Файл: Семинарскопрактическое занятие 1 ii. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 446
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя
Основные требования, предъявляемые к беседе: определение цели и задач беседы; составление плана; создание атмосферы, обеспечение психологического контакта с испытуемым, соблюдение этических норм; поддержание атмосферы доверия, искренности, доброжелательности; составление вопросов; каждый (они могут корректироваться в ходе беседы); фиксация (протоколирование) ответов после беседы.
Методы моделирования относят к самостоятельному классу методов, которые применяются, когда использование других методов затруднено. Особенностью данных методов является тот факт, что они опираются на определенную информацию о психическом явлении, а также тот факт, что при их использовании не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Именно поэтому сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и пр.
III. Представьте основные виды психологического эксперимента, их преимущества и недостатки.
Выделяют два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный, которые отличаются друг от друга условиями их проведения.
Лабораторный эксперимент проходит в специально оборудованном помещении (с использованием аппаратуры, приборов, позволяющих точно учитывать условия опыта, время реакции) и предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Требования, предъявляемые к лабораторному эксперименту: положительное и ответственное отношение испытуемых к эксперименту; доступная, понятная инструкция для них; равенство условий участия всех испытуемых; достаточное количество испытуемых; достаточное количество опытов. Достоинства: возможность создания условий для возникновения необходимого психического явления; большая точность и чистота; возможность строгого учета его результатов; многократное повторение, вариативность; возможность математической обработки полученных данных. Недостатки: искусственность обстановки, которое может повлиять на естественное течение психических процессов у испытуемых; вмешательство исследователя в деятельность испытуемого (средство воздействия на личность испытуемого).
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их так, какие они есть. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
IV. Заполнить пробелы:
1. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь эмпирическим путем.
2. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к гуманитарному направлению.
3. Гипотеза – это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.
4. Метод интроспекций состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
5. В основе научного метода лежит проверка гипотез.
Семинарско-практическое занятие № 3 по темам «Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие сознания человека»
II. Общая характеристика сознания и ее особенности.
Сознание – структура, функции, особенности.
Сознание — это внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Оно помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:
-
Высшая часть – разумное начало, -
средняя часть – волевое начало, -
низшая часть – чувственное начало.
Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:
-
рационально-мыслительная, -
эмоционально-чувственная, -
волевая.
Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях. Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает. Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности. В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.
1 Уровень бессознательного
Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком. Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.
2 Уровень сознания.
Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.
3 Уровень сверхсознания.
Сверхсознание включает в себя психические образования, которые человек может у себя сформировать с помощью целенаправленных усилий, используя определенные психотехники. На этом уровне человек может управлять физиологическими реакциями своего тела, изменять состояния сознания. В научных кругах встречается другое название этого уровня – расширенное сознание. Следует отметить, что выделение тех или иных компонентов в человеческом сознании обусловлено сложностью этой философской категории. Для сознания не существует жестких границ между его компонентами и уровнями. Сознание функционирует как единое целое.
Первым элементом в сознании является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание — понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания.
Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые особенно отрицательные эмоции негативно сказываются на ясности ума.
Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства, которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями.
Третьим структурным элементом сознания является воля — осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля — осознанное стремление и побуждение к действию.
В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.п. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.
К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание — форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память — психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Самосознание — осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия.
Итак, человек — самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни. Таким образом, самосознание — важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить следующие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией.
В философской литературе под рефлексией понимается обращение сознания (мышления) человека на самого себя, его размышление над своим психическим состоянием, полное сомнений и противоречий. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия. Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:
1) Познание как процесс приобретения знания о внешнем и внутреннем мире – это главнейшая функция сознания, без которой невозможно представить себе бытие человека. Сознание является составной частью всех познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти, представления – и организует их.
2) Регулирование поведения и деятельности человека. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности.
3) Отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания.
4) Творчество. Креативная функция сознания предполагает мыслительное конструирование принципиально нового. При этом творчество имеет множество проявлений: изобретательство, архитектура, художественное искусство, наука и т.п. Сознание в некотором смысле способно предвосхитить будущее, создавая то, что ранее не имело аналога.
Сознание характеризуется следующими особенностями:
• активностью. Сознание не является своеобразным «зеркалом», пассивно отражающим окружающий мир. Оно активно обрабатывает информацию, поступающую от организма и из внешнего мира, «запускает» наиболее подходящее поведение с учётом текущей ситуации и прошлого опыта человека;
• интенциональностью, т.е. направленностью на объект (предмет, явление и т.д.). Сознание - это всегда сознание о чём-то. Но, направляясь на определённый объект, сознание тем самым неизбежно отвлекается от других объектов. При этом возможность выполнения человеком сложной деятельности обеспечивается тем, что целый ряд движений, из которых эта деятельность состоит, осуществляется автоматически, т.е. без полного их осознания. Автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения, называются навыками. Владение определёнными навыками даёт возможность сознанию целиком сосредоточиться на основных решающих моментах, от которых зависит успех деятельности. Так, чтобы пианист смог творчески исполнить музыкальное произведение, он должен иметь хорошие навыки игры на пианино - иначе его сознание будет целиком приковано к технике выполнения движений, чтению нот и т.п.;