Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).


Сюжет заимствован у римского историка Тито Ливия.

Своеобразный образ главного героя, не рассуждающего, слепо повинующегося принятому решению и вместе с тем поражающего своей целеустремленностью.

Гораций вызывает восхищение своей цельностью, уверенностью в своей правоте.

Позиция Корнеля не вполне совпадает с позицией Горация.

Морально-философский конфликт между страстью и долгом переносится в иную плоскость: стоическое отречение от личного чувства совершается во имя высокой государственной идеи.

Долг приобретает сверхличное значение.

Слава и величие родины, государства образуют новую патриотическую героику.

Центральная проблема пьесы — взаимоотношения личности и государства — предстает в трагическом аспекте.

Гражданственность пьесы определяла ее общественную актуальность и успех

Симметричная расстановка действующих лиц, соответствующая их родственным отношениям и происхождению (римляне — альбанцы). Противоположность внутренних позиций героев.

Прием антитезы пронизывает всю художественную структуру пьесы, включая и построение стиха, распадающегося на два противоположных по смыслу полустишия.

«Гораций» окончательно утвердил канонический тип классической трагедии
  1. (4) Своеобразие классицизма Жана Расина (1639–1699) в трагедии «Андромаха» (1667).


Жан Расин(1639—1699) — французский драматург, крупнейший представитель классицистической трагедии.

В середине XVII в. трагедия переживала период временного кризиса.

Именно в эту пору с особой силой раскрылся гений Мольера. Жанр комедии, хотя его по-прежнему считали «низким», занял ведущее место в искусстве.

Героическую трагедию Корнеля вытесняет так называемая «лирическая трагедия».

Нет места для больших, общенациональных проблем, для споров о формах государственного правления, нет героических характеров.

Центр тяжести переносится на проблемы личной жизни персонажей, на описание любви.

Трагедией «Андромаха» открывается второй этап творчества Расина (1667—1677 гг).

Поворотный пункт в истории французской классицистической трагедии.

Впервые воплотились художественные идеи Расина.

Сюжет взят из древнегреческого мифа о Троянской войне, но обработан, чтобы воплотить конфликт чувства и долга и идею «трагической вины» героев.


Персонажи трагедии связаны между собой отношениями в соответствии со структурой пасторальных романов XVII в.: любовь каждого героя оказывается безответной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки, то в трагедии действуют властители, ответственные за судьбы своих народов, государств. Это и позволяет раскрыть основной классицистический конфликт — борьбу между долгом и чувством.

С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции.

«Андромаха» (1667) знаменует наступление творческой зрелости драматурга.

Идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начал со стихийной страстью, несущей разрушение моральной личности и ее физическую гибель.

Парадоксальность драматического конфликта заключается в том, что внешне свободные и могущественные враги Андромахи внутренне порабощены своими страстями. На самом деле их судьба зависит от того, какое из двух решений примет она. Они так же несвободны в своем выборе.

Эта взаимная зависимость персонажей друг от друга, сцепление их судеб, страстей и притязаний определяет спаянность звеньев драматического действия, его напряженность.

Разум – высшее мерило человеческих отношений, нравственная норма, присутствующая в сознании героев, способность к самоанализу и суду над собой.

Психологический анализ в его трагедиях поднят на более высокую ступень, диалектика человеческой души раскрыта глубже и тоньше.

Черты поэтики Расина:

  • простота внешнего действия,

  • драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Все внешние события стоят «за рамкой» действия, предстают как отражение в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях.

Лаконизм в построении сюжета укладывается в рамки трех единств.

Основная драматическая ситуация "Андромахи" почерпнута Расином из античных источников - Еврипида, Сенеки, Вергилия

Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта

Конфликт обусловлен обстоятельствами, лежащими за пределами чел. воли



Идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.

Андромаха как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как пленница, она оказывается вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына.

Исконный конфликт французской классической трагедии – конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом

В трагедии Расина –внутреннее высвобождение конфликта из пут традиции и образцов.

