Файл: Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера Ханин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1047
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При затруднении испытуемому необходимо повторить инструкцию и дать пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Ответы испытуемого группируются в ключе.
Ключ к методике незаконченных предложений Сакса— Сиднея
1. Отношение к матери — предложения № 15, 31,47, 63.
2. Отношение к отцу — предложения № 1, 18, 36, 49.
3. Отношение к семье — предложения № 13, 29, 45, 61.
4. Отношение к женщинам (мужчинам) — предложения №11, 27, 43 59.
5. Отношение к половой жизни — предложения № 12, 28, 44, 60.
Диагностика в психосоматике
6. Отношение к товарищам и знакомым — предложения № 9, 25,41,56.
7. Отношение к вышестоящим лицам на работе, в школе — предложения № 7, 23, 39, 54.
8. Отношение к подчиненным — предложения № 4, 21, 37, 51.
9. Отношение к товарищам по работе — предложения № 14, 30, 43, 62.
10. Страхи и опасения — предложения № 8, 24, 40, 55.
11. Сознание вины — предложения № 17, 32, 48, 64.
12. Отношение к себе — предложения № 2, 19, 37, 50.
13. Отношение к прошлому — предложения № 10, 26, 42, 58.
14. Отношение к будущему — предложения № 5, 22, 38, 53.
15. Цели — предложения № 3, 19, 36, 52.
16. Отношение к болезни — предложения № 6, 16, 35, 57.
Обработка результатов
Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа), а также эмоциональная реакция испытуемого.
Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2).
0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен;
1 — если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта;
2 — когда адаптация нарушена, требует психотерапевтической коррекции.
Анализируя ответы испытуемого, удается выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и др.
Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.
У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.
У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем.
Чем категоричнее и ярче даже отрицательные ответы, свидетельствующие о конфликте, тем больше они свидетельствуют о социальной дезадаптации испытуемого.
Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов.
Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психо-травмирующего воздействия на соматическое заболевание.
При этом следует иметь в виду, что заболевание как психотравма может находить свое отражение и в высказываниях пациентов по другим вопросам, прямо не связанным с болезнью.
Опросник Шмишека
1. Название методики.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г.
2. Цель методики
Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента
3. Описание методики
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
4. Инструкция к методике.
«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если не согласны знак «–» (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент.»
5. Обработка результатов.
Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
Обработка результатов. Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
Ключ к методике незаконченных предложений Сакса— Сиднея
1. Отношение к матери — предложения № 15, 31,47, 63.
2. Отношение к отцу — предложения № 1, 18, 36, 49.
3. Отношение к семье — предложения № 13, 29, 45, 61.
4. Отношение к женщинам (мужчинам) — предложения №11, 27, 43 59.
5. Отношение к половой жизни — предложения № 12, 28, 44, 60.
Диагностика в психосоматике
6. Отношение к товарищам и знакомым — предложения № 9, 25,41,56.
7. Отношение к вышестоящим лицам на работе, в школе — предложения № 7, 23, 39, 54.
8. Отношение к подчиненным — предложения № 4, 21, 37, 51.
9. Отношение к товарищам по работе — предложения № 14, 30, 43, 62.
10. Страхи и опасения — предложения № 8, 24, 40, 55.
11. Сознание вины — предложения № 17, 32, 48, 64.
12. Отношение к себе — предложения № 2, 19, 37, 50.
13. Отношение к прошлому — предложения № 10, 26, 42, 58.
14. Отношение к будущему — предложения № 5, 22, 38, 53.
15. Цели — предложения № 3, 19, 36, 52.
16. Отношение к болезни — предложения № 6, 16, 35, 57.
Обработка результатов
Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа), а также эмоциональная реакция испытуемого.
Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2).
0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен;
1 — если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта;
2 — когда адаптация нарушена, требует психотерапевтической коррекции.
Анализируя ответы испытуемого, удается выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и др.
Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.
У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.
У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем.
Чем категоричнее и ярче даже отрицательные ответы, свидетельствующие о конфликте, тем больше они свидетельствуют о социальной дезадаптации испытуемого.
Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов.
Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психо-травмирующего воздействия на соматическое заболевание.
При этом следует иметь в виду, что заболевание как психотравма может находить свое отражение и в высказываниях пациентов по другим вопросам, прямо не связанным с болезнью.
Опросник Шмишека
1. Название методики.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г.
2. Цель методики
Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента
3. Описание методики
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
-
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. -
Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. -
Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. -
Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. -
Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. -
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. -
Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость. -
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз. -
Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. -
Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
4. Инструкция к методике.
«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если не согласны знак «–» (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент.»
5. Обработка результатов.
Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
Ключ
Обработка результатов. Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
Свойства характера | Коэффициент | «ДА» № вопросов | «НЕТ» № вопросов |
Гипертимность | 3 | 1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85 | – |
Дистимичность | 3 | 10, 23, 48, 83, 96 | 34, 58, 73 |
Циклотимность | 3 | 6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93 | – |
Эмотивность | 3 | 3, 14, 52, 64, 77, 87 | 28, 39 |
Демонстративность | 2 | 7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97 | 56 |
Застревание | 2 | 2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90 | 13, 51 |
Педантичность | 2 | 4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92 | 40 |
Тревожность | 3 | 17, 30, 42, 54, 79, 91 | 5, 67 |
Возбудимость | 3 | 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95 | – |
Экзальтированность | 6 | 11, 35, 60, 84 | – |
Ложь | 1 | 9, 47, 59, 68, 88 | 18, 27, 37, 63 |