Файл: 1. Строение механизмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 753

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И

Изнашивание

процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы тела; при этом могут изменяться и свойства поверхностных слоев материала (абразивное, механическое, усталостное, эрозионное).

Износ

результат изнашивания в единицах длины, объема или массы.

Интерференция зубьев

явление, заключающееся в том, что при рассмотрении теоретической картины зубчатого зацепления часть пространства оказывается одновременно занятой двумя взаимодействующими зубьями.

Исполнительный орган (звено) машины

твердое тело, выполняющее в технологических машинах заданные перемещения с целью изменения или контроля формы, размеров и свойств обрабатываемого предмета.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


К

Карданная передача

механизм, состоящий из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров и предназначенный для передачи крутящего момента между агрегатами, оси которых не совпадают и могут изменять свое положение. Для компенсации изменения расстояния между агрегатами трансмиссии в карданной передаче используют подвижные в осевом направлении шлицевые муфты.

Карданные шарниры можно разделить:

- по кинематике на синхронные (равные угловые скорости) и асинхронные (неравные угловые скорости);

- по конструкции на полные, полукарданные — жесткие (угол до 2°) и упругие (угол до 12°).

Квазиплоский механизм

пространственный механизм, по своей структуре не имеющий избыточных контурных связей, однако элементы кинематических пар имеют такое расположение в пространстве, при котором звенья совершают сложное движе­ние, достаточно близкое к плоскому движению, параллельному одной и той же неподвижной плоскости. Это позволяет при расчете кинематических и кинетостатических параметров харак­теристик механизма пользоваться с некоторыми допущениями двухмерными системами отсчета взамен трехмерной системы отсчета.

Кинематика

изучает методы определения скоростей, ускорений точек звеньев механизма, а также кинематическое проектирование механизмов по заданным условиям.

Кинематический анализ механизма

определение движения звеньев механизма по заданному движению начальных звеньев.

Основные задачи:

- определение положений звеньев и траекторий отдельных точек;

- определение линейных скоростей и ускорений точек и угловых скоростей и ускорений звеньев;

- определение передаточных функций или отношений между звеньями.

Методы кинематического анализа:

- графический – основан на графическом дифференцировании и интегрировании;

- аналитические – в общем случае сложны и требуют громоздких вычислений.

Кинематический синтез механизма

определение размеров его звеньев по заданным кинематическим свойствам.

Кинематическая диаграмма

называется кривая в прямоугольной системе координат, представляющая зависимость какого-либо параметра движения звена от времени или угла поворота ведущего звена.

Кинематическая схема механизма

называется графическое изображение механизма с применением условных обозначений звеньев и кинематических пар и с указанием размеров, необходимых для кинематического анализа.

Кинематическая пара

соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение (или подвижное соединение двух звеньев). Кинематические пары обозначают заглавными латинскими буквами (A,B,C,D и т.д.).



Кинематическая пара начальная

пара, звеньям которой приписывается одна или несколько обобщенных координат меха­низма.

Кинематическая пара одноподвижная

кинематическая пара с одной степенью свободы в относительном движении ее звеньев.

 

Кинематическая пара приводная

кинематическая пара, в которой звенья перемещаются принудительно посредством привода, смонтированного на них.

Кинематическая пара высшая

кинематическая пара, в которой элементом соприкосновения двух звеньев являются точка или линия.



Кинематическая пара низшая

кинематическая пара, в которой элементом соприкосновения двух звеньев является поверхность.



Кинематическая поступательная пара винтовая

одноподвижная пара, допускающая винтовое  движение одного звена относительно другого.

Число связей – 5, число степеней свободы – 1, 1Ви (Ви)

      

Кинематическая поступательная пара вращательная

одноподвижная пара, допускающая вращательное движение одного звена относительно другого.

Число связей – 5, число степеней свободы – 1, 1В (В)

    

Кинематическая пара плоскостная

трехподвижная пара, допускающая плоское движение одного звена относительно  другого.

Число связей – 3, число степеней свободы – 3,  3Пл (Пл)

     

Кинематическая пара поступательная

одноподвижная пара, допускающая прямолинейно – поступательное движение одного звена относительно другого.