Свобода выбора, свобода разумной воли принимать решение и осуществлять его, недоступна героям Расина.

Разум в трагедии – способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и выносить себе приговор.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.


*первоначально «Федра и Ипполит»*

Федра – квинтэссенция «расиновского человека», мучения от страсти доходят до предела.

Мучительная борьба женщины с греховной страстью.

Две трактовки конфликта:

  • «языческая» - мир, населенный чудовищами и управляемый злобными богами

  • «христианская» - существование «сокрытого Бога» янсенистов: он не подает «знаков», но только в нем можно обрести спасение.

Антуан Арно: «Федра – это христианка, на которую не снизошла благодать».

Героиня обретает «спасение», обрекая себя на смерть и спасая честь Ипполита в глазах отца.

Сплав воедино понятие языческого рока с кальвинистской идеей предопределения.
  1. (5) Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622–1673). Основные принципы “высокой комедии”. Эстетическая позиция Мольера в комедиях «КритикаШколы жен”» (1663) и «Версальский экспромт» (1664).

Жан-Батист Поклен

1643 – «Блистательный театр» в Париже

1645-1658 – «гастроли» по Франции

Подчиняясь основным законам поэтики классицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления

Создавал реалистические произведения и образы

Черты реализма у Мольера:

  • Типичность образов

  • Умение найти в персонажах наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера

Герои помещены в типичную жизненную среду, окружены типическими обстоятельствами

Действие развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»).

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры.

Ограничивали реализм изображения

  • Предельное заострение образов, гиперболизация, т. е. усиление их ведущих черт (Тартюф).

  • Резкое деление героев на положительных и отрицательных

  • Введение «резонёров»

  • Назидательный характер комедии

  1. Проблематика и поэтика комедии Мольера «Тартюф» (1664–1669).


В «Тартюфе» изображен тип лицемера, ханжи, святоши.

В первом варианте пьесы (1664) Тартюф был священником. После спектакля на пьесу и автора началась сильнейшая атака, что пьесу запретили.

Лицемерие для Мольера – самый опасный порок общества.

В 1667 году – смягченный вариант пьесы, где главный герой не имеет духовного звания (имя его Панюльф). Эту пьесу так же запретили.

Третья версия 1669 года вошла в репертуар театра: в ней был введен явно искусственный финал, в котором спасение Оргона и разоблачение Тартюфа обусловлено мудрым вмешательством короля.

Заглавный персонаж не появляется на сцене в течение первых двух действий, однако он — главный предмет разговоров других действующих лиц.

Разоблачение персонажа не лишено внутреннего драматизма, демонстрирующего «пограничность» мольеровского комизма и серьезность проблематики пьесы.

Поэтика смехового, комического: остроумные диалоги (разговор вернувшегося из поездки Оргона с Дориной), фарсовые сцены (свидание Эльмиры и Тартюфа в присутствии «мужа под столом»), разные формы трагикомического.

Единство интриги: разоблачение Тартюфа становится актуальным из-за его планов жениться на Марианне и противоречащих этому планов самой Марианны и ее возлюбленного Валера.

В роли «бога из машины» выступает король — «монарх правдолюбивый».

Но счастливая развязка пьесы, возвращение Оргону имущества, прощение королем его симпатии к беглому оппозиционеру, свадьба Марианны и Валера лишь подчеркивают продолжающую существовать общественную опасность тартюфства.

Комедия подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит: не соблюдено правило единства времени — в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши.

Органическое переплетение различных художественно-комедийных средств:

  • фарса (Оргон прячется под стол, становится вместе с Тартюфом на колени или собирается дать Дорине пощечину),

  • комедии интриги (история ларца с важными бумагами),

  • комедии нравов,

  • комедии характеров (Оргон, Тартюф).

Жанровое новаторство пьесы.

Мольер стремился показать лицемерие, облаченное в религиозные одежды и маскирующее свою деятельность принципами христианской морали.