Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
Каждого из разбойников Шиллер наделил индивидуальным обликом, моральными принципами, только ему присущим поведением: у одних бесшабашная удаль оборачивается беззаветной преданностью не на жизнь, а на смерть атаману и товарищам, у других вырождается в садистскую жестокость.
Различны и мотивы, приведшие их в банду. Особенно примечательна история молодого дворянина Косинского, брошенного стараниями услужливого министра в темницу, чтобы князь мог овладеть его невестой. Эта реминисценция из «Эмилии Галотти» отчасти предвосхищает решающую драматическую ситуацию будущей трагедии «Коварство и любовь».
Сам Карл Моор, не унижаясь до обычного грабежа и раздела добычи, отдает свою долю беднякам. Но он беспощаден к тем, в ком видит источник произвола и угнетения: к княжескому фавориту, возвысившемуся лестью и интригами, к советнику, торгующему чинами и, должностями, к попу, публично скорбящему об упадке инквизиции.
Однако к концу драмы Моор убеждается, что его сотоварищи пролили немало крови невинных жертв, что удержать разбойников от жестокости он не в силах, а устранить насилие насилием нельзя. И тогда он сам вершит суд над собой и добровольно сдается властям.
-
“Коварство и любовь” (1784) Шиллера как “мещанская трагедия”.
Мещанская, или буржуазная драма — особый вид драматических произведений.
Появился в XVIII веке и до начала XIX века.
Появление обусловлено возвышением буржуазии, богатевшей благодаря росту торговли и промышленности и приобщавшейся к духовной культуре.
Основные действующие лица – не дворяне, а представители буржуазии.
Трагедия из жизни горожан, мещан - сложного по составу социального конгломерата, вне которого находились дворяне, духовенство и крестьяне.
Мещанская драма к 80-м годам XVIII века – развитый литературный жанр с традиционными, разнообразно разработанными сюжетами.
Влияние на формирование жанра:
-
иностранные образцы "семейных драм" французского просветителя Дени Дидро ("Отец семейства" и "Побочный сын"). -
романы англичанина Ричардсона -
роман Жан-Жака Руссо "Новая Элоиза".
Особенности:
-
Мотивы защиты "прав сердца" против сословного неравенства, -
тема любви между представителями низшего и высшего сословий
«Коварство и любовь»
Подзаголовок пьесы: "бюргерская трагедия"
Вершина развития штюрмерской драматургии Шиллера.
Задумана как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи.
Вопрос о положении бюргерства и сословные отношения представляли острый общественно-политический интерес.
Характеры и поступки главных героев обусловлены руссоистскими взглядами и привычками, которые восходят к сословным традициям и обычаям.
Сложность характера – отличительная черта почти всех действующих лиц драмы
В этом сказывается реалистическая зоркость Шиллера, понявшего, что поступки и сознание людей определяются не только “прирожденными свойствами”, но и их положением в обществе.
Два центра притяжения, несовместимых полюса — Коварство и Любовь.
Коварство оказывается более изощренным и, казалось, восторжествовало над Любовью. Но Любовь все-таки побеждает через Правду, хотя и ценой смерти, во имя той любви, которая никогда не умрет.