Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно должно что-то произойти. У него тоже возникают свои страхи: вампиров, страшных снов, взрослых парней - все как у других детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а приобретут новую форму.
В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант - невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться к психологу.
Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война “кто кого”
Здесь описаны варианты тревожного типа воспитания в их крайних проявлениях. Подобное встречается не часто, но вот склонность к такому отношению к ребенку и соответственно поведению можно наблюдать во многих семьях.
-
Воспитание без любви
Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям-“кукушкам”, к отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.
Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.
Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.
Иногда временно неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.
Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, “приличные” родители уделяют ребенку и время, и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания - от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют “непутевым”, “безруким”, “рохлей”, “глупым”. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.
К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получи в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.
Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.
Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем - взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы - показатель того, что ребенка пытаются переделать, “ломают” его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: “Любовь - это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир мне враждебен”. Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка
Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С. 118–125.
2. Ломакина Э. Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10 – С. 63–71.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект, 2006. – 400 с.
4. Рейнвальд Н. И. Психология личности. – М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. – 198 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1946. – 704 с.
6. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 185 с
7. Колесов, Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.
8. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1999. — 274 с.
9. Словарь гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация XXI век, 2002. — 255с.
10. Скутнева, С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 73–78.
11. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. — М.: Издательство московского психолого-социального института, 2005. — 928с.
12. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко. — М.: Академия, 2004. — 264 с.
13. Вершловский С.В. Личность,семья,школа [Текст] / С.В. Вершловский. — СПб.: Изд – во СПб. ун-та, 1996. — 157 с.
14. Гогузева Т.С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе [Текст] / Т.С. Гогузева // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 4. — С. 91 – 96.
15. Курасова Т.В. Семья и школа наше содружество основа полноценного воспитания детей [Текст] / Т.В. Курасова // Социальная педагогика. — 2009. — №6. — С. 24 – 30.
16. Манукян Э.А. Семья и социализация детей [Текст] / Э.А. Манукян // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 114 – 117.
17. Набиуллина В.Р. Основные направления анализа процессов социализации ребенка в семье [Текст] / В.Р. Набиуллина // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 6. — С. 3– 9.
18. Петрищев В. И. Семья-институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии [Текст] / В. И. Петрищев // Сравнительная педагогика. — 2001. — № 4. — С. 383 – 392.
19. Шипилов К.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка [Текст] / К.А.Шипилов // Мир психологии. — 2004. — № 4. — С. 18 – 27.
Приложение 2
УДК 159.9
ГРНТИ 15.31.31
ТИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
СЕМЬЕ TYPES OF EDUCATIONAL INFLUENCE IN MODERN FAMILY
Комлева Марина Валерьевна
Научный руководитель – Науменко М.В. кандидат социологических наук, доцент,
Академия психологии и педагогики ЮФУ.
Аннотация. В современном мире существуют различные типы семей, в данной работе подробно рассматриваются основные типы и особенности семьи, виды семейного воспитания.
Annotation. In today's world there are different types of families. This paper focuses on the main types and characteristics of the family, types of family education.
Ключевые слова: семейное воспитание, формирование личности ребенка, родители, семья.
Keywords: family education, the formation of the personality of the child, parents, family.
С глубокой древности проблема воздействия людей друг на друга с целью изменения их общественного поведения представляет живой интерес ученых. Великие естествоиспытатели и философы прошлого занимались изучением механизмов и приемов воздействия людей друг на друга.
В словаре Даля воздействие рассматривается как «действие, направленное на кого-либо, что-нибудь с целью добиться чего-нибудь». Однако воздействие не всегда осуществляется сознательно и целенаправленно. А соответственно и последствия для воздействующего будут полны неожиданности. Многие психологи рассматривают воздействие как двунаправленный процесс. Так Г.А. Ковалев говорит, что воздействие это «процесс…который реализуется в ходе взаимодействия различных элементов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» .
Психологическое воздействие - это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Роль психологического воздействия на практике весьма значительна (например, с его помощью можно в реальной жизни управлять людьми). В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформировать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию. В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д.