Файл: Методическая разработка для преподавателя самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса по дисциплине реабилитация больных со стоматологической патологией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы и задания:
1. Опишите st. localis (см. рис.), заполните необходимую документацию
2. Поставьте диагноз.
3. Укажите возможные причины данной патологии и время их воздействия.
4. Составьте план комплексного лечения и реабилитации ребѐнка.
Ответы
1. Имеет место щелевидный дефект мягкого и частично твѐрдого нѐба, хронические гипертрофические разрастания слизистой оболочки носоглотки грибовидной формы. Ширина расщелины по линии А 1,8 – 2 см, фрагменты мягкого нѐба укорочены.
2. Врождѐнная неполная расщелина твѐрдого и мягкого нѐба.
3. Нарушены функции сосания, глотания, внешнего дыхания, речи.
4. Уранопластика в 4 - 6 лет, с 3х-летнего возраста занятия с логопедом и ортодонтическое лечение в до - и послеоперационном периоде.

Задача 7
Ребенок К., 1 год. Со слов мамы ребенок родился в срок. Вес при рождении 3300 г. На фотографии представлен верхний отдел собственно полости рта.
1.
Опишите st. localis(см. рис.), заполните необходимую медицинскую документацию
2.
Поставьте диагноз.
3.
Составьте план комплексного лечения и реабилитации ребенка.
4.
Укажите пути профилактики данной патологии.
Ответ.
1.
Имеет место щелевидный дефект верхней губы, альвеолярного отростка слева, дефект твердого и мягкого неба, врожденная деформация и уплощение крыла носа слева.
2.
Врожденная полная левосторонняя расщелина верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба.
3. план комплексного лечения и реабилитации ребенка.
• хейлопластика слева в 6-12 месяцев
• велопластика в 1,5-2 года, уранопластика в 3,5-4,5 года (или радикальная уранопластика в
4-6 лет)
• костная аутопластика расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти слева в 7-9 лет.
• реконструктивная ринохейлопластика в 12-14 лет.
Ортодонтическое лечение с 3-летнего возраста до 12-14 лет.
Логотерапия.
Консультация психолога, по показаниям - психокоррекция.
Медико-генетическое консультирование и исключение воздействия неблагоприятных
(тератогенных) факторов внешней среды в I триместр беременности.
4.-Ортодонтическое лечение с 3-летнего возраста до 12-14 лет.
-Логотерапия.
-Консультация психолога, по показаниям - психокоррекция.
• Хейлопластика в один этап в 6-12 месяцев;
-велопластика в 1,5-2 года;

-уранопластика в 3,5-4,5 года;
-костная аутопластика расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти справа и слева в 7-9 лет; реконструктивная ринохейлопластика в 12-14 лет
Задача 8
Ребенок В., 5,5 месяцев.
Со слов мамы родился в срок с весом 2600 г с дефектом, представленным на данной фотографии.
Лечение не проводилось.
Вопросы:
1.Опишите st. localis(см. рис.), заполните необходимую документацию
2.Поставьте диагноз.
3.Составьте план комплексного лечения и реабилитации ребенка.
4.Перечислите специалистов, у которых должен наблюдаться и лечиться ребенок
Ответ.
1.Имеет место двухсторонний щелевидный дефект верхней губы, дефект альвеолярного отростка справа, дефект твердого и мягкого неба, врожденная деформация и уплощение крыла носа справа, укорочение мягкого неба, недостаточность небно-глоточного затвора.
2.Врожденная двухсторонняя расщелина верхней губы (полная справа, неполная слева с деформацией кожно-хрящевого отдела носа), альвеолярного отростка справа, твердого и мягкого неба.
3.Хирургическое лечение:
-хейлопластика;
-велопластика, уранопластика вторым этапом (или радикальная уранопластика в один этап);
-костная аутопластика расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти;
-реконструктивная ринохейлопластика.
4.Ортодонтическое лечение с 3-летнего возраста до 12-14 лет.
Логотерапия.
Консультация психолога, по показаниям – психокоррекция
Задача 9
У участкового стоматолога на диспансерном учете состоит ребенок с врожденной полной односторонней расщелиной верхней губы, твердого и мягкого неба. Из анамнеза матери: на восьмой недели беременности болела гриппом, последние 5 лет работала на заводе биомедпрепаратов, жилищные условия удовлетворительные, вредные привычки отсутствуют, хронические заболевания не выявлены.
1. Какие негативные факторы могли стать причиной уродства ребенка.
2. По какому типу может передаваться наследование данного заболевания.
3. Укажите объем и сроки хирургического вмешательства при данной патологии.
4. Послеоперационные осложнения, характерные для данной патологии.
5. Составьте план ортодонтического лечения, заполните необходимую документацию


