Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.



В Англии развивается реалистический роман (Дефо, Ричардсон, Филдинг).

Во Франции прециозный вариант барокко трансформируется в стиль рококо (без монументальности, изыски, больше внимания к мифологии).

Классицизм продолжает оставаться главным направлением в первой половине столетия, в том числе в Германии и отчасти в Англии.

По сравнению с XVII веком он расширил допустимые границы (появился жанр «мещанской драмы»), стал более публицистичным, ориентированным на актуальные проблемы современности.

Самым оригинальным направлением является сентиментализм, возникший в середине столетия во Франции (Руссо) и быстро распространившийся по Европе (Стерн, Голдсмит — в Англии, молодые Гете, Шиллер — в Германии, Карамзин, Радищев — в России).

Этому способствовало выявление к середине века ограниченности культа разума, потребность дать простор и чувству: приближалась эпоха романтизма.

Для Англии характерно явление так называемого «предромантизма»: «готический роман», «кладбищенская поэзия», публикация средневековых поэтических памятников, «открытие природы» в поэзии.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).


Франсуа Мари Вольтер (настоящая фамилия Аруэ) (1694–1778).

Насчитывается 137 его псевдонимов. Стал символом эпохи, к концу жизни ему поклонялись.

Буржуазное происхождение, хорошее образование.

В 1717 году поплатился за свои остроумные сатиры. высмеял регента французского королевства. Был отправлен на год в Бастилию. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.

Уехал на 3 года в Англию. Вернувшись во Францию, издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет).

Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

Не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753), купил имение около Женевы, приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферне (1758), где жил почти до самой смерти.

Борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на “откровении”, противопоставил деистическую религию разум.

Вольтер отвергает все учения положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными.

Вольтер отверг атеизм – как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности.

Сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).

Сторонник идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов».



Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов (лице Генриха IV (в поэме «Генриада»)

«Орлеанская девственница»

«Орлеанская девственница» (1720-е–1760-е) – соединение традиций ироикомической и бурлескной поэмы.

Напряженный сюжет, отсутствие историзма, публицистическая тенденциозность, антиклерикализм.

Элементы поэтики рококо: фривольность, иронический скепсис и т. д.

По жанру ближе к комическому эпосу — нарочитое несоответствие тематики и стиля:

  • Бурлескная поэма – о серьезном, высоком, героическом повествуется сниженным, вульгарным языком

  • Собственно ироикомическая поэма – о простых, бытовых, повседневных событиях рассказывается высоким эпическим стилем.

Мотивы:

  • восходящие к христианской эпопее (воинские подвиги и чудеса святых),

  • рыцарского эпоса (поединки, любовные сцены, вставные рассказы, чудеса, обязанные своим происхождением коварству волшебников)

  • восходящие к новеллистической традиции (фривольные приключения в монастыре и т.п.)

  • патетические или эротические эпизоды соседствуют с комическими и в них превращаются.

Писатель пародийно переосмысляет события Столетней войны и деяния национальной героини Жанны д’Арк, за что его обвиняют в кощунстве, хотя целью пародирования была не историческая Жанна, а ее мифологизированный церковью в своих интересах образ.

Причудливо смешиваются комизм и серьезность, патетика и пародия.

В гротескной форме изображены не только представители католического духовенства, но и святые, небесные покровители Англии и Франции.

В соответствии с моделью рыцарской эпопеи главные герои выступают в парах, каждый из них имеет, кроме того, «двойников» и «антиподов».

Каждый персонаж воплощает определенную тему, поэтому дублирование и противопоставление тех или иных фигур отражает тематическую структуру поэмы.

Внутренняя организация текста базируется на противопоставлении тем войны и любви, сюжетных линий Агнессы Сорель и Иоанны.

Каждая из двух главных тем развивается в высоком и сниженном вариантах, которые воплощаются в персонажах-антиподах. Воины, как и любовники, делятся на благородных и низких. Защита родины и чести, рыцарственное благородство, готовность с оружием в руках оказать покровительство даме, свойственные главным героям поэмы, противопоставлены воинственной агрессивности профессиональных солдафонов.


