Файл: 1. история возникновения и развитие страхования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, всю наличную на момент страхового случая ценность всех принадлежащих ему хозяйственных благ».[31]
43.Содержание и функции страхового надзора
Страховой надзор — это надзор государства за деятельностью страховых компаний.
Надзор государства за деятельностью страховых компаний преследует следующие цели:

1.Контроль за соблюдением законодательства страховыми компаниями.

2.Соблюдение прав и интересов страхователей, застрахованных лиц и государства.

3.Помощь эффективному развитию рынка страховых услуг.
Надзор государства над деятельностью страховых компаний включает в себя:

1.Лицензирование деятельности страховых компаний и учет их в едином государственном реестре страховых компаний.

2.Контроль за соблюдением законодательства путем проверок деятельности страховых компаний и их отчетности.

3.Способствование сотрудничеству российских и иностранных страховых компаний, осуществляющееся следующими способами:

а) повышением уставного капитала российских страховых компаний за счет иностранных вложений;

б) передача доли уставного капитала российских страховых компаний иностранным компаниям;

в) открытие филиалов иностранных страховых, перестраховочных, брокерских компаний.
Надзор государства за деятельностью страховых компаний осуществляется на основании следующих принципов:

1.Законность.

2.Гласность.

3.Организационная целостность.
Органы страхового надзора обязаны публиковать в средствах массовой информации следующие данные:

1.Растолкование компетенции органов страхового надзора.

2.Данные Единого государственного реестра субъектов страховой деятельности и реестра объединений субъектов страховой деятельности.

3.Информацию о лицензировании тех или иных страховых компаний.

4.Информацию о лишении лицензий тех или иных страховых компаний.

5.Законодательные акты, регулирующие сферу страхования.

6.Другую информацию, касающуюся надзора государства над рынком страховых услуг.
Страховые компании должны предоставлять органам страхового надзора следующую информацию:

1.Отчетность о ведении деятельности.

2.Данные о финансовом положении.

3.Специальную информацию, необходимую органам страхового надзора (кроме информации, которая считается коммерческой или банковской тайной).


44.Порядок лицензирования страховой деятельности
В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.[2]
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.[3]
Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.
Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.

Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования
Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1. заявление о предоставлении лицензии;
2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок

;
4. положение о формировании страховых резервов;
5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.
В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.
45.Налогооблажение страховой деятельности

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основании лицензии, являются предприятия, учреждения и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства. Предприятия, учреждения и организации, указанные в настоящем разделе, именуются в дальнейшем "страховые организации".
Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг не включаются.

К доходам от страховой деятельности относятся:
а) страховые платежи (страховые премии) по договорам страхования и перестрахования;
б) комиссионные вознаграждения по перестрахованию;

в) доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;
г) суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего периода;
д) другие доходы, связанные со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.
Доходы страховых организаций в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу страховой организации.
Доход от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов.
Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
46. Оценка и контроль платежеспособности компании

Повышенный интерес к вопросам платежеспособности страховых организаций в странах с развитым страховым рынком объясняется достаточно динамичным ростом финансовой ответственности западных страховщиков и соответственно «моральным устареванием» критериев нормативной платежеспособности.
В настоящее время в Европе существуют три различные концепции, которые по-разному трактуют платежеспособность.
1. Первая концепция связана с понятием маржи платежеспособности, раскрытым в действующих европейских директивах по страхованию. Данная концепция базируется на правилах по расчету минимальных требований к размеру капитала (минимальная, нормативная маржа) и расчету фактического размера капитала компании, который не должен быть ниже нормативного уровня (фактическая маржа).
2. Вторая концепция связана с наличием инструментов, предназначенных для обеспечения платежеспособности каждой страховой компании. К данной группе инструментов относятся требования по расчету страховых резервов, их размещению, а также уже упомянутые требования к размеру маржи платежеспособности.


  1. Третья концепция связана с понятием абсолютной платежеспособности и не может быть выражена в наборе инструментов, применимых в определенный момент времени в отношении финансовой отчетности страховой компании. Понятие «абсолютная платежеспособность» тесно связано с понятием «финансовая устойчивость», определяемым условиями, в которых существует страховая компания (страховые продукты и тарифная политика, организационная структура компании, качество менеджмента и т. д.), а также внешними факторами (экономические циклы, конкурентная среда и т. д.)


Платежеспособность страховой компании должна определяться на основе индивидуальных рисков, присущих конкретному страховщику.

Особенностью новой разрабатываемой системы является изменение подхода к оценке платежеспособности. Согласно обсуждениям платежеспособность страховой компании должна определяться на основе индивидуальных рисков, присущих конкретному страховщику.
Различают «фактическую маржу платежеспособности» (АМ – availible margin) и ее минимальное значение, ниже которого согласно требованиям надзора она не должна опускаться, – «требуемую маржу платежеспособности» (RM – required minimal margin). Иными словами, требуемая маржа платежеспособности должна обеспечивать высокий уровень вероятности того, что компания способна выполнять свои обязательства по страховым выплатам в течение определенного времени.

47.Сущность и теоретические основы перестрахования

Перестрахование - страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств".

Следовательно, основным назначением перестрахования являются гарантии платежеспособности страховщика, гарантированное производство страховой выплаты страхователю при наступлении страхового случая. В связи с тем, что проблема платежеспособности возникла при переходе нашей страны к рыночной экономике, в отечественной теории по страхованию этому вопросу не уделялось должного внимания. Лишь в последние годы появились публикации, в которых даются понятие платежеспособности в страховом деле, приводятся критерии и методы ее обеспечения, связанные с формированием страхового портфелю, раскладкой риска (перестрахование, сострахование), страховых резервов и фондов. При этом к гарантиям платежеспособности страховщика предъявляются более высокие требования, чем к другим субъектам рынка, что объясняется, во-первых, особой ролью страховщика как стабилизатора рынка и социальным характером страховых услуг для населения, во-вторых, причинами юридического характера, в частности, формами организации страховых компаний.