Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).
Мещанская драма – воспроизводит повседневный, семейный быт. Важно принять социальное положение героя, показывать жизнь такую, какая она есть.
Дидро утвердил новый промежуточный жанр между трагедией и комедией
"Серьезный жанр" – отражает жизнь третьего сословия, построен на столкновении "обществ, положений", насыщен социально-бытовой конкретностью. в противоположность традиционному классицизму, на первом месте – человек третьего сословия.
Основа искусства – воспроизведение жизненной правды, конкретной действительности.
Требования к актеру:
1. Мещанскую драму нельзя играть так же, как и обычную. Нужна простота, разговор как в обычной жизни (будничный тон)
2. Донести до зрителя чувство героя, тем самым подтвердить на сцене идею равенства людей
3. Соблюдение принципа –вести себя на сцене как в жизни
Главным делом Дидро была «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусства и ремесел» (1751 – 1780 г), состоявшая из 35 томов.
-
Концентрированное выражение идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры. -
Путь к прогрессу в развитии науки. -
Религия тормозит идейное развитие общества, является средством порабощения людей -
Церковь — воплощение религиозного суеверия и фанатизма.
«Племянник Рамо»
Тип фигляра и циника, обладающего незаурядными способностями социального психолога-аналитика.
Жанровая форма диалога, которая позволяет автору характеризовать героя его же устами
«Самокритика Просвещения»: оппонент Рамо, безымянный философ-просветитель, зачастую не может убедительно его опровергнуть, поскольку тот опирается в своих выводах на реальную жизненную практику, а философ — на прекрасные, но умозрительные идеи.
- (5) Место Жан-Жака Руссо (1712–1778) во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” (1765–1770) Руссо как психологический документ и литературный жанр. (Читать 1-ю часть).
Жан-Жак Руссо – наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, один из основоположников европейского сентиментализма.
Социально-философские взгляды – попытка опровержения раннего Просвещения. Идея о том, что развитие наук и искусств негативно сказалось на общественной морали.
Идея естественного права породила теорию народовластия в трактате «Общественный договор» (1762), ставшем руководством для французских революционеров.
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства.
Государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Важнейшая тема у Руссо – тема социального неравенства.
В трактате «Рассуждение о происхождении» Руссо разрабатывает культ природы. Общество дурно, а природа хорошо. Идеально то общество, в котором у людей одинаково скромный достаток.
Руссо не отрицает науку и искусство, но не приемлет в них массовость.
Три главных принципа воспитания:
-
истина, -
добро, -
красота.
Тематическая серия педагогических наставлений. Из идеи благотворного воздействия природы на сознание человека выросла теория воспитания в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762), где показан образ идеального человека.
Мысль о том, что самый лучший человек – дикарь, а идеальное общество – дикое общество.
Цивилизация портит человека – это одна из главнейших черт руссоизма.
Руссо возвеличил Чувство.
Стал родоначальником и крупнейшим представителем сентиментализма в европейской литературе.
Образцом сентиментального произведения стала «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) – эпистолярный роман о любви между представителями разных сословий, первое крупное произведение европейского сентиментализма. В романе выражается культ чувства. Анализ сердечных взаимоотношений, вывод о том, что человек велик только своим чувством.
Основные составляющие руссоизма как идеологии:
-
культ природы; -
культ личности; -
культ чувства; -
культ равенства
Историю своей жизни рассказал в «Исповеди» (1766-1769) – литературном произведении нового типа. Книга о себе, ориентированная на откровенность, достигла уровня психологизма в литературе.
Изложение внешних биографических событий сочетается с изображением жизни сердца героя-автора и рефлексией об уникальных особенностях его личности, делающих его непохожим ни на кого другого.
Синтез автобиографии и романа.
Пафос свободы и независимости
Антидеспотические устремления сочетаются с презрением к салонной, дворянской культуре.
Ненависть героя к этому общественному кругу поддерживается ощущением пропасти, отделяющей его, как плебея, от аристократов.
