Файл: Минобрнауки российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитательные воздействия являются одним из видов психологического воздействия. Их можно определить как целенаправленные действия, осуществляемые в большей степени родителями с целью достижения позитивных изменений в личности и поведении ребенка.

Как известно, к числу основных психологических способов влияния и воздействия людей друг на друга относятся прямые, или непосредственные (заражение, внушение, убеждение, подражание), и косвенные, или опосредованные (включение в различные организованные формы совместной деятельности). Различные сочетания основных психологических способов воздействия образуют большое многообразие приемов, вызывающих желаемые изменения в психике и поведении человека. Система таких приемов формирует тот или другой метод психологического воздействия. Любой конкретный метод управления, обучения, воспитания всегда есть объединение многообразных приемов психологического воздействия. Следует отметить, что психологические способы или средства воздействия и методы психологического воздействия являются понятиями несовпадающими. Первое значительно уже второго. Количество психологических средств воздействия ограничено названным перечнем. Тогда как число методов психологического воздействия может представлять собой необозримый спектр приемов влияния на психику и поведение человека. Таким образом, сфера психологического воздействия, и в частности воспитательного, содержит в себе много компонентов. Поэтому для более полного изучения воспитательных воздействий в психологии используется системный подход. В него входят субъект, объект и процесс психологического воздействия. Выделение названных выше элементов необходимо для глубокого и обстоятельного анализа.

Субъектом воспитательного воздействия может выступать родитель, один или оба. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, стиля семейного воспитания, индивидуальных личностных особенностей родителя, воспитательных позиций и установок, а также отношений между родителями и детьми.

В качестве объекта воспитательного воздействия выступает ребенок. Объект (ребенок), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом (родителем), а в отдельных случаях и осуществлять контрвоздействие на коммуникатора, т.е. сам выступать в роли субъекта. К характеристикам ребенка как объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся его пол, возраст, отношения с родителями. Процесс воспитательного воздействия (влияния) будет, в свою очередь, многомерной системой, включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.


В житейском представлении психологическое воздействие определяется как воздействие чего-то нематериального (слова, особые флюиды) на мысли, чувства и поведение человека. Таким образом, воздействие оказывает влияние на три основные сферы:

  • когнитивную;

  • эмоциональную;

  • поведенческую.

Когнитивные воспитательные воздействия связаны с системой знаний человека, ее преобразованием. Поскольку знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, то роль данного вида воспитательных воздействий существенно возрастает, в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия способны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные эмоциональные состояния, которые облегчают либо затрудняют принятие им других психологических влияний. Без сомнения, положительные эмоции способствуют открытию ребенка по отношению к субъекту воспитательных воздействий, т.е. родителю, а отрицательные эмоции, напротив, отгораживают родителя от ребенка и блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно воздействуют на поступки человека, а соответственно и косвенно влияют на личность, поскольку родители вынуждают ребенка действовать определенным образом и обеспечивают соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам. Таким образом, в этом случае сначала меняется поведение человека, а потом осознается правильность или ошибочность действия, тогда как в предыдущих видах воздействия все происходит наоборот - изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку известно, что знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, то через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет родителю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однак ценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

Кроме того, можно выделить различные группы воспитательных воздействий:



1. Манипуляционные.

2. Эмоционально-экспрессивные (непосредственно-чувственные) - доверие, сопереживание, эмпатия, ласка, похвала. При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу («так поступают все хорошие дети»).

3. Стимулирующие (мотивационные) - поощрение, наказание, аргументация. Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый психологический климат, развивает внутренние творческие силы, позитивную жизненную позицию.

Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление достичь успеха только ради награды и любыми средствами.

Приемы поощрения: выражение удовлетворения работой ребенка, похвала, призыв следовать примеру лучших. Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемого детьми вредного, безнравственного, противоречащего интересам других людей поведения.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобленности и активного сопротивления воспитанию.

4. Регуляционные.

5. Императивные.

Их использование зависит от цели, которую ставит перед собой родитель. Также существуют различия во влиянии матерей и отцов на детей разного пола. При этом имеет значение и отношения, сложившиеся между ними.

Список литературы.

1.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.


2.Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар.асвета, 1980. - 256с.

3.Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр./ Редкол.: А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев (отв. ред.) и др. - М.: Изд-во АПН СССР, 1998. - 152с.

4. Фёдорова С.В., Мордовская Н.Ю. Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков. Научный текст. 2018. Т. 2. № 4. С. 197-201.