Файл: Семинарскопрактическое занятие 1 ii. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• рефлексивностью. Человек способен к самонаблюдению, рефлексии, т.е. к тому, чтобы направить своё сознание на специфический объект - самого себя. При этом он как бы отчитывается перед собой, отвечая на вопросы «Что я сейчас делаю?», «Что я чувствую?», «Чего я хочу?» и т.п., что выступает основой регуляции им своего поведения;

• категориальностью. Одной из составляющих сознания является система значений - выработанных в ходе общественно-исторического развития, обобщённо отражающих свойства предметов, связи и отношения между ними. Поэтому сознание каждого человека отражает мир сквозь призму общечеловеческих знаний, позиций, концептуальных схем, соотнося поступающую информацию с определёнными категориями (классами, видами, типами) объектов и их свойств;

• обусловленностью общественными формами сознания. Каждая нация характеризуется своими исторически сложившимися особенностями представлений о мире - религиозными, нравственными, эстетическими, правовыми, политическими, философскими. Эти особенности находят своё отражение в национальном языке, традициях, обычаях, фольклоре (народных сказках, пословицах, поговорках), литературе, живописи и т.д. Поскольку индивидуальное сознание всегда формируется в конкретном обществе, то человек неизбежно приобретает особенности видения мира, свойственные данному обществу;

• мотивационно-ценностным характером. Сознание каждого человека отражает окружающий мир «пристрастно» - в соответствии с его потребностями, мотивами, ценностями. Так, вид леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит продолжить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущем в этом краю. В таком случае говорят о разнице личностных смыслов одного объекта - леса - для данных людей, обусловленной разной ролью, которую этот лес играет в их жизни и текущей деятельности.

По двум различным основаниям выделяют следующие формы сознания: индивидуальное и общественное (групповое) сознание; сознание как процесс и как состояние. Индивидуальным называют сознание отдельного человека. Термин «общественное (групповое) сознание» подчёркивает схожесть картины мира у некоторого множества людей, обусловленную их принадлежностью к определённой группе. Сознание как процесс представляет собой «поток» одновременно протекающих психических процессов - познавательных, эмоциональных и волевых - в ходе выполнения им своих функций (рис. 24). Выделяют два вида процессов:


1) произвольные - организуются, направляются, контролируются и координируются самим субъектом; находятся в «фокусе сознания» (или в поле внимания);

2) непроизвольные - происходят как бы сами собой; находятся на «периферии сознания», содержание которой неотчётливо, смутно. К ним относятся, в частности, процессы, обеспечивающие выполнение навыков и привычных действий.

Сознание как состояние характеризуется с точки зрения уровня физиологической и психологической активации, полноты и «качества» выполнения им своих функций. Традиционно выделялись два состояния сознания - бодрствование и сон, но в 20 в. к ним добавили третье, точнее, целую их группу - так называемые «изменённые состояния сознания

Бодрствование - нормальное, рабочее состояние сознания, при котором все его функции выполняются в полном объёме. Оно соответствует активации всего организма и проявляется в способности человека эффективно расшифровывать поступающие стимулы, приспосабливаться к внешней действительности. При этом поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет уровень его бодрствования к некоторому оптимуму - он должен быть ни слишком низким (иначе человек заснёт), ни слишком высоким (если активация чрезмерно возрастёт, поведение может полностью дезорганизоваться). Так, курсант, который «любой ценой должен» успешно сдать экзамен, рискует потерять сосредоточенность, необходимую для понимания задаваемых вопросов. Сон рассматривается как состояние отдыха, при котором сознание практически не выполняет своих функций. В среднем организм взрослого человека функционирует с чередованием 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Таким образом, сон - это периодическое психическое состояние, которое характеризуется значительной обездвиженностью и «отключённостью» от воздействий внешнего мира.

Выделяют две основных его фазы - медленный сон и быстрый (парадоксальный) сон, которые вместе образуют цикл длительностью 6090 мин., повторяющийся 4-5 раз в естественном ночном сне. При медленном сне мозговая активность проявляется в виде всё более и более медленных волн. При этом ритмы сердца и дыхания замедляются, тонус мышц снижается, что позволяет организму в максимальной степени восстановить физические силы. Для данной фазы нехарактерны сновидения, но может проявляться сноговорение, о котором человек после пробуждения не помнит. При быстром сне мозговая активность проявляется в виде быстрых низкоамплитудных колебаний, схожих с начальной стадией сна и даже бодрствованием. Хотя деятельность мозга возрастает, мышечный тонус в целом остаётся сниженным, а разбудить человека оказывается значительно сложнее, чем на фазе медленного сна. На данной фазе происходит закрепление в памяти информации, полученной во время бодрствования; для неё характерны сновидения. Необходимо отметить, что сновидения относят к психическим явлениям бессознательного, являющегося формой отражения действительности, при которой утрачивается полная ориентировка во времени и месте (пространстве), нарушается речевое регулирование поведения, невозможен контроль над действиями и оценка их результата.



К совокупности психических процессов, актов и состояний бессознательного также относят реакции на «подпороговые», неощущаемые, но реально воздействующие раздражители, побуждения к действию, в которых отсутствует ясное осознание цели, патологические явления (бред, галлюцинации) и др.