Отрицание культуры господствующих сословий и разрыв с нею, сочувствие к низам общества, к крестьянству, к народу.
Реальная действительность формирует характер человека, его психику.
Интерес к другим людям и к объективной действительности и сосредоточенность автора на внутреннем мире героя.
«Исповедь» сыграла решающую роль в становлении жанра автобиографии.
Стала источником исторических сведений. Из нее извлекается тот социокультурный факт, что общество развилось до того состояния, когда человек третьего сословия заявил о своей уникальности.
Социально-философские взгляды представляют собой попытку опровержения раннего Просвещения.
Мотивы:
-
культ личности, -
чувствительность, -
культ природы -
ощущение социальной несправедливости.
Выступал не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции.
Сознавал противоречия власти с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников.
Тенденция выдвижения на первый план инстинктивных, несознаваемых и в тоже время целесообразных движений и действий.
Совесть и гений превращаются в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму.
Развитие форм интеллекта – фантазии и мышления – разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека.
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, посвященным проблемам воспитания человека.
Основные педагогические идеи:
-
Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии. -
Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель. Уроки дает природа, а не люди. -
Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. -
Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.
- Роман Антуана Прево (1697–1763) “История кавалера де Грие и Манон Леско” (1731). Концепция любовной страсти и человеческого характера в романе.
Шедевр французской психологической прозы. Писатель рококо
Первоначально несамостоятельное произведение — вставная история в произведение «Записки знатного человека, удалившегося от света».
Проблема любви к недостойной, силы и причудливости чувства, не подвластного разумной воле.
Разрешение конфликта возможно на пути компромисса между требованиями человеческой природы и законами общества.
Новаторское достижение в соединении в единое органическое целое проникновенность психологического анализа и достоверность в изображении бытовых и материальных условий существования своих героев.
Душевные страдания и повседневные заботы о деньгах связаны воедино.
На одном полюсе царила классицистическая трагедия, создававшая одухотворенные, преисполненные возвышенного содержания образы, далекие от реальных условий жизни простых людей. На другом полюсе подвизались авторы бытовых и плутовских романов, фиксировавшие «низменные», прозаически неприглядные стороны повседневной действительности, но делавшие это во многом натуралистично и поверхностно.
Действие романа происходит в годы Регенства, т. е. после смерти Людовика 14, последовавшей в 1715 году. Писатель сумел воспроизвести дух эпохи, когда верхушка общества предалась вакханалии стяжательства, бешеной погоне за деньгами и наслаждениями.
Тема рока, который неуклонно преследует героя, обреченного на несчастье. У Прево она получает реалистическое решение.
Разоблачает лицемерие господствующих кругов. В обществе, где царят деньги и звания, нет одной общей морали. Есть две морали: одна – для господ, другая – для их жертв.
Центральные герои - сложные, внутренне противоречивые, неповторимые и загадочные в своем индивидуальном своеобразии, даны в развитии. Герои повести развиваются, борясь не только с окружением, но и сами с собой – в этом их принципиальное отличие от персонажей плутовского романа. В их сознании сталкиваются чуждые друг другу начала.
Герои показаны как жертвы окружающего их порочного общества, которому они неспособны противостоять. Они слабы и легко поддаются губительному воздействию царящего вокруг них цинизма.
Роман о порче молодежи, развращенной соблазнами «легкой» жизни, где одновременно находит свое выражение и гуманистическая вера автора в человечество, в его способность противостоять губительной власти золота. Деньгам не удается растлить в душе героев их человеческую сущность.
Душевная чистота не вытравлена из сознания Манон. Подчиняясь и подражая нравам, которые она наблюдает вокруг себя, она вместе с тем не заражается духом стяжательства. Она не стремится к деньгам ради денег.
Тема неистребленной душевной чистоты находит свое яркое выражение в образе де Грие
Прево отражает в своем романе существенные противоречия французской действительности первой трети XVIII века.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15