Файл: Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью основные направления, принципы и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уголовное преследование на различных этапах уголовного судопроизводства имеет свои формы выражения. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса уголовное преследование осуществляется в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях – в форме поддержания государственного обвинения.

Полномочия прокурора по участию в арбитражном судопроизводстве

Ограничены делами, по которым прокурор может обратиться в арбитражный суд:

- С заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 23 и гл. 24 АПК РФ)

- С иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юрлицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований

- С иском о применении последствий недействительной ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юрлицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований

- Участие в арбитражном судопроизводстве по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за совершение административных правонарушений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 25 АПК РФ) - Вправе вступить в дело в любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности по делам, указанным в ч.1 ст. 52 АПК РФ

Формы участия и статус прокурора в арбитражном судопроизводстве

Инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в – защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (Сторона)


Вступление прокурора в процесс, инициированный иными лицами, по делам, указанным в ч.1 ст. 52 АПК РФ, с целью обеспечения законности (Лицо, участвующее в деле)

Принесение: -апелляционных жалоб на решения не вступившие в силу -кассационных жалоб на вступившие в законную силу решения арбитражных судов и постановления апелляционных инстанций -надзорных представлений о пересмотре решений, вступивших в законную силу


  1. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве

Прокурор может участвовать при рассмотрении дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор может являться стороной или представителем одной из сторон, обладая равными процессуальными правами с другими сторонами или их представителями.

Процессуальные права прокурора в конституционном судопроизводстве:

  • Знакомиться с материалами дела

  • Излагать свою позицию по делу

  • Задавать вопросы другим участникам процесса

  • Заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи

  • Представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела Знакомиться с отзывами другой стороны

Процессуальные обязанности прокурора в конституционном судопроизводстве

  • Прокурор обязан являться по вызову в Конституционный Суд Российской Федерации

  • Прокурор обязан давать объяснения и ответы на вопросы

  1. Участие прокурора в правотворческой деятельности

Прокуроры повседневно, работая с законодательными и иными нормативными актами, осуществляя надзор за исполнением законов, участвуя в  рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, рассматривая жалобы и заявления граждан, анализируя причины неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых предписаний и совершая многие другие предусмотренные законом действия, нередко встречаются с фактами несовершенства отдельных законодательных и иных актов, несоответствием их нормативным актам более высокой юридической силы, с противоречивостью правовых предписаний (двусмысленностью), содержащихся в различных нормативных актах, с пробелами в правовом регулировании, разного рода грамматическими погрешностями, нередко искажающими смысл правовых предписаний.   

Особенно часто с такими фактами прокуроры встречаются в процессе осуществления прокурорского надзора за законностью актов, принимаемых (издаваемых) органами представительной (законодательной) и исполнительной власти местного самоуправления. Уже это обстоятельство обязывает держать названный участок деятельности в поле зрения и систематически проводить проверки законности актов.



Реализуя возложенные обязанности, прокуратура в одном случае принимает меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды, в другом случае вносит в законодательные (представительные) органы и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.

Формы участия прокуроров в правотворческой деятельности весьма многообразны.

- Участие прокурора в подготовке проектов нормативных актов.

- Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов. При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актом общественных отношений и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду явного несовершенства.

В отдельных случаях прокурор, вообще, может высказаться о нецелесообразности принятия акта, например, когда общественные отношения в рассматриваемой сфере достаточно обстоятельно урегулированы ранее принятым актом или когда принятие акта, в силу противоречия его действующему законодательству, приведет к нарушениям прав и свобод граждан и другим негативным последствиям.

Давая правовую оценку проектам актов, с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам, и, с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов.

- Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов.

- Участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты. Закон о прокуратуре РФ наделил прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной и исполнительной власти, а также представительными и исполнительными органами муниципальных образований. Это право достаточно широко используется. Участвуя в этой работе, прокурор имеет возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности принятого ими акта или его части. Эта деятельность прокуроров также способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, укреплению законности и правопорядка.


- Внесение предложений в органы представительной (законодательной) власти, представительные и исполнительные органы муниципальных образований и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).

  1. Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры

1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

2. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.

21. Требования, предъявляемые к кадрам органов прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Согласно ст.40¹ Закона "О прокуратуре РФ" прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профес. и морал. качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;

  • признано судом недееспособным или ограничено дееспособным; имело или имеет судимость; в соответствии с заключением медицинской комиссии имеет заболевание, которое препятствует исполнению им служебных обязанностей; лишено решением суда права занимать должности государственной службы;

  • состоит в близком родстве или свойстве с должностным лицом органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью ими подконтрольностью одного из них другому.

  • отказывается от прохождения процедуры оформления на него допуска к сведениям, составляющим госуд тайну.


В целях выяснения у кандидата на должность прокурора или следователя необходимых деловых, моральных и профессиональных качеств с ним проводится собеседование руководителем соответствующего органа прокуратуры, а по его поручению и иными работниками. Кандидат на должность проходит так же медицинское освидетельствование.

Граждане принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок либо на срок не более 5 лет. Назначение работника на должность оформляется приказом, который объявляется работнику под роспись. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры может устанавливаться испытание.

Лицо, впервые принимаемое на работу в органы прокуратуры, принимает присягу. Работники прокуратуры обеспечиваются форменным обмундированием. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную работу применяют поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей – дисциплинар. взыскания.

  1. Порядок проведения аттестации прокурорских работников

Законодательством РФ установлены порядок и сроки проведения аттестации прокуроров. Информация об этом указана в Приказе Генпрокуратуры РФ № 146 от 11 марта 2020 г. Сотрудники же ведомственных университетов, институтов и научных учреждений проходят ее в порядке, устанавливаемом Генпрокурором РФ и с учетом особенностей педагогической деятельности и науки.

По закону, аттестация прокуроров бывает:

  1. Первичной.

  2. Очередной — но не ежегодной.

  3. Внеплановой — внеочередной.

Первичной аттестации подлежат сотрудники со стажем работы в надзорном ведомстве не менее 6 мес. и с дипломом юриста или имеющие другое в/о, если оно соответствует занимаемой прокурорской должности. Причем она может быть проведена и досрочно, то есть, до истечения 6 мес. службы. Такое правило действует в отношении лиц:

  • с дипломом юриста и трудоустроенных в прокуратуру РФ после увольнения из судов, федеральных, региональных органов и местных муниципалитетов, силовых служб, органов правопорядка, адвокатуры, нотариата, а также аккредитованных институтов, университетов, ведущими подготовку студентов в области юриспруденции или научных организаций, проводящих исследования по праву;

  • запасников (отставников), отслуживших в подведомственных органах СК или военных подразделениях СК РФ — если работники в отставке претендуют на прокурорские должности, по которым можно получить первый классный чин вплоть до старшего советника юстиции;

  • уволенных и вновь принятых на работу в надзорное ведомство.