Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В работах Б. М. Теплова, А. Б. Орлова направленность личности рассматривается как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определенной деятельности.
В. Д. Шадриков полагает, что направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро и макросоциумов, в которых протекает деятельность личности.
Направленность объединяет те внутренние психологические условия, которые детерминируют социальную активность человека, и неразрывно связана с его участием в социальных процессах. Ее свойства раскрываются через вектор «мотив – цель», т.е. посредством деятельности. Общая направленность личности конкретизируется в различных видах деятельности. Профессиональная направленность может рассматриваться как проявление общей направленности личности в труде. При этом очевидно, что она имеет сходство с базовыми характеристиками общей направленности, но отличается специфическим выражением. В. Н. Мясищев утверждал, что компоненты, связанные с трудовой деятельностью, имеют важнейшее место в общей направленности личности. Многие отечественные психологи подчеркивают неделимость личностного и профессионального в структуре личности.
Направленность личности характеризуется следующими особенностями: ориентирует деятельность и посредством нее проявляется, выступает источником активности; характеризуется стержневым и многогранным свойством личности, определяющим весь ее психологический склад, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие; определяется потребностями, интересами, склонностями и стремлениями личности; отражает и обусловливает цели, характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, ее субъективное отношение к действительности, к деятельности, к участию в социальном взаимодействии; отличается устойчивостью, как в целом, так и в отношении отдельных компонентов. В психологической литературе можно выделить несколько точек зрения на предмет профессиональной направленности.
Одна из них рассматривает труд в качестве средства воспитания личности и обращает внимание на развитие направленности личности в трудовой деятельности. Данный подход представлен в многочисленных работах по педагогике и педагогической, возрастной психологии, а также в работах по психологии труда. Так, К. К. Платонов, выделяя личность как объект познания в психологии труда, акцентирует понятие «направленность личности». Автор указывает на воспитательное значение труда в плане формирования личности.
Вторая тенденция в анализе понятия профессиональной направленности определяется тем, что она отождествляется с другими, более узкими психологическими категориями, например с профессиональными интересами, профессиональными намерениями.
Профессиональная направленность личности развивается в процессе профессионализации и значительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
В психологической и педагогической литературе проблемой общей и профессиональной направленности личности занимались такие ученые как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, В. Н. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Н. В. Кузьмина и др.
В данном отношении приобретает особое звучание мысль В.П. Парамзина о том, что профессиональная направленность линости – понятие, богатое по содержанию. О комплексном характере профессиональной направленности позволяет говорить утверждение С. Л. Рубинштейна, который отмечал, что в любой деятельности задействованы все стороны личности. Теория, раскрывающая данную идею принадлежит В. Д. Шадрикову. Он выделяет и подробно рассматривает составляющие профессионального труда и линии их развития. И среди таких составляющих он называет как взаимосвязанные мотивационные компоненты, компоненты целеполагания и принятия решения (т.е. волевые), представления (когнитивные) и профессионально-важные качества.
Профессиональная направленность включает ряд взаимосвязанных компонентов: мотивационный, целевой, эмоциональный, когнитивный, контрольно-оценочный и волевой, образующий в ее структуре три блока: – мотивационно-целевой, представленный вектором «мотив – цель»;
– эмоционально-когнитивный, представленный чувственно-информационными образованиями;
– регулятивный, образуемый волевым и контрольно-оценочным компонентами [6, с. 27].
Профессиональная направленность тесно связана с таким понятием как профессиональные намерения личности. Так, Т. Б. Курбацкая полагает, что ее развитие происходит на нескольких мотивационных уровнях: влечения к профессии, желания приобрести профессию, профессиональных интересов, профессиональных склонностей, профессиональных идеалов, профессионального мировоззрения. В данном подходе подчеркивается уровневый характер развития направленности личности в профессиональной деятельности.
Таким образом, если под направленностью понимать совокупность мотивов, ориентирующих личность в поведении, деятельности и общении, то профессиональная направленность будет отражать побудительную сторону профессиональной деятельности.
Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.
Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.
Еще одним ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения.
Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные.
Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:
-
знакомство с содержанием профессии; -
развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии; -
достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов; -
развитие потребности в реализации интересов в деятельности; -
возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.
На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению.
Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим, круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии. Однако нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, педагогу и школьному психологу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию. Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду так же дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные или скрытые формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление.
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей самооценкой, индивидуальностью.
Таким образом, в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Очень большое значение в механизме профориентации играют интересы и склонности человека, которые соотносятся с выбором профессии. Так же, внимание уделяется и темпераменту и характеру человека а так же психическим процессам личности, которые влияют на выбор профессии человеком. Каждому типу темперамента свойственен тот или иной вид трудовой деятельности. Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению.