаются принципы философского мировоззрения. По своим философским взглядам он был материалистом и признавал объективное существование мира и то, что природа является причиной всего сущего. Все в мире совершается по закону, установленному природой, а потому человек должен жить в согласии с ней. Жизнь казахов-скотоводов полностью зависела от природы, а потому они обожествляли не только силы природы, но и не сомневались в святости своих животных, наделяя их символами, в которые свято верили.
Как демократ, Валиханов был убежден, что его народ должен жить в обществе, где не будет социального неравенства народов, где будет жить дух свободы и независимости. Творческое наследие Ч. Валиханова необходимая вершина на пути духовного развития Казахстана. Он был убежден, что казахский народ при помощи русского народа добьется нужного гражданского развития: «Изо всех инороднических племен, входящих в состав Российской Империи, первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам – киргизам».
Одним из выдающихся представителей казахского Просвещения был педагог-новатор, писатель - Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889 гг.). Мировоззрение Ибрая Алтынсарина складывалось под влиянием под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Он работал инспектором народных училищ Торгайской области и являлся первым народным учителем казахов. Ибрай открыл множество новых школ, издавал для них учебный материал, написал «Казахскую хрестоматию». В просвещении народа он видел путь к его процветанию. Мировоззрение Алтынсарина можно охарактеризовать как деизм: с одной стороны, он утверждает, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, а, с другой, верит в то, что Бог создал этот мир.
Как и Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин был демократом и стремился всегда защищать интересы народа. В выборе правильного пути для своего народа Ибрай Алтынсарин возлагал надежды прежде всего на силу науки и просвещение. Его заслуга состояла в том, что он был основателем этнопедагогики, основу которой составляли антропологизм, гуманизм и патриотизм.
Другим родоначальником казахской философской мысли был видный общественный деятель, поэт, писатель, полководец, правитель - Мухаммад Хайдар Дулати (1499-1551). В своей книге «Тарих-и-Рашиди» он убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. В ней содержится не только история Могулистана и Казахского ханства. Заслугой автора является то, что он впервые в отечественной науке, освещает философские проблемы истории, такие как время, судьба, история религии, смысл жизни, принципы государственного управления и др.
Однако самой многогранной, многоплановой и в содержательном плане многозначной в истории казахской философии, была фигура Абая Кунанбаева (1945-1904). Свидетельством этого является то, что каждое поколение прочитывает и осмысливает его по-новому, открывая в нем каждый раз, новые грани и оттенки. Каждое новое поколение философов находит особые нюансы и «повороты» в его творчестве. «Абай, как никто другой, глубоко переживал проблемы самоопределения казахского народа, с чем связана его острая критика пороков казахского общества тех времен. Но это была созидательная, а не разрушающая, критика, необходимая для движения к будущему совершенству на путях Разума, Добра, Человечности, Справедливости» Одна из заслуг Абая заключается в том, что он способствовал переходу казахского народа от кочевого образа жизни к оседлому. Рассуждая об отсталости казахов и их пороках, Абай напрямую связывал их со скотоводством и кочевым образом жизни. Казах видел смысл жизни в том, чтобы увеличить стада, а остальное время бездельничать. А отсюда отсталость, леность и другие пороки казахов, о которых Абай пишет в « Словах назидания»
Абай высоко ценит людей, которые не довольствуются данными своих ощущений, а обращаются к способностям своего разума, анализируют события и факты, умеют отличать полезное от вредного, осмысливают происходящие события. При этом Абай большое внимание уделяет «силе души», которая, по его мнению, обладает тремя способностями, относящимися к сфере мыслительной деятельности человека: 1. следует не только воспринимать действительное, но и раскрывать связи между предметами и явлениями, 2. узнав что-то, надо сравнивать со сходными вещами, чтобы понять насколько общим является познанное, 3. «впечатлительность сердца», - если сумеешь сберечь сердце от четырех пороков: самодовольство, корыстолюбие, легкомыслие и беспечность, - познанное будет питать твой ум и убережет чистоту сердца.
У казахских просветителей (Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев) философская проблематика рассматривалась в качестве необходимой предпосылки правильного понимания отношения человека к миру, Бога к человеку, соотношения знания и веры, разума, выраженного в просвещении и образовании. Невежество же, по их убеждению, мешает человеку жить, осознавать свою жизнь и нести ответственность за свои поступки.
Таким образом, именно с Абая берет свое начало новая философия казахов, олицетворением которой в начале ХХ века стали его племянник Шакарим Кудайбердыулы и Машхур - Жусип Копейулы. В своем творчестве Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931) продолжил и далее развил идеи исламской философии. В «Трех истинах» Шакарима размышления мыслителя о душе содержат решение философской проблемы субстанции, решение вопроса о природе человека, а также проблемы субстанциональной основы бытия человека. В размышлениях Шакарима о нравственных ценностях содержится позиция Шакарима по вопросу о сущности человека. Глубинным содержанием всех его философских размышлений является утверждение свободной сущности человека.
Как и дядя, Шакарим избрал путь истины и справедливости, занявшись науками. Круг его интересов был необычайно широк от литературы до физики, он прекрасно знал философию Античности, труды философов Х1Х – ХХ веков. Ему близка была русская демократическая культура, он состоял в переписке с Л.Н. Толстым.
