Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).
Сентиментализм возникает в английской литературе несколько ранее, чем в других странах Западной Европы.
Сомнения во всесилии Разума как рычага переустройства мира.
Интерес к частной жизни человека, чувствительность, эмоции и чувства человека, взаимная связь чувств и миром природы.
Расширяют теорию художественного образа.
Чувства и эмоции под контролем разума.
Эстетическое новаторство английских сентименталистов предполагало свободу выражения личного отношения к миру: это открывало простор не только чувствительности, но и юмору, иногда переходившему в сатиру.
«Тайны и загадки», занимающие Стерна-художника, — это тайны душевной жизни человека, загадки противоречивых взаимопереходов от одного настроения к другому, от намерения к поступку ему противоположному.
Психологический анализ Стерна предвосхищает постижение «диалектики души», которое позднее Чернышевский связывал с творческим методом Толстого.
Использует все элементы просветительского романа середины XVIII в.
-
предшествующие роману посвящение и предисловие, -
биографическую канву сюжета, -
отступления, -
прием замедления развязки, -
ввод рассуждений в описательную часть, -
споры действующих лиц (служившие в просветительном романе для пропаганды и доказательства морали автора), -
разговор с читателем и т. д
Литературное наследие Стерна включает два романа, каждый из которых не является полностью законченным.
Первый роман - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-1767)
Второй - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).
«Тристрам Шенди» — роман-пародия на произведения своих предшественников.
Выступал как критик, отвергающий идеологию и эстетику Просвещения.
Композиция является вызовом общепринятым принципам построения романа XVIII в.
Нарушает обычные формы повествования:
-
посвящение, которое принято предпосылать произведению, помещает в середине романа; -
нарушает последовательность в нумерации глав; -
прерывает повествование, оставляет пустыми некоторые страницы; -
нарушается последовательность в изложении событий. -
увлекается отступлениями
Переосмысливает и переоценивает семейную тему, не допуская идеализации.
Буржуазное существование предстает как фарс.
«Тристрам Шенди» - пародия на семейно-бытовой роман.
Теме «конька» принадлежит важное место, как и образам чудаков.
Именно в чудачествах во всей полноте и проявляется человеческая натура.
Стерн убежден, что, не зная склонностей человека, его «конька», нельзя представить себе его характер.
«Конек», или «господствующая страсть», определяет поведение многих героев.
«Конек» - это способ уйти от унылого однообразия повседневности, от трезвой расчетливости буржуа, от его удручающего практицизма. Эту способность отдаться какому-либо необычному увлечению Стерн определяет словом «шендизм».
Главное действующее лицо романа - сам автор. Его образ сложен и динамичен. Личность автора определяет тональность повествования.
Автор не только иронизирует над героями своего романа, он беседует с «проницательными» читателями и смеется над ними.
Субъективно-лирическое начало в произведении Стерна играет важную роль; так будет впоследствии и у романтиков.
Роман не завершен. Итальянские эпизоды Стерн написать не успел.
Сентиментализм
Стерн дал название целому литературному направлению, возник в 18 веке. Оно стало называться сентиментализмом.
В истории сентиментализма первым нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эстетический принцип. Он открыл, что основным содержанием повествования могут быть не события, а чувства.
Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали полит. нотки.
Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку.
Стерн придал сентиментализму философское обоснование.
Сентиментализм родился в Англии. Его возникновение было обусловлено соц. причинами.
Сентиментализм – реакция на буржуазное переустройство общественной системы
Нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Роберт Бёрнс приветствовал Великую французскую революцию (стихотворение "Дерево свободы" и др.) и подъём революционно-демократического движения в Шотландии и Англии.
На основе фольклора и старой шотландской литературы (А. Рамзей и Р. Фергюсон)
Создавал самобытную и современную по духу и содержанию поэзию.
Наиболее полное выражение народности в литературе XVIII в.
Личное достоинство человека, которое поэт ставит выше титулов и богатства.
Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы соседствуют с сатирой, юмор, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом.
-
простота выражения, -
эмоциональность, -
внутренний драматизм, проявляющийся и в композиции ("Весёлые нищие" и др.).
Песни Бёрнса положены на музыку и живут в устном исполнении.
Использование шотландского языка – осознанный выбор поэта.
Центральная фигура поэзии - «простой, честный, деловой, трудящийся и попросту религиозный фермер».
Лирические песни отличаются жизнелюбием, прославлением любви, дружбы, счастья. Лучшие нравственные качества, утверждаемые поэтом, неотделимы от любви к родине, к ее полям и лесам, к ее трудовым людям.
Источник поэзии – народное творчество. Стихи на мотивы старинных народных песен.
Нравственные силы народа. Неистребимость народного духа, бессмертие народа (стихотворение-аллегория «Джон Ячменное Зерно»)
Против общественного неравенства, против рабства. Стихи, посвященные теме социальной несправедливости и бесправного положения народа, носят революционно-демократический характер.
