Файл: основные направления энергосбережения на транспорте и при организации перевозок.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.1 Направления энергосбережения
на железных дорогах
Экономия лишь 1 т условного топлива обеспечивает перевозку 3000 т грузов примерно на 100 км. Исходя из анализа основных каналов формирования потерь энергоресурсов по всем техническим средствам и технологиям железнодорожного транспорта, можно выделить основные направления энергосбережения на железнодорожном транспорте:
-
Увеличение доли электрифицированных железных дорог с заменых топливных тепловозов на подвижной состав с электрической тягой; -
Ввод в эксплуатацию современных, более совершенных локомотивов с улучшенным КПД силовой установки, совершенной системой охлаждения и меньшим потреблением топлива / энергии на собственные нужды; -
снижение сопротивления движению посредством увеличения доли грузовых вагонов на роликовых подшипниках и увеличения доли бесстыкового пути; -
внедрение рекуперативного торможения на электрифицированных участках железных дорог; -
Замена обычных вагонов на вагоны повышенной грузоподъемности с целью увеличения веса перевозимых грузов; -
совершенствование планирования перевозок; -
осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь электроэнергии на тяговых подстанциях, реактивной мощности в системе электротяги и стационарных потребителей; -
Замещение солярки для питания двигателей внутреннего сгорания локомотивов на сжиженный природный газ, который более экономичен и позволяет уменьшить износ двигателя; -
централизация теплоснабжения железнодорожных станций и узлов; -
Разработка более эффективных технологий передачи энергии от общей энергосистемы в токопроводящие линии железных дорог; -
Снижение энергопотерь на тяговых подстанциях; -
Совершенствование планирования перевозок; -
Широкое использование энергоёмких накопителей энергии в основных технологических процессах энергопотребления и генерации энергии, включая тепловую.
4.2 Результаты возможной экономии ресурсов
Таблица 1 - Основные задачи в области обеспечения экономии топливно-энергетических ресурсов | |
Мероприятие | Экономия ресурсов, % |
Применение системы индикаторов движения | 3-5 |
Повышение сцепных свойств электровозов посредством применения новых систем электропривода | 5 |
Применение бесконтактного регулирования тягового электропривода | 2-3 |
Применение электронных систем регулирования частоты вращения дизеля и подачи топлива | 2-3 |
Внедрение систем подогрева дизеля в режиме отстоя | 3-4 |
Применение двухдизельных силовых установок | 15-20 |
Внедрение автоматизированных систем управления и контроля расхода топлива | 5 |
Применение новых теплоизоляционных материалов | 3-5 |
Применение системы раздельного учета расхода электроэнергии для нужд пассажирского состава | 5 |
Применение системы автоматизированного ведения поезда | 5-7 |
5 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Морские и речные перевозки необходимы для транспортировки объемных и тяжелых грузов на большие расстояния. Кроме того, водный транспорт используется для перевозки большого количества пассажиров. Ввиду высокой мощности судовых силовых установок они потребляют относительно много топлива. Поэтому внедрение энергосберегающих технологий напрямую отражается на себестоимости перевозки 1 кг груза или 1 пассажира, что влияет и на рентабельность работы транспортных компаний.
5.1 Направления энергосбережения водного транспорта
Для уменьшения затрат энергоресурсов на водном транспорте применяются такие меры:
-
Разработка и установка на суда двигателей внутреннего сгорания с большим КПД, перевод силовых агрегатов на газообразные виды топлива; -
Разработка судов с оптимальным соотношением размеров и грузоподъемности с целью экономии топлива на перевозке контейнеров или других грузов на большие расстояния; -
Производство судов с конфигурацией корпуса, которая уменьшает сопротивление воды и позволяет набрать большую скорость с использованием менее мощных судовых двигателей; -
Разработка и реализация эффективного плана морских и речных перевозок, который исключает простой судов во время погрузочно-разгрузочных операций, при заходе в порт и выходе из него, во время швартовки и других подобных операций; -
Использование более эффективных инструментов прогнозирования погоды с целью недопущения выхода в море судов при неблагоприятных условиях, что увеличивает затраты топлива; -
Установка на судне бортового оборудования с меньшим энергопотреблением, что дает возможность уменьшить выработку электроэнергии судовыми генераторами; -
Разработка более эффективных маршрутов движения с использованием современных средств спутниковой навигации и отслеживания позиции судна; -
Оснащение корпусов судов необрастающими покрытиями; -
Внедрение на речных судах двигателей с турбонаддувом; -
Использование новых систем топливоподготовки; -
Оптимизация работы судового оборудования за счет АСУ.