Ответ
1. Эндогенные, экзогенные.
2. Доминантному, рецессивному.
3. Проведение пластики верхней губы в возрасте 4 - 6 месяцев с использованием методов линейных, треугольных, четырехугольных кожных лоскутов. Ранняя пластика неба (по показаниям в 3 - 4 года) при одновременном ортодонтическом лечении.
Оптимальный возраст для хирургического лечения расщелин неба 6 - 7 лет, так как ранние операции на твердом небе способствуют задержке роста верхней челюсти. Полную коррекцию кожно-хрящевого отдела носа следует осуществлять в 14-16 лет.
4. Рубцы губы оказывают избыточное давление на альвеолярный отросток, вызывая уплощение переднего отдела альвеолярной части верхней челюсти. Частыми послеоперационными осложнениями при уранопластике, является расхождение краев раны на границе твердого и мягкого неба. Короткое малоподвижное небо, грубые послеоперационные рубцы следует рассматривать как осложнение.
5. Лечение комплексное в специализированном центре с участием врача стоматолога-хирурга, врача-ортодонта, логопеда. Диспансерное наблюдение.
Задача 10
Пациент А, 18 лет, обратился в стоматологическую поликлинику с жалобами на припухлость нижней челюсти слева.
Из анамнеза: припухлость замечена 3 месяца назад, медленно увеличивалась, не беспокоила.
Объективно: дефигурация лица за счет припухлости нижней трети левой щечной области. Над припухлостью кожа в цвете не изменена, собирается в складку, пальпация безболезненна.
Открывание рта не ограничено. Слизистая оболочка полости рта без видимых изменений.
Вестибулярная поверхность центральных резцов - одиночные участки пигментации эмали светло- и темно-коричневого цвета.
Во фронтальном отделе - вертикальная резцовая дизокклюзия: при сомкнутых зубах расстояние между режущими краями резцов 2 мм.,
Переходная складкасглажена, слизистая оболочка без видимых изменений, пальпируется плотное, овальной формы, гладкое, перкуссия безболезненна. Регионарные лимфоузлы не пальпируются.
Вопросы:
1. Поставьте развернутый стоматологический диагноз.
2. Составьте план обследования больного.
3. Составьте план лечения.
4. Составьте план ортодонтического лечения.
Ответ
1. Киста нижней челюсти. Вертикальная резцовая дизокклюзия. Флюороз, меловидно-крапчатая форма.
2. Ортопантомография. Дальнейшее обследование - в зависимости от выявленных изменений в челюсти.
3. Проведение цистэктомии, удаление зуба, противовоспалительная терапия, диспансеризация.
4. После устранения этиологического фактора необходимо проводить массаж, альвеолярных отростков, миогимнастику круговой мышцы рта. Аппаратурное лечение с использованием небной пластинки небная пластинка с окклюзионными накладками. Диспансерное наблюдение.
4. Организация СРС
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);



заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: факультет, кафедра, учебный и методический отделы, преподаватель, библиотека, электронная информационно-образовательная среда ВУЗа и сам обучающийся.
5.Самостоятельная работа студентов по дисциплине«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»
№ п/п
Название темы занятия
Вид СРС
1
Медицинская реабилитация в стоматологии: цели, задачи, этапы, особенности реабилитационных лечебных учреждений и их структура
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
2
Основные методы медицинской реабилитации в стоматологии: классификация, механизмы воздействия
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
3
Медицинская реабилитация больных с заболеваниями пародонта
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
4
Медицинская реабилитация больных при врожденных аномалиях челюстно-лицевой области
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
5
Медицинская реабилитация больных при артрозах и артритах височного нижнечелюстного сустава
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
6
Медицинская реабилитация больных с онкологическими заболеваниями челюстно- лицевой области
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
7
Медицинская реабилитация больных после травм и операций челюстно-лицевой области
Подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
ИТОГО СРС 84
6. Критерии оценивания самостоятельной работы студентов по
дисциплине«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ»
Для оценки доклада/устного реферативного сообщения:
Оценка «отлично» выставляется, если реферативное сообщение соответствует всем требованиям оформления, представлен широкий библиографический список. Содержание отражает собственный аргументированный взгляд студента на проблему. Тема раскрыта всесторонне, отмечается способность студента к интегрированию и обобщению данных первоисточников, присутствует логика изложения материала. Имеется иллюстративное сопровождение текста.
Оценка «хорошо» выставляется, если реферативное сообщение соответствует всем требованиям оформления, представлен достаточный библиографический список. Содержание отражает аргументированный взгляд студента на проблему, однако отсутствует собственное видение проблемы. Тема раскрыта всесторонне, присутствует логика изложения материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если реферативное сообщение не полностью соответствует требованиям оформления, не представлен достаточный библиографический список.
Аргументация взгляда на проблему не достаточно убедительна и не охватывает полностью современное состояние проблемы. Вместе с тем присутствует логика изложения материала.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если тема реферативного сообщения не раскрыта, отсутствует убедительная аргументация по теме работы, использовано не достаточное для раскрытия темы реферативного сообщения количество литературных источников
Для оценки решения ситуационной задачи:
Оценка «отлично» выставляется, если задача решена грамотно, ответы на вопросы сформулированы четко. Эталонный ответ полностью соответствует решению студента, которое хорошо обосновано теоретически.
Оценка «хорошо» выставляется, если задача решена, ответы на вопросы сформулированы не достаточно четко. Решение студента в целом соответствует эталонному ответу, но не достаточно хорошо обосновано теоретически.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если задача решена не полностью, ответы не содержат всех необходимых обоснований решения.


Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если задача не решена или имеет грубые теоретические ошибки в ответе на поставленные вопросы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной
самостоятельной работы по дисциплине
«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»
В процессе самостоятельной работы студент приобретает необходимые для будущей специальности компетенции, навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенныйпреподавателем и компетенциями в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО)по дисциплине

«РЕАБИЛИТАЦИЯ
БОЛЬНЫХ
СО
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ»планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого (ФГОС ВО) по данной дисциплине:

самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, его компетентность. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
2. Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной
работы.
С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет, ЭИОС, ЭБС и др. ресурсы.
Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.
Работа с книгой.
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.