Число связей – 5, число степеней свободы – 1,  1П (П)

      

Кинематическая пара сферическая

трехподвижная пара, допускающая сферическое движение одного звена относительно другого.

Число связей – 3, число степеней свободы – 3,  3С (С)

   

Кинематическая пара сферическая с пальцем

двухподвижная пара, допускающая сферическое движение одного звена относительно другого.

Число связей – 4, число степеней свободы – 2, 2Сп (Сп)

      

Кинематическая пара шар-плоскость

Число связей – 1, число степеней свободы - 5

      

Кинематическая пара цилиндр-плоскость

Число связей – 2, число степеней свободы – 4

   

Кинематическая пара цилиндрическая

двухподвижная пара, допускающая вращательное и поступательное (вдоль оси вращения) движения одного звена относительно  другого.

Число связей – 4, число степеней свободы – 2,  2Ц (Ц)

     

Кинематической пары элемент

совокупность поверхностей, линий и отдельных точек звена, по которым оно может со­прикасаться с другим звеном, образуя кинематическую пару.

Кинематической пары класс

число связей, наложенных на относительное движение звеньев кинематической пары. В плос­ких механизмах подвижность пары не связана однозначно с ее классом.

Кинематическая цепь

система звеньев, связанных между собой кинематическими парами.

Кинематическая цепь открытая

называется кинематическая цепь, звенья которой входят только в одну кинематическую пару.



Кинематическая цепь замкнутая

называется кинематическая цепь, каждое звено которой входит не менее чем в две кинематические пары.



Кинематическая цепь простая

называется кинематическая цепь, в которой все звенья входят не более чем в две кинематические пары.



Кинематическая цепь сложная

называется кинематическая цепь, звенья которой входят в три и более кинематические пары.



Кинематическая цепь определенная

кинематическая цепь, в которой закон движения ведомых звеньев можно определить по закону движения ведущих.

Кинематическая цепь неопределенная

кинематическая цепь, в которой закон движения ведомых звеньев нельзя определить по закону движения ведущих.

Кинематическая цепь плоская

кинематическая цепь, в которой точки звеньев описывают траектории, лежащие в параллельных плоскостях.

Кинематическая цепь пространственная

кинематическая цепь, в которой точки звеньев описывают неплоские траектории, или траектории лежащие в пересекающихся плоскостях.

Кинематическое соединение

кинематическая цепь с числом звеньев более двух, эквивалентная заменяющей кинематической паре, но отличающаяся по своей конструкции.

Кинетическая энергия механизма

сумма кинетических энергий его звеньев. У звена, совершающего поступательное движение, кинетическая энергия 

Звено, совершающее вращательное движение, имеет кинетическую энергию   где

J – момент инерции звена относительно оси вращения;

m – масса звена;

v – скорость звена;

ω – угловая скорость звена.

Кинетостатика

раздел механики, изучающий движение с помощью уравнений движения, записанных в форме уравнений статики с использованием принципа Даламбера.

Кинетостатический расчет

силовой расчет механизма, основанный на применении принципа Даламбера.

Класс кинематической пары

число связей,наложенных на относительное движение звеньев.

Колебания периодические

возникают в механизмах и машинах, в которых силы, действующие на звенья, изменяются в определенной зависимости от угла поворота ведущего звена. К таким машинам относятся двигатели внутреннего сгорания, паровые машины, поршневые насосы и др. Периодические колебания регулируются при помощи маховика.

Колебания непериодические

возникают в результате случайного изменения сил полезных сопротивлений. Такие колебания регулируются центробежными регуляторами.

Конические зубчатые передачи

передачи с пересекающимися осями колес



Контур

линия, очерчивающая расположение звеньев в ме­ханизме. Механизм может содержать один или несколько за­мкнутых или незамкнутых контуров.

Контур механизма векторный

контур, составленный из геометрических векторов, связанных со звеньями механизма.

Коромысло (редко: рычаг)

вращающееся звено рычажного механизма, которое может совершать только неполный оборот вокруг неподвижной оси (звено 4 и 5).



Коронная шестерня

Коэффициент неравномерности

Коэффициент удельного давления

Коэффициент удельного скольжения

центральное колесо, имеющие внутренние зубья.

