Файл: Минобрнауки российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Специфика формирования профессиональной направленности в подростковом возрасте (источники формирования).

Подросток сам выбирает свой жизненный путь, но на его выбор оказывают влияние такие факторы как воспитание, социальная среда, многое другое. Трудности, которые неизбежно встречаются на жизненном пути, дают личности новые возможности самореализации. Выбор человеком профессии отражает определённый уровень личных притязаний, в том числе и оценку своих объективных возможностей. Когда уровень притязаний подростка завышен, он стимулирует личность к росту и преодолению трудностей. В целом, можно определить основной для этого возраста задачу развития человека как личности, целенаправленную систему образования на формирование способности растущих людей к активному функционированию в конкретно-исторической ситуации современного общества при обеспечении развития каждого ребёнка как неповторимой человеческой индивидуальности.

В возрасте 15-16 лет происходит перестройка эмоциональной сферы. В подростках наблюдается проявление решительности, критичности, самостоятельности, неприятие грубости и лицемерия, максимализма. Периоду ранней юности характерны такие свойства как повышенная тревожность, а так же резкая смена настроений. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, формируется абстрактно-логическое мышление. Подросток начинает восприниматься через себя внешний мир. Ему становиться важна собственная внешность, поскольку на данном этапе происходит соотношение себя с идеалом. Семья остаётся местом, где спокойно и уютно. Именно в семье познаётся жизнь, набирается опыт. Жизненные планы дети обсуждают, как правило, с родителями, чьё мнение, чаще всего, для них важно.

В подростковом периоде одним из основных видов эмоциональных контактов является общение со сверстниками. Завязываются первые романтические отношения, возрастает значимость связи со своей социальной группой. Развитие эмоциональности в юношеском возрасте связано с самосознанием и самооценкой. В этот период складывается система представлений о самом себе. Самоуважение – необходимое качество в этом возрасте, показывающее степень принятия себя. Именно отношение к самому себе становится основным моментом развития личности на этой стадии. Осознание своих свойств и качеств, приводит индивида, по мнению А.В. Петровского, к формированию потребности быть личностью. «Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с этим оказывается де­терминированной этими социальными связями» [8, с.54].


Обобщая вышесказанное, следует отметить, что современные подростки вынуждены подстраиваться под социальные условия, которые ставят определенные ограничения профессиональному становлению. Все это может не оказывать прямого влияния на выбор сферы профессиональной деятельности, но способно определить конкретный «маршрут» достижения соответствующей цели. В старших классах большинство учащихся рассматривают учёбу как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности. Появляется сознательное отношение к учебной деятельности. Современное российское образование направлено на создание таких условий в процессе обучения, при которых интеллектуальные и творческие возможности учащихся раскрываются, формируется оценка личностных свойств, что способствует осознанному выбору будущей профессии. Тем не менее, учащиеся при составлении своего жизненного плана и выбора способов достижения конкретных целей из этого плана сталкиваются с рядом трудностей. Основная сложность выбора профессии подростками в том, что старшекласснику, несмотря на отсутствие собственного опыта, приходится ориентироваться в различных профессиях. Выбор профессии – сложный и длительный процесс. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения. Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно решая возникающие проблемы.

Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассмотреть под разными углами зрения. Во-первых, как группу задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность обязана ступенчато разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует равновесие между своими предпочтениями и склонностями, а также потребностями существующей системы общественного разделения труда. А в-третьих, это как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [9, с. 196].



Профессиональное самоопределение — это процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Профессиональное самоопределение в юношеский период развития с 15 до 17 лет, вступает в новую социальную ситуацию развития. Эта ситуация характеризуется не только новыми коллективами, но и направленность на будущее то есть: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость такого выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Таким образом в этот период главное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, а так же этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными [8].

В этот период юноши начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором будущей профессии. Этот выбор диктуется не только установкой на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Только достаточно целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15–17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

- открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать личные эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», зарождается чувство своей особенности, непохожести на других, но порой появляется и чувство одиночества;

- появляется осмысление необратимости времени, осознание вечности своего существования.

Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься о значении жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все вероятно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план захватывает всю сферу личного самоопределения: моральный, облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Понимание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана — значительный элемент самосознания;


- формируется единое представление о самом себе, отношение к себе, причем первоначально осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки нередко бывают двойственны («Я в своем представлении — гений +ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в различных видах деятельности, учета суждений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши развивается самоуважение — обобщенное отношение к себе. Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматривается М. Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из главнейших показателей, характеризующих смысловое будущее юношей. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.

На выбор профессии оказывает ряд факторов, такие как родители, телевидение, друзья, литература, учителя, кино, газеты и журналы [11]. По мнению Е. А. Климова существует восемь важнейших факторов, определяющих профессиональный выбор.

1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка ясна, ведь они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку абсолютную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Верному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стараются, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, надеясь на их помощь при зачислении в какое-либо учебное заведение. Но при этом дети, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские взаимоотношения старшеклассников уже очень крепки и воздействие их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также усиливается. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.


3) Позиция школьных педагогов, учителей, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель значительно больше знает той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень существенную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель на будущее, пути и средства их достижения. Но планы разнообразны по содержанию и какие они будут зависит от человека.

5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов нужно рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включают в себя будущую профессиональную пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника — первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность. Своевременная, неискаженная информация — важный фактор выбора профессии.

8) Склонности.

Они проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это значимо, так как профессиональные увлечения — путь к будущему.

Таким образом, в целях верного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление избранием профессии (по Майерсу Д.) — одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления [7].

К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и т. д.