Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Сюжет заимствован у римского историка Тито Ливия.
Своеобразный образ главного героя, не рассуждающего, слепо повинующегося принятому решению и вместе с тем поражающего своей целеустремленностью.
Гораций вызывает восхищение своей цельностью, уверенностью в своей правоте.
Позиция Корнеля не вполне совпадает с позицией Горация.
Морально-философский конфликт между страстью и долгом переносится в иную плоскость: стоическое отречение от личного чувства совершается во имя высокой государственной идеи.
Долг приобретает сверхличное значение.
Слава и величие родины, государства образуют новую патриотическую героику.
Центральная проблема пьесы — взаимоотношения личности и государства — предстает в трагическом аспекте.
Гражданственность пьесы определяла ее общественную актуальность и успех
Симметричная расстановка действующих лиц, соответствующая их родственным отношениям и происхождению (римляне — альбанцы). Противоположность внутренних позиций героев.
Прием антитезы пронизывает всю художественную структуру пьесы, включая и построение стиха, распадающегося на два противоположных по смыслу полустишия.
«Гораций» окончательно утвердил канонический тип классической трагедии
-
(4) Своеобразие классицизма Жана Расина (1639–1699) в трагедии «Андромаха» (1667).
Жан Расин(1639—1699) — французский драматург, крупнейший представитель классицистической трагедии.
В середине XVII в. трагедия переживала период временного кризиса.
Именно в эту пору с особой силой раскрылся гений Мольера. Жанр комедии, хотя его по-прежнему считали «низким», занял ведущее место в искусстве.
Героическую трагедию Корнеля вытесняет так называемая «лирическая трагедия».
Нет места для больших, общенациональных проблем, для споров о формах государственного правления, нет героических характеров.
Центр тяжести переносится на проблемы личной жизни персонажей, на описание любви.
Трагедией «Андромаха» открывается второй этап творчества Расина (1667—1677 гг).
Поворотный пункт в истории французской классицистической трагедии.
Впервые воплотились художественные идеи Расина.
Сюжет взят из древнегреческого мифа о Троянской войне, но обработан, чтобы воплотить конфликт чувства и долга и идею «трагической вины» героев.
Персонажи трагедии связаны между собой отношениями в соответствии со структурой пасторальных романов XVII в.: любовь каждого героя оказывается безответной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки, то в трагедии действуют властители, ответственные за судьбы своих народов, государств. Это и позволяет раскрыть основной классицистический конфликт — борьбу между долгом и чувством.
С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции.
«Андромаха» (1667) знаменует наступление творческой зрелости драматурга.
Идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начал со стихийной страстью, несущей разрушение моральной личности и ее физическую гибель.
Парадоксальность драматического конфликта заключается в том, что внешне свободные и могущественные враги Андромахи внутренне порабощены своими страстями. На самом деле их судьба зависит от того, какое из двух решений примет она. Они так же несвободны в своем выборе.
Эта взаимная зависимость персонажей друг от друга, сцепление их судеб, страстей и притязаний определяет спаянность звеньев драматического действия, его напряженность.
Разум – высшее мерило человеческих отношений, нравственная норма, присутствующая в сознании героев, способность к самоанализу и суду над собой.
Психологический анализ в его трагедиях поднят на более высокую ступень, диалектика человеческой души раскрыта глубже и тоньше.
Черты поэтики Расина:
-
простота внешнего действия, -
драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.
Все внешние события стоят «за рамкой» действия, предстают как отражение в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях.
Лаконизм в построении сюжета укладывается в рамки трех единств.
Основная драматическая ситуация "Андромахи" почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия
Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта
Конфликт обусловлен обстоятельствами, лежащими за пределами чел. воли
Идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.
Андромаха как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как пленница, она оказывается вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына.
Исконный конфликт французской классической трагедии – конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом
В трагедии Расина –внутреннее высвобождение конфликта из пут традиции и образцов.
Свобода выбора, свобода разумной воли принимать решение и осуществлять его, недоступна героям Расина.
Разум в трагедии – способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и выносить себе приговор.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
*первоначально «Федра и Ипполит»*
Федра – квинтэссенция «расиновского человека», мучения от страсти доходят до предела.
Мучительная борьба женщины с греховной страстью.
Две трактовки конфликта:
-
«языческая» - мир, населенный чудовищами и управляемый злобными богами -
«христианская» - существование «сокрытого Бога» янсенистов: он не подает «знаков», но только в нем можно обрести спасение.
Антуан Арно: «Федра – это христианка, на которую не снизошла благодать».
Героиня обретает «спасение», обрекая себя на смерть и спасая честь Ипполита в глазах отца.
Сплав воедино понятие языческого рока с кальвинистской идеей предопределения.
- (5) Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622–1673). Основные принципы “высокой комедии”. Эстетическая позиция Мольера в комедиях «Критика “Школы жен”» (1663) и «Версальский экспромт» (1664).
Жан-Батист Поклен
1643 – «Блистательный театр» в Париже
1645-1658 – «гастроли» по Франции
Подчиняясь основным законам поэтики классицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления
Создавал реалистические произведения и образы
Черты реализма у Мольера:
-
Типичность образов -
Умение найти в персонажах наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера
Герои помещены в типичную жизненную среду, окружены типическими обстоятельствами
Действие развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»).
Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры.
Ограничивали реализм изображения
-
Предельное заострение образов, гиперболизация, т. е. усиление их ведущих черт (Тартюф). -
Резкое деление героев на положительных и отрицательных -
Введение «резонёров» -
Назидательный характер комедии
-
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф» (1664–1669).
В «Тартюфе» изображен тип лицемера, ханжи, святоши.
В первом варианте пьесы (1664) Тартюф был священником. После спектакля на пьесу и автора началась сильнейшая атака, что пьесу запретили.
Лицемерие для Мольера – самый опасный порок общества.
В 1667 году – смягченный вариант пьесы, где главный герой не имеет духовного звания (имя его Панюльф). Эту пьесу так же запретили.
Третья версия 1669 года вошла в репертуар театра: в ней был введен явно искусственный финал, в котором спасение Оргона и разоблачение Тартюфа обусловлено мудрым вмешательством короля.
Заглавный персонаж не появляется на сцене в течение первых двух действий, однако он — главный предмет разговоров других действующих лиц.
Разоблачение персонажа не лишено внутреннего драматизма, демонстрирующего «пограничность» мольеровского комизма и серьезность проблематики пьесы.
Поэтика смехового, комического: остроумные диалоги (разговор вернувшегося из поездки Оргона с Дориной), фарсовые сцены (свидание Эльмиры и Тартюфа в присутствии «мужа под столом»), разные формы трагикомического.
Единство интриги: разоблачение Тартюфа становится актуальным из-за его планов жениться на Марианне и противоречащих этому планов самой Марианны и ее возлюбленного Валера.
В роли «бога из машины» выступает король — «монарх правдолюбивый».
Но счастливая развязка пьесы, возвращение Оргону имущества, прощение королем его симпатии к беглому оппозиционеру, свадьба Марианны и Валера лишь подчеркивают продолжающую существовать общественную опасность тартюфства.
Комедия подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит: не соблюдено правило единства времени — в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши.
Органическое переплетение различных художественно-комедийных средств:
-
фарса (Оргон прячется под стол, становится вместе с Тартюфом на колени или собирается дать Дорине пощечину), -
комедии интриги (история ларца с важными бумагами), -
комедии нравов, -
комедии характеров (Оргон, Тартюф).
Жанровое новаторство пьесы.
Мольер стремился показать лицемерие, облаченное в религиозные одежды и маскирующее свою деятельность принципами христианской морали.