отклонения угловой скорости от среднего уровня.

 

характеризует величину контактных напряжений, возникающих в местах соприкосновения зубьев.

характеризует износостойкость зубчатой передачи в высшей КП.

Коэффициент неравномерности движения механизма

отношение разности максимального и минимального значений обобщенной скорости механизма к ее среднему значению за один цикл установившегося движения механизма.

Коэффициент перекрытия

характеризует непрерывность и плавность зацепления в зубчатой передаче.

Коэффициент скольжения

характеризует величину проскальзывания сопряженных профилей зубчатых колес в процессе зацепления

К.П.Д. цикловой механизма (????)

отношение полезной работы к работе движущих сил за цикл установившегося движения η=1-ψ, где ψ- коэффициент потерь равный отношению работы сил вредного сопротивления к работе движущих сил η=Апсд.

К.П.Д. мгновенный механизма

отношение мощности внешних сил на ведомом звене к мощности внешних сил на ведущем звене.

К.П.Д. общий последовательных  механизмов

равен произведению К.П.Д. отдельных механизмов η=η1η2…ηm.



К.П.Д. общий параллельных механизмов

равен:   где ηi, AДi, - к.п.д. и работа движущих сил на входе i-го механизма, АД - работа движущих сил на входе всего машинного агрегата.



Кривошип (иногда: коленчатый вал, коленвал, эксцентрик, водило)

 

 

 

 

 

вращающееся звено рычажного механизма, которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси (звено 1).



Кривошипно-коромысловый механизм

шарнирный четырехзвенный механизм, в состав которого входит кривошип и коромысло.



Кривошипно-ползунный (кривошипно-шатунный) механизм

рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и ползун. Кривошипно-ползунный механизм служит для преобразования вращательного движения кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна или, наоборот, возвратно-поступательного движения ползуна во вращательное движение кривошипа.



1 звено – кривошип; это звено, прикреплённое к стойке, совершает полный оборот вокруг неё.

2 звено – коромысло; это звено совершает колебательные движения относительно стойки.

3 звено – шатун; шарнирно связанно с неподвижными звеньями, и совершает плоскопараллельное движение (ползун, поршень).

4 звено – стойка.

Кривошипно-кулисный механизм

рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и кулиса. Кривошипно-кулисный механизм служит для передачи и преобразования вращательного движения кривошипа во вращательное или качательное движение кулисы и, наоборот, движение кулисы во вращение кривошипа.

Кулачок

звено, имеющее элемент высшей пары, выполненный в виде поверхности переменной кривизны.

Кулачковый механизм

трехзвенный механизм с высшей кинематической парой, в состав которого входит кулачок (входное звено, рабочая поверхность которого имеет переменную кривизну) и толкатель (коромысло, выходное звено).



Кулачковый механизм позиционный

кулачковый механизм, предназначенный для перевода ведомого звена из одного положения в другое.

Кулачковый механизм функциональный

кулачковый механизм, предназначенный для воспроизведения заданного закона движения ведомого звена.







Кулачковых механизмов классификация

1. В зависимости от вида относительного движения звеньев:

а) плоские (кулачок и толкатель перемещаются в параллельных плоскостях) (рис. 1,а);

б) пространственные (кулачок и толкатель перемещаются в непараллельных плоскостях) (рис. 1,б).



Рис.1

 

2. По видам движения кулачка:

а) с поступательно движущимися кулачками (рис. 2,а);

б) с вращающимися кулачками (рис. 1,а);

в) с качающимися кулачками (рис. 2,б).



Рис. 2

 

3. В зависимости от характера движения толкателя:

а) возвратно-поступательные;

б) колебательные;

в) сложные.

4. По профилю рабочей поверхности толкателя:

а) остроконечный (рис. 3,а);

б) роликовый (рис. 3,б);

в) плоский (рис. 3,в);

г) сферический (рис. 3,г).



Рис. 3

 

5. В зависимости от типа кулачка:

а) дисковые (рис. 1,а);

б) пазовые (рис. 1,б).

6. В зависимости от расположения оси толкателя и центра вращения кулачка:

а) центральные (рис. 1,а);

б) дезаксиальные (рис. 2,б).