6 АВИАТРАНСПОРТ
Перевозка пассажиров и грузов авиационным транспортом занимает не слишком большую долю в общем пассажиропотоке или грузопотоке в сравнении с железнодорожным и автомобильным транспортом. Однако ввиду того, что летательные аппараты потребляют больше дорогостоящего топлива, внедрение энергосберегающих технологий на авиатранспорте позволяет добиться значительной экономии в денежном эквиваленте.
Все энергосберегающие технологии, которые внедряются в этой сфере, можно условно разделить на две группы:
-
Энергосбережение в аэропортах и при обслуживании летательных аппаратов: -
Энергосбережение во время полета самолета.
6.1 Направление энергосбережения авиатранспорта
Сократить затраты энергии в аэропорту можно следующими способами:
-
Использование энергосберегающего осветительного оборудования-замена обычных галогенных ламп на светодиодные позволяет сократить затраты электроэнергии на освещение. Большой срок службы ламп и прочность дают возможность уменьшить периодичность замены освещения; -
Увеличение эффективности обслуживания самолетов-сокращение ручного труда и использование автоматизированных технологий обслуживания летательных аппаратов позволяет уменьшить простои, количество электроэнергии и топлива на проведение этих операций; -
Оптимизация воздушного трафика-правильно составленные схемы движения самолетов при посадке в аэропорту и взлете позволяют уменьшить время нахождения в воздухе и руление по дорожкам и взлетно-посадочным полосам с включенными двигателями. Это напрямую влияет на количество сжигаемого топлива и энергоемкость полетов.
Рассмотрим энергосберегающие технологии, связанные с самими самолетами:
-
Увеличение КПД авиационных двигателей и снижение потребления топлива на перевозку 1 кг груза или 1 пассажира; -
Увеличение соотношения полезной нагрузки к общему весу летательного аппарата; -
Совершенствование технологий взлета и посадки для уменьшения энергозатрат на совершение этих операций; -
Разработка альтернативных видов топлива, в том числе использование возобновляемых энергоресурсов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортная промышленность, как и любая другая отрасль, придерживается направления снижения энергопотребления, так как это уменьшает расход топлива. Весь мир, пользующейся транспортными средствами, мечтает о транспорте, который не использовал бы топливных ресурсов и не загрязнял окружающую среду. Энергосбережение на транспорте представляется не только экономически оправданным и выгодным, но и чрезвычайно актуальным и необходимым в свете сокращения мировых запасов природных энергетических ресурсов. А экономия электроэнергии – это прежде всего экономия денег.
Подводя итоги вышеизложенному, учитывая важную роль энергетики в жизни транспортной отрасли, приоритетными направлениями и задачами её энергетической политики являются: − полное и надёжное энергетическое обеспечение перевозочного процесса; − значительное снижение удельного расхода ТЭР во всех сферах деятельности.
Для достижения национальной цели по повышению энергоэффективности энергоемкость транспортного сектора должна быть значительно снижена. Большая часть мероприятий, необходимых для повышения энергоэффективности в транспортном секторе, может быть реализована без дополнительных капитальных затрат.
Современный уровень знаний, а также имеющиеся и находящиеся в стадии разработок технологии дают основание для оптимистических прогнозов: есть реальные возможности для перехода на альтернативные источники энергии (неисчерпаемые и экологически чистые).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Рыжова Е.Л. «Энергосберегающие и энергоэффективные технологии транспортной отрасли». -
https://energo-audit.com/energosberezhenie-na-transporte – «Энергосбережение на транспорте». -
https://studref.com/527238/tehnika/resursosberegayushie_tehnologii_na_zheleznodorozhnom_transporte - «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте». -
Журнал: RUSSIAN JOURNAL OF MANAGEMENT Том 5 № 1 , 2017 – «К вопросу о проблемах энергосбережения транспортной системы на уровне современного города». -
https://www.alpapowder.com/ru/112858/ – «Применение диоксида кремния в резине, пластмассах и покрытиях». -
Борисова Н.И., Борисов А.В. – «К вопросу об энергоресурсоснабережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях». -
Борисова Н.И., Борисов А.В. Проблемы – «повышение энергоэффективности российских городов в новых инновационных экономических условиях». -
Борисова Н.И., Борисов А.В., Выприцкая Е.Ю. – «К вопросу о разработке и использовании альтернативных источников энергии в России и ее регионах в современных условиях» -
Борисова Н.И. – «Перспективы развития транспортного строительства России в современных рыночных условиях». -
Борисов А.В. «Проблемы развития отрасли дорожного строительства Волгоградской области в новых экономических условиях».
Томск-2023