Жизнь его закончилась, увы, трагически. В 1931 году НКВД счел его виноватым в организации нападения на райцентр, и он был расстрелян без суда и следствия. Тело его бросили в высохший колодец и только в 1962 году похоронили близ могилы Абая в урочище Жадыбай. Теоретические и мировоззренческие взгляды Шакарима были весьма непоследовательны: наряду с признанием мира как объективной реальности, он был снисходительным даже к аккультизму. С одной стороны, он утверждает, что в мире все возникает самопроизвольно и нет никакой бессмертной души, а с другой, он признает творца-хозяина и бессмертие души.
Он был деистом по своим убеждениям, хотя прекрасно понимал, что наука ХХ века не оставляет места для признания Бога и бессмертия души. В произведении «Три истины» он приводит пять аргументов в пользу материализма , но сам не спешит переходить на его позиции: ему кажется, что материализм недостаточно обращает внимания ДУШЕ и ее основе – СОВЕСТИ.
Одним из оригинальнейших казахских мыслителей начала ХХ столетия, был знаменитый Машхур Жусуп Копейулы (1858-1921), который был не только выдающимся философом - мыслителем, но и поэтом, историком, исследователем казахского устного народного творчества, знатоком восточной литературы и теории ислама. Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, аналитические способности помогли ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соизмеряя со своими просветительскими воззрениями. Особенностью его концепции является, что Вселенная многообразна и бесконечна, состоит из бесчисленно изменяющихся миров. Его религиозное сознание также находится в движении, к познанию пространства и времени, человека, Бога. В религиозном учении заключена эзотерическая символика Света и Тьмы, Добра и Зла, взаимодействующих друг с другом.
Султанмахмуд Торайгыров прожил короткую, но предельно насыщенную жизнь. Родился он в 1893 году в ауле Жантай, с трех лет он воспитывался у бабушки, в 1910 году семья переезжает в Баян-Аул, где он заканчивает медресе. Поэт и общественный деятель, он с восторгом воспринял революцию. Революционные власти ответили ему взаимностью и назначают его на должность председателя Чидертинского волостного ревкома в декабре 1919 года, но 21 мая 1920 года он умирает от туберкулёза.
Его кумиром в поэзии был Абай, о стихах которого он писал: «Хорошее стихотворение подобно Корану, написанному кровью сердца Пророка, оно подобно прелестному звуку, по которому слепой угадывает свой путь. Именно таковы стихи покойного Абая» Султанмахмуд выработал весьма своеобразное мировоззрение, он рассматривает религию как ложную веру. Он не был профессиональным философом, но по-философски глубоко решал определенные проблемы в своих произведениях.
Казахстанская философия ХХ – ХХ1 веков.
В казахской философии ХХ- ХХ1 веков можно выделить два этапа: марксистский (советский ) и постсоветский. Начало ХХ века проходило под воздействием философских взглядов Абая. В казахской философии доминировали космоцентрические представления о человеке и мире. Человек рассматривался как единое целое с космосом. В тридцатые годы ХХ столетия в результате политических репрессий казахская культура понесла большие потери.
Расцвет марксистской философии в Казахстане приходится на конец 50 – х -нач. 60 – х годов. Особое развитие получила марксистская диалектика. Она рассматривалась как всеобщий метод духовно-практической деятельности человека. Возникла школа, называвшаяся алма-атинской школой диалектики. Появилась блестящая плеяда казахстанских философов, которые в настоящее время составляют ее гордость: Ж.М. Абдильдин, А.Х. Касымжанов, Л. Науменко, З. Баканидзе, А.Н. Нысанбаев, З.А. Мукашев, К.Х. Рахматуллин и многие другие. Эта философская школа вместе с московской и киевской внесли большой вклад в разработку проблем диалектики. В условиях тоталитарного режима появилась такая школа, которая хотя и вписывалась в требования моноидеологии, но отличалась внутренней свободой.
Диалектическая логика выступала и выступает методологической основой разработки ЭВМ и современной компьютеризации. Естественно, изучение истории казахской философии ХУ – ХУШ вв. во второй половине ХХ века не было «актуальным». Такие условия возникают только в условиях суверенного Казахстана.
Большое внимание стало уделяться изучению религии как духовного феномена человечества. С начала 90 –х годов появилось много энтузиастов, которые изучали основы казахской философии и с удивлением обнаружили, что казахская философия никогда не умирала и дошла до наших дней благодаря литературным памятникам и устному народному творчеству.
Заключение
Важной исследовательской проблемой философской мысли Казахстана является проблема диалога культур Восток – Запад, а также соотношение номадической и оседлой культур. Республика Казахстан отказалась от моноидеологии, в республике господствует плюрализм к определению философии и ее роли и места в жизни общества, что требует толерантности, терпимости к разным точкам зрения. Философия казахского народа сохранила в себе гармоническое миропонимание и миро - отношение, которое сегодня в западной философии ХХ! века осознается как необходимое условие возвращения к онтологии, ориентирующей на гармоничное целостное отношение человека к миру.
Сегодня культурное пространство нашего государства должно выстраиваться вокруг культурного ядра казахского народа, в которое входят такие ценности, как Атамекен - любовь, преданность земле предков, духовная связь с духами предков; любовь к родному языку, кюям; благоговейное мифопоэтическое отношение ко всему живому на Земле; служение народу, его идеалам и ценностям, Родине. Казахская культура должна объективно стать тем ядром, вокруг которого будет выстраиваться, но, не растворяя культурную общность весь казахстанский народ.
Литература
-
Байдаров, Е.У. «Казахская философия» 2010
-
Сегизбаев О. «Казахская философия ХV – нач. ХХ веков». 1996
-
Нысанбаев, А.Н. «Становление исламской философии в Казахстане» 2001
-
Оразбеков М. С. «Предфилософия протоказахов». 1994