Кулачковый распределительный вал

система кулачков с од­ним общим валом, предназначенная для согласованной работы нескольких выходных звеньев. Каждый кулачок имеет определен­ный угол установки начальной прямой относительно кулачка, принятого за базовый.

Кулиса

подвижное звено механизма, имеющее направляющие, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару (звено 3).



Кулисный механизм



1 – кривошип;

2 – камень кулисы (втулка) вместе с 3 совершает полный оборот вокруг А (ω1 и ω2 одно и тоже), а также движется вдоль звена 3 приводя его во вращение;

3 – кулиса, неподвижная направляющая для камня.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Л

Линия зацепления

траектория точки контакта профилей в ее абсолютном движении (т.е. в движении по отношению к неподвижному звену зубчатой передачи).

М

Малышева формула

формула определения степени подвижности пространственной кинематической цепи W6= 6n - (5P1+4P2+3P3+2P4+1P5), где n-количество звеньев кинематической цепи; P1,P2,P3,P4,P5число одно, двух трех, четырех- и пяти-подвижных кинематических пар в кинематической цепи.

Манипулятор

устройство, дистанционно управляемое оператором и программным устройством, содержащее рабочий орган, который предназначен для имитации перемещений и рабочих функций кисти руки человека.

Масштабный коэффициент

отношение численного значения физической величины в свойственных ей единицах к длине отрезка в миллиметрах, изображающего эту величину.

Маховик

вращающееся тело, характеризующееся добавочным моментом инерции и предназначенное для уменьшения коэффициента неравномерности движения механизма. Маховик выполняют в виде массивного сплошного диска или шкива с тяжелым ободом и спицами. Маховик аккумулирует энергию при увеличении угловой скорости и отдает ее при уменьшении скорости.



Машина

устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека.

Машина-автомат

машины, совершающие технологический процесс и связанные с ним транспортные операции без участия человека.

Машина-двигатель

энергетическая машина, предназначенная для преобразования энергии любого вида в механическую энергию твердого тела.

Машина-генератор

энергетическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии твердого тела в энергию любого вида.

Машина информационная

машина для получения и преобразования информации.

Машина технологическая

машина, предназначенная для преобразования обрабатываемого предмета, состоящего в изменении его размеров, формы, свойств или состояния.

Машина транспортная

машина, предназначенная для перемещения людей и грузов.

Машина энергетическая

машина, предназначенная для преобразования энергии.

Машинный агрегат

техническое объединение двигателя и технологической (рабочей машины).

Метод обращения движения

метод проектирования и ис­следования механизма, при котором одно подвижное звено ус­ловно (мысленно) считается неподвижным при сохранении от­носительных движений всех других звеньев, входящих в состав механизма, включая и стойку, которая становится подвижным звеном.

Метод замкнутых векторных контуров

заключается в следующем:

- звенья механизма изображают в виде векторов, которые образуют на схеме механизма один или несколько замкнутых векторных контуров (в соответствии с количеством групп Ассура);

- складывают векторные уравнения замкнутости каждого контуру;

- выбирают прямоугольную систему координат и проектируют уравнение замкнутости контуров на осе выбранной системы координат. В результате получают аналитические зависимости положения звеньев от обобщенных координат механизма и его размеров, то есть функцию положений звеньев механизма;

- дифференцируют дважды по времени уравнение замкнутости контуров в проекциях на осе x, y и получают, соответственно, систему уравнений для определения скоростей и ускорений звеньев механизма. Если дифференцируют по обобщенной координате — получают, соответственно, уравнения для определения аналогов скоростей и ускорений.

- определяют координаты, проекции скоростей и ускорений характерных точек механизма. Определяют модули скоростей и ускорений этих точек.

Механизм

искусственно созданная замкнутая кинематическая  цепь,  в которой при заданном движении одного или  нескольких звеньев относительно любого из них все  остальные звенья  совершают однозначные движения или система тел, предназначенная для преобразования движения одних тел (одного или нескольких) в требуемое движение других.

Например: механизм подачи заготовок, механизм сцепления, механизм торможения и т.д.

