Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К субъектным факторам относятся: возможности субъекта, интересы, склонности, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки а также другие стороны личности.
Подводя итог, можно отметить, что определение в выборе будущей профессии достаточно сложный процесс, заключающий эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального предпочтения необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается негативный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и тому подобное.
1.3. Анализ семьи как источника социализации.
Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.
Важность семьи как первичного института социализации признается на государственном уровне. Именно социологические исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики. В позитивном развитии семьи, ее сохранении, заинтересованно общество, государство в прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социализирующая функция семьи является определяющей в становлении человеческой личности.
В разное время к изучению вопроса о семье, как первичном институте социализации ребенка обращались различные ученые такие, как В.Н. Андреенкова, И.С.Кон, А.В. Мудрик, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Н.Смелзер. [12,15,19]
В современной социологии существует несколько подходов к определению понятия «социализация». Вот некоторые из них:
• процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром;
• процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и под влиянием окружающей среды (влияние родителей, образовательных учреждений, группы сверстников и пр.);
• процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом;
Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание, как «процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.). Здесь прослеживается связь социализации и инкультурации как двух аспектов вхождения индивида в социальную среду. Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.
Одним из основных институтов социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.
Ребенок не рождается членом общества. «Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества».[16] Всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть называется социализацией. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его, общества.
Понятно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида, поскольку в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида и именно семья (в обычных условиях) выступает тем самым первичным проводником индивида, первой ступенью социализации, условием и источником его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным.
Значимость семьи как первичной социальной группы определялась многими теоретиками социологии. Так, один из основоположников «теории малых групп» Ч. X. Кули считал, что именно первичные группы, в число которых он включал семью, детские группы, соседство, местные общины, являются основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. «X. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (теория «зеркального «Я»)»[14;17]. Продолжил его идеи Дж. Г. Мид, который также считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.
Роль семьи в формировании личности ребенка сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».[14;16] Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.
В современной педагогической науке сложилась устойчивая тенденция рассматривать различные проблемы социализации подрастающих поколений под углом зрения их отношений в семье. Как в отечественные, так и зарубежные исследователи дают достаточно большое количество определений семьи, которые отражают их взгляды на саму сущность этого феномена. Так, А. Г. Харчев рассматривает семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. П.Сорокин под семьей понимает легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников. Ряд других исследователей, занимаясь анализом семьи, также отмечают, что в основе семьи заложено тесное взаимодействие между ее членами. Не случайно, Л. Галвин и Б. Броммель видят в семейной системе совокупность характера общения, влияющего на сплоченность и приспособляемость ее членов.
Обобщая имеющиеся данные в научной литературе, можно сделать вывод
, что семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.
«Институты социализации, исполняющие роль трансляторов социального опыта, на разных этапах исторического развития имеют неодинаковое значение и нагрузку».[19]. Несмотря на это именно семья остается одним из самых важных институтов социализации ребенка на протяжении всей его жизни. Первый социальный опыт, а также эмоциональное тепло и чувство защищенности могут дать только родители. Согласно А.Г.Харчеву функция социализации детей относится к специфическим функциям семьи, то есть вытекает из сущности семьи и остается при всех изменениях общества.
Семья как институт социализации является одним из древних, включающий в себя:
1. совокупность семейный ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);
2. общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическое развитие, семейные правила и обязательства);
3. переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.)
Современная семья выполняет многочисленные функции, которые способствуют социализации ребенка. Основные из которых отражены в иерархической структуре, которую можно применить, по мнению А. Н. Елизова, как к отечественной, так и к зарубежной семье. На его взгляд, такая условная структура достаточно полно отражает основные функции семьи:
1. рождение и воспитание детей;
2. сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей
и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;
3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;
4. создание условий для развития личности всех членов семьи;
5. удовлетворение сексуально-этических потребностей;