III. Представьте отличие психики человека от психики животных.

Психика животных

Психика человека

наличие первой сигнальной системы (реакция нервной системы на непосредственное воздействие предметов внешнего мира)

наличие первой и второй сигнальных систем (реакция на непосредственный раздражитель + реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)

конкретное, наглядно- образное мышление

абстрактное мышление

не обладают языком, речью

обладают языком, речью

пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде

активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека

IV. Заполнить пробелы:

  1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

  2. Труд Дарвина, опубликованный в 1859 г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался «Происхождение видов».

  3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.

  4. Последовательность событий, в результате которой информация от органов чувств передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется рефлексом.

  5. Присущие данному виду сложные стереотипные формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют инстинктивным поведением.

  6.  У некоторых животных наблюдается импринтинг — создается глубокая привязанность к первому движущемуся предмету, который они увидели после появления на свет

  7. Способность к умозаключению— это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у высших млекопитающих.

  8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития черепа во всех направлениях, а тем самым и для увеличения объема головного мозга.

  9. Главные особенности социальной организации человека —разделение пищи со своими сородичами и образование постоянных групп.


Семинарско-практическое занятие № 4

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из

предложенных тем (можно с презентацией):

Раздел II. Тема доклада «Деятельность и внимание. Теории внимания»

Внимание – это интеллектуальные и сенсорные процессы психики, которые способствуют концентрации на изучении какого-либо явления или объекта.

По поводу внимания у психологов нет единого мнения – одни считают, что независимого процесса внимания не существует, и оно является стороной другого психологического процесса. Другие, наоборот, говорят, что внимание – это есть независимое психическое состояние человека со своими особенностями. В научной психологии проблема внимания является одной из самых важных и сложных, потому что от её решения зависит развитие всего психологического знания. Все ученые, выдвигающие когнитивные теории внимания, рассматривали эту функцию мозга с учетом различных факторов. Однако все сходятся во мнении, что без умения управлять своим вниманием невозможно познать окружающий мир, самого себя, а также добиваться успеха. Существует несколько теорий внимания, и каждый психолог рассматривает данную тему со своей точки зрения.

Л.С. Выготский рассматривал внимание в двух формах-природное внимание и внимание, как продукт культурного развития. Под природным вниманием он рассматривал, как то, что дано от рождения-врожденная способность реагировать на раздражители избирательно. О внимании, как о продукте культурного развития он говорил, что люди, окружающие ребенка, с помощью стимулов и средств направляют его внимание, подчиняют своей власти и дают ему те средства, с помощью которых ребенок овладевает своим вниманием-возникает произвольное внимание. То есть ребенок направляет свое внимание и поведение с помощью взрослых. С возрастом внимание улучшается, но опосредствованное внимание развивается быстрее, чем общее развитие. Итак, непроизвольное внимание у ребенка вызывают яркие окружающие предметы и речь взрослого человека.

Самую известную теорию внимания в психологии создал французский исследователь Теодюль Рибо. Он считает, что существует прямая связь между вниманием и эмоциями. Чем эмоциональнее человек реагирует на ситуации в жизни, тем сильнее он заостряет на этом свое внимание. Он считает, что, когда человек концентрирует на чем-то свое внимание, это вызывает физиологическую реакцию в организме. Для того, чтобы сконцентрировать внимание, нужно приложить определенные усилия. При физической работе напрягаются мышцы, а при умственной работе усиливается кровообращение в мозге. Поэтому если возникает истощение или усталость, или неправильно протекают внутренние процессы, человек отвлекается. Усилие, которое прилагает человек, сосредоточивая и удерживая на чем-то внимание, всегда имеет под собой физическую основу. В умении управлять движениями и заключается секрет произвольного внимания.


Физиолог Ухтомский известен тем, что является создателем концепции доминанты. Он считал, что в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который Ухтомский назвал доминантой. Она определяет поведение человека, и то, на чем он концентрирует свое внимание. Например, если идущий по улице человек голоден, то он в первую очередь будет обращать внимание на кафе, а не на магазины и салоны красоты.

Теория установки Д.Н. Узнадзе. Он связывает внимание с понятием установки. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем, если дать ему два одинаковых и по объему, и по весу предмета, то он будет оценивать их как его мозг установил изначально, то есть один предмет ему будет казаться тяжелее другого.

Установка, по его мнению, напрямую связана с вниманием. Этим объясняется и то, что в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли и образы.

III. Мнимая и подлинная рассеянность. Дать характеристику и сравнить виды рассеянности.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Мнимая рассеянность вызвана крайней сосредоточенностью внимания на каком-либо одном предмете. Она является результатом большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у профессоров и ученых. Их внимание настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он может не услышать заданных ему вопросов, ответить невпопад и даже не узнать знакомого. Физиологическая основа мнимой рассеянности-это мощный очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающий торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неадекватная реакция человека на какие-либо внешние воздействия при рассеянном внимании объясняется тем, что нервные импульсы от внешних раздражителей приходят как раз-таки на участки коры, находящиеся в состоянии торможения.

Подлинная рассеянность является полной противоположностью мнимой. Подлинная рассеянность-это когда человек с трудом устанавливает и удерживает внимание на чем-либо. Ему для этого требуется намного больше усилий, чем человеку, не страдающему рассеянностью. Внимание такого человека не устойчиво и легко отвлекаемо.

Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.