Механизм 1 класса

простой механизм, состоящий из одного подвижного звена, образующего с неподвижным звеном низшую кинематическую пару



Механизм гидравлический

называется механизм, в котором преобразование движения происходит посредством как твердых тел, так и жидкости.

Механизм пневматический

в случаях, когда промежуточной средой является газ, речь идет о пневматических механизмах. Тогда насос заменяется на источник сжатого воздуха, а вместо соединения с резервуаром, выполняется выход в атмосферу.

Механизм мальтийский

это механизм, предназначенный для преобразования непрерывного движения звена 1 (кривошип) во вращательное движение звена 2 (мальтийский крест) с периодическими остановками (см.рис.). Обычно мальтийский крест имеет от 4 до 20 пазов, а также один или два кривошипа. Конструктивно звено 1 состоит из двух деталей: кривошипа с роликом и запорной шайбы. Звено 1  совершает непрерывное вращательное движение, при этом один оборот звена имеет две фазы движения: рабочий ход и холостой ход. Во время рабочего хода кривошип звена 1 поворачивает на определенный угол мальтийский крест, а во время холостого хода мальтийский крест должен быть неподвижен, что обеспечивается запорной шайбой.



Механизм передаточный

механизм, обеспечивающий воспроизведение заданной функциональной зависимости между перемещениями входных и выходных звеньев.

Примеры передаточных механизмов (зубчатый и планетарный):

        

Механизм точный направляющий

механизм, в котором траектория некоторой точки звена, образующего кинематические пары только с подвижными звеньями, точно совпадает с заданной кривой на отдельном участке или на всем ее протяжении.

Примеры точных прямолинейно-направляющих механизмов:

    

Механизм приближенный направляющий

механизм, в котором траектория некоторой точки звена, образующего кинематические пары только с подвижными звеньями, мало отличается от заданной кривой на отдельном участке или на всем ее протяжении.

Механизм фрикционный

механизмы, в которых для передачи движения между соприкасающимися звеньями используется трение. Существуют фрикционные механизмы с постоянным и регулируемым  передаточным отношением.

Модуль зубьев

линейная величина в π раз меньше шага зубьев.

Момент инерции звена

мера инертности звена во вращательном движении, равная сумме произведений масс частиц тела на квадраты их расстояний до плоскости, оси или точки.

Моментная неуравновешенность

характеризуется тем, что центр масс ротора расположен на оси его вращения, главная центральная ось инерции повернута относительно оси вращения на некоторый угол γ.

Мультипликатор

повышающая передача, включающая в себя систему взаимодействующих колес, заключенных в единый корпус.


Н

Начальный механизм (механизм 1-го класса)

 

 

группа звеньев, состоящая из входного звена и стойки. Начальный механизм обладает одной степенью подвижности и дальнейшее наслоение кинематических цепей не должно изменять степени подвижности всего механизма.

Варианты начальных механизмов



Начальный радиус кулачка

минимальный радиус-вектор центрового профиля кулачка.

Начальное звено

звено, которому приписывается одна или несколько обобщенных координат. Обычно за начальные принимаются входные звенья механизма, которым сообщается заданное движение.

Неуравновешенность ротора

состояние ротора, характеризующееся таким распределением масс, которое во время вращения вызывает переменные нагрузки на опорах ротора и его изгиб.

Неуравновешенность статическая

неуравновешенность, при которой ось ротора и его главная центральная ось инерции параллельны.



 

Неуравновешенность моментная

неуравновешенность, при которой ось ротора и его главная центральная ось инерции пересекаются в центре масс ротора.



Неуравновешенность динамическая

неуравновешенность, при которой ось ротора и его главная центральная ось инерции пересекаются не в центре масс или перекрещиваются. Она состоит из статической и моментной неуравновешенности.



О

Обобщенные координаты

совокупность координат, независимых друг от друга и полностью определяющих положение всех звеньев механизма в любой момент времени.

Число обобщенных координат равно числу подвижностей механизма. В качестве обобщенных координат могут служить любые переменные координаты, определяющие положение звеньев.