Образы главных героинь восходят к разным жанровым традициям:

  • Иоанна представляет собой травестийное воплощение эпического героя, что подчеркивается в сцене похищения доспехов Шандоса. Целомудрие Девы и ее борьба с чувственностью пародируют темы христианского аскетизма в поэмах и трагедиях классицизма.

  • Агнеса совмещает черты пасторальной идеальной возлюбленной и героини комических новелл. Ее образ вводит тему пародирования галантных идеалов, как образ Иоанны – пародирования идеалов военных.

Так две героини объединяют два главных начала поэмы – пародирование эпоса и романа, героической и галантной тем.

В сюжете с Агнесой связаны пасторальные любовные сцены в манере рококо, Дева становится участницей гротескных, бурлескных сцен, но торжество основной идеи поэмы о всевластии человеческой природы приводит к разрушению изначальной схемы, противопоставляющей двух героинь и закрепляющей их за разными сферами войны и любви, и по ходу действия в ряде эпизодов из «антиподов» они превращаются в «двойников».

Их «двойничество» подчеркивается в травестийной сцене переодевания, где Агнеса, как прежде Иоанна, похищает доспехи Шандоса, а целомудренная воительница превращается в объект вожделения и эротического преследования.

Образ короля, представленного бурлескным неудачником, пародически перекликается с образом Карла Великого рыцарских эпопей.

Бурлескным двойником героя любовника является Шандос, неизменно терпящий поражение в своих попытках покушения на женские добродетели.

Герои плана чудесного от св. Дениса и Георгия до летающего осла, будучи бурлескными травестийными персонажами, выступают в сценах, пародирующих эпические жанровые клише.
  1. Проблематика и поэтика философских повестей Вольтера “Кандид” (1759) и “Простодушный”(1767).

Вольтер создал оригинальный прозаический жанр – философскую повесть.

В отличие от традиционных притчеобразных произведений, где в художественной форме иллюстрировалась какая-либо философская или моральная идея, здесь никакой тезис не доказывается и даже не опровергается.

В философских повестях цель – столкнуть разные мнения по вопросу и продемонстрировать неабсолютность любого из них.


Он не предлагает читателю готового решения, а заставляет задуматься над ним, ломая при этом привычку к догматическому мышлению.

Сюжеты повестей рационалистичны, образы иллюстративны, эффект реалистического подобия отсутствует.

Главный герой наивен, простодушен и плохо ориентируется в описываемой действительности – это необходимо для того, чтобы читатель получил возможность взглянуть на нее со стороны, свежим взглядом.

«Кандид»

Проблема «предустановленной гармонии», выдвинутая Лейбницем: «все к лучшему в этом лучшем из миров». Эта идея опровергается множеством фактов реальной жизни, все герои проходят через многочисленные злоключения, причиной которых является не только злая воля людей, но и капризы природы.

Ужасные бедствия автор описывается помощью, казалось бы, совершенно не подходящей для такого содержания иронической интонации (отрывок о нападении болгар).

Этот прием используется Вольтером сознательно, чтобы стимулировать не чувства, а мысли читателей. Он стремится не взволновать их, а заставить осознать неразумие такого положения вещей. Комически отстраняя обычное, Вольтер подчеркивает его абсурдность.

Ирония в «Кандиде» обоюдная – над действительностью, которая не отвечает идее и над идеей, если она противоречит жизни, не совпадает с ней.

Ирония указывает на то, что действительность должна быть перестроена в соответствии с идеей.

«Простодушный»

Вольтер ведет полемику с Руссо по вопросу о «естественном человеке», которая является не опровержением идеи, а усложнением, проблематизацией.

Проблема закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма.

Философия жизни раскрывается посредством категории иронии.

Беззлобный юмор и жёсткая сатира делают философскую повесть комедийной.

Испытавший влияния сентиментализма Руссо, Вольтер оперирует художественными средствами, чтобы читатель не только возмущался несправедливостью по отношению к положительным героям, но и сострадал им.
  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15