Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.


Каждого из разбойников Шиллер наделил индивидуальным обликом, моральными принципами, только ему присущим поведением: у одних бесшабашная удаль оборачивается беззаветной преданностью не на жизнь, а на смерть атаману и товарищам, у других вырождается в садистскую жестокость.

Различны и мотивы, приведшие их в банду. Особенно примечательна история молодого дворянина Косинского, брошенного стараниями услужливого министра в темницу, чтобы князь мог овладеть его невестой. Эта реминисценция из «Эмилии Галотти» отчасти предвосхищает решающую драматическую ситуацию будущей трагедии «Коварство и любовь».

Сам Карл Моор, не унижаясь до обычного грабежа и раздела добычи, отдает свою долю беднякам. Но он беспощаден к тем, в ком видит источник произвола и угнетения: к княжескому фавориту, возвысившемуся лестью и интригами, к советнику, торгующему чинами и, должностями, к попу, публично скорбящему об упадке инквизиции.

Однако к концу драмы Моор убеждается, что его сотоварищи пролили немало крови невинных жертв, что удержать разбойников от жестокости он не в силах, а устранить насилие насилием нельзя. И тогда он сам вершит суд над собой и добровольно сдается властям.
  1. Коварство и любовь” (1784) Шиллера как “мещанская трагедия”.


Мещанская, или буржуазная драма — особый вид драматических произведений.

Появился в XVIII веке и до начала XIX века.

Появление обусловлено возвышением буржуазии, богатевшей благодаря росту торговли и промышленности и приобщавшейся к духовной культуре.

Основные действующие лица – не дворяне, а представители буржуазии.

Трагедия из жизни горожан, мещан - сложного по составу социального конгломерата, вне которого находились дворяне, духовенство и крестьяне.

Мещанская драма к 80-м годам XVIII века – развитый литературный жанр с традиционными, разнообразно разработанными сюжетами.

Влияние на формирование жанра:

  • иностранные образцы "семейных драм" французского просветителя Дени Дидро ("Отец семейства" и "Побочный сын").

  • романы англичанина Ричардсона

  • роман Жан-Жака Руссо "Новая Элоиза".

Особенности:

  • Мотивы защиты "прав сердца" против сословного неравенства,

  • тема любви между представителями низшего и высшего сословий


«Коварство и любовь»

Подзаголовок пьесы: "бюргерская трагедия"


Вершина развития штюрмерской драматургии Шиллера.

Задумана как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи.

Вопрос о положении бюргерства и сословные отношения представляли острый общественно-политический интерес.

Характеры и поступки главных героев обусловлены руссоистскими взглядами и привычками, которые восходят к сословным традициям и обычаям.

Сложность характера – отличительная черта почти всех действующих лиц драмы

В этом сказывается реалистическая зоркость Шиллера, понявшего, что поступки и сознание людей определяются не только “прирожденными свойствами”, но и их положением в обществе.

Два центра притяжения, несовместимых полюса — Коварство и Любовь.

Коварство оказывается более изощренным и, казалось, восторжествовало над Любовью. Но Любовь все-таки побеждает через Правду, хотя и ценой смерти, во имя той любви, которая никогда не умрет.