Примеры обобщенных координат:



а                                        б                                             в

а – механизм с одной подвижностью и угловой обобщенной координатой;

б – механизм с одной подвижностью и линейной обобщенной координатой;

в– механизм с двумя подвижностями, имеющий два начальных звена

Огибания способ (нарезание зубчатых колес)

способ формообразования зубьев зубчатых колес, при котором боковые поверхности зубьев образуются как огибающие последовательных положений режущей кромки зуборезного инструмента (червячной фрезы, долбяка, зуборезной гребенки).

Одноподвижная пара

кинематическая пара с одной степенью свободы в относительном движении ее звеньев. Одноподвижными являются поступательная, вращательная и винтовая пары.

Окружность вершин

окружность наибольшего диаметра (проходящая через вершины зубьев) De



Окружность впадин

окружность, ограничивающая тело зубчатого колеса от стороны его зубьев Di



Окружность делительная

окружность, которая делит зуб на две части (Dд)




П

Передаточное отношение

отношение угловой скорости ведущего звена к угловой скорости ведомого звена (i)  

Передаточное отношение зубчатой передачи ijk

называется отношение угловой скорости j-го зубчатого колеса к угловой скорости k-го зубчатого колеса

Питч

отношение числа зубьев колеса к делительному диаметру в дюймах (используется вместо модуля зубьев в странах с дюймовой системой мер).

План положений механизма

графическое изображение взаимного расположения звеньев механизма в определенный момент времени.

План скоростей звена

называется графическое построение, представляющее собой плоский пучок, лучи которого изображают абсолютные скорости точек звена плоского механизма, а отрезки, соединяющие концы лучей, – относительные скорости соответствующих точек при данном положении звена.

План скоростей механизма

называется совокупность планов скоростей звеньев механизма с одним общим полюсом.

Плана скоростей свойства

– фигура на плане скоростей, образованная векторами относительных скоростей, подобна фигуре на звене, образованной отрезками, соединяющими соответствующие точки;

– план скоростей дает возможность находить угловую скорость звена. Для этого нужно относительную скорость между любыми двумя точками, лежащими на одном звене, разделить на расстояние между этими точками:



– по плану скоростей можно найти положение мгновенного центра скоростей звена, т. е. точки на звене, скорость которой в данный момент равна нулю;

– на плане скоростей можно найти направления касательных и нормалей к траекториям точек без построения самих траекторий.

План ускорений звена

называется графическое построение, представляющее собой плоский пучок, лучи которого изображают абсолютные ускорения точек звена плоского механизма, а отрезки, соединяющие концы лучей, – относительные ускорения соответствующих точек при данном положении звена.

План ускорений механизма

называется совокупность планов ускорений звеньев механизма с одним общим полюсом.

Плана ускорений свойства

– фигура на плане ускорений, образованная векторами относительных ускорений, подобна фигуре на звене, образованной отрезками, соединяющими соответствующие точки;

– план ускорений позволяет определять угловые ускорения звеньев. Для этого необходимо относительное касательное ускорение между любыми двумя точками звена разделить на расстояние между этими точками:



– по плану ускорений можно найти положение мгновенного центра ускорений звена, т. е. точку на звене, ускорение которой в данный момент равно нулю;

– план ускорений дает возможность находить радиусы кривизны траекторий без их построения.

Планетарный механизм

 

называется эпициклический механизм, имеющий в своем составе хотя бы одно звено с подвижной геометрической осью в пространстве и степень подвижности равным 1.

Плоский механизм

механизм, точки звеньев которого описывают траектории, лежащие в параллельных плоскостях.

Плоскостная пара

трехподвижная пара, допускающая плоское движение одного звена относительно другого.

Пневмомашина

энергетическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии твердого тела в механическую энергию газа (или наоборот).

Поверхность зуба боковая

поверхность, ограничивающая зуб со стороны впадины.

Поводок

звено, входящее в группе в две кинематические пары, одна из которых свободная и служит для присоединения к одному из подвижных звеньев механизма или к стойке.

Подвижность кинематической пары

число степеней свобо­ды в относительном движении ее звеньев. Различают одно-, двух-, трех-, четырех- и пятиподвижные кинематические пары.

Подвижности механизма

это независимые возможные перемещения его звеньев. Число подвижностей механизма и число степень свободы механизма синонимы.

Подвижность разомкнутой кинематической цепи равна сумме подвижностей, допускаемых ее кинематическими парами (манипулятор, приведенный на рисунке имеет 5 подвижностей).



Число подвижностей плоских механизмов

W=3n-2pн-2pв

где n –число подвижных звеньев

pн – число низших кинематических пар в механизме

pв – число высших кинематических пар в механизме.

Число подвижностей пространственных механизмов

W=6n-5p5-4p4-3p3-2p2-p1

где p– число кинематических пар i-класса в механизме, i=1, 2, …5.

Подвижность механизма местная

подвижность одного звена, не влияющая на перемещения других звеньев. Пример – подвижность ролика 3 толкателя 2 кулачкового механизма.



Подрезание ножки зуба

срезание части номинальной поверхности у основания зуба обрабатываемого зубчатого колеса в результате интерференции зубьев при станочном зацеплении.

Полезная работа механизма

работа движущих сил за вычетом работы, затраченной на преодоление сил вредного сопротивления в механизме.

Ползун

(поршень – в двигателях и компрессорах, толкатель – в кулачковых механизмах, суппорт – в станках, кулисный камень) – звено образующее поступательную пару с неподвижным другим звеном (чаще всего со стойкой) (звено 5).



Полное уравновешивание плоского механизма

производится с помощью противовесов, подобранных и установленных так, чтобы сумма сил инерции всех звеньев (включая и силы инерции противовесов) и сумма моментов этих сил относительно любой точки равнялись бы нулю.

Полюс зацепления (зубчатой передачи)

точка или одна из точек касания начальных поверхностей зубчатых колес передачи.

Поступательная пара

одноподвижная пара, допускающая прямолинейно-поступательное движение одного звена относительно другого.

Приведенная масса mпр

масса, сосредоточенная в одной точке (называемой точкой приведения), кинетическая энергия которой равна кинетической энергии механизма:   откуда  , где v – скорость точки приведения.

Приведенный момент инерции механизма

момент инерции, которым должно обладать одно из звеньев механизма (звено приведения) относительно оси вращения, чтобы кинетическая энергия этого звена равнялась сумме кинетических энергий всех звеньев.



где   – угловая скорость вала приведения.

Приведенный момент сил

момент сил, условно приложенный к звену приведения и определяемый из условия равенства его элементарной работы (мощности) сумме элементарных работ (мощностей) сил и моментов сил, действующих на звенья механизма.

Приведенная сила

сила условно приложенная к точке приведения и определяемая из условия равенства ее элементарной работы (мощности) сумме элементарных работ (мощностей) сил и моментов сил, действующих на звенья механизма. Различают «приведенную движущую силу», «приведенную силу со­противления», «приведенную силу инерции» и др.

Приведенная пара сил

пара сил, условно приложенная к одному из звеньев механизма (звену приведения) и определяемая из равенства элементарной работы этой пары сил сумме элементарных работ сил и пар сил, действующих на звенья механизма.

Различают «приведенную пару движущих сил», «приведенную пару сил сопротивления», «приведенную пару сил инерции» и др.

Привод машины

система, состоящая из двигателя и связанных с ним устройств для приведения в движение одного или нескольких твердых тел, входящих в состав машины.

Принцип Даламбера

при движении механической системы активные силы, реакции связей и силы инерции образуют равно­весную систему сил в любой момент движения.

Принцип освобождаемости от связей

замена действия свя­зей реакциями связей при составлении кинетостатических уравне­ний движения механизма.

Программа машины

совокупность предписаний, обеспечивающих выполнение технологического процесса в машине.

Производящий исходный контур

проекция режущей грани инструмента на плоскость, перпендикулярную оси вращения заготовки.

Промышленный робот

манипулятор с изменяемой программой, представляющий собой автономно функционирующую машину-автомат, предназначенную для воспроизведения некоторых двигательных и умственных функций человека при выполнении вспомогательных и основных производственных операций.

Пространственный механизм

механизм, точки звеньев которого описывают пространственные траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях.

Профили сопряженные

профили, обеспечивающие заданное угловое передаточное отношение.

Профиль зуба

линия пересечения боковой поверхности зуба с плоскостью, перпендикулярной к оси вращения колеса