Установившийся буржуазный правопорядок был неприемлем для всех сторонников старого, разрушенного революцией феодально-абсолютистского общества;
Эстетика романтизма связана с философскими идеями Канта, Шеллинга. Гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит свой мир.
Характерная черта романтического мировоззрения — это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов развития действительности.
-
дружеские послания, -
застольные песни, -
гражданские стихи, -
сатирические поэмы, -
эпиграммы, -
любовные песни
-
(5) Итальянское Просвещение. Театральная реформа Карло Гольдони (1707–1793) (“Слуга двух хозяев” 1759)).
Итальянское просвещение
С 1760-х годов в итальянских государствах утверждается «просвещенный абсолютизм»: стремясь укрепить свое господство, правящие династии реформируют систему управления, судебный аппарат, правовые нормы, осуществляют налоговые реформы и т. д.
Ограничиваются светские права церкви, упраздняется инквизиция, закрываются монастыри и конфискуется их имущество, в 1773 г. папа вынужден упразднить орден иезуитов.
Попытки оздоровить государственность, ослабить могущество феодальных сил, и в частности, церкви, облегчить развитие промышленности и торговли
Подорвали основы феодализма и оказались недолговечными: первые же известия о революции во Франции заставили итальянских государей вернуться к политике откровенной и жестокой реакции.
Весь XVII век и первые десятилетия XVIII в. — период глубокого застоя и упадка культуры.
В литературе долгое время сохраняют господствующие позиции эпигоны барокко, стремившиеся к созданию элитарной культуры.
Итальянское Просвещение не создало собственной философской основы и ориентировалось на достижения европейской философии.
Незрелость и ограниченность Просвещения в Италии получили свое выражение в том, что предпочтение отдавалось наиболее умеренным доктринам.
Атеизму предпочитали деизм, материализму — идеалистические воззрения.
В первой половине XVIII в. господствовала картезианская философия, а во второй половине века сенсуализм.
Внимание уделяли изучению конкретных путей преобразования экономики, права, этики и культуры.
Развивается сравнительно поздно.
В первой половине XVIII в. в Италии были лишь отдельные мыслители, осознававшие необходимость преобразования итальянского общества согласно законам разума и природы.
Широкие масштабы – во второй половине столетия.
Определило космополитическую ориентацию многих деятелей культуры на литературно-эстетический опыт Европы и недооценку национальной культурной традиции.
Первые попытки реформы литературы предпринимаются в конце XVII в.
В 1690 г. в Риме артисты — любители литературы, поэты и ученые-филологи Крешимбери, Гравина и др. создали литературную академию Аркадия.
Цель – борьба против «маринизма», итальянского варианта поэзии барокко, отличавшегося крайней изощренностью и сложностью поэтической формы.
Этой поэзии они противопоставили нормативную поэтику классицизма, стремясь искусственно поддержать давнюю пасторальную традицию.
Несмотря на узость эстетической программы, Аркадия сыграла важную роль в литературной жизни Италии: во многих городах возникли ее филиалы, вокруг которых группировались видные деятели культуры.
Во второй половине века на смену Аркадии пришли более активные объединения литераторов-просветителей, например «Академия Гранеллесков» («пустословов») в Венеции и «Академия Трасформати» («преображенных») в Милане и др.
Просветители второй половины XVIII в. вступили в литературу с намерением проложить путь к утверждению царства Разума через публицистику. Не случайно они обратились к такому боевому оружию, как публицистика.
В первой половине XVIII в. существовал один серьезный печатный орган («Газета итальянских литераторов»
Во второй половине столетия журналы и газеты выходили десятками.
Пропаганда идей Просвещения и борьба против старого «неразумного» общества: «Венецианская газета» (1760–1762 гг) – полемические заметки о литературе и искусстве, очерки нравов, басни, дидактические рассуждения
«Венецианский зритель» ориентация на литературный опыт журнала Стила «Зритель».
Из родов литературы менее всего представлена проза (романный жанр) – убедительное свидетельство незрелости и ограниченности итальянской просветительской литературы.
Театральная реформа Карла Гольдони
"Слуга двух господ" - комедия итальянского драматурга Карло Гольдони
Италии нужен был новый, серьезный, литературный театр.
Комедия масок в прежнем виде существовать не могла, но ее достижения надо было сохранить и перенести в новый театр. Это сделал Карло Гольдони.
-
Начал вводить в пьесы, полностью написанные и литературно отделанные тексты отдельных ролей и диалогов (комедия Момоло, душа общества (1738)). -
Создал театр характеров, отказавшись от масок, от сценария и в целом от импровизации. -
Персонажи театра утратили свое условное содержание и стали живыми людьми – людьми своей эпохи и своей страны, Италии 18 в. -
Реформу осуществлял в борьбе с противниками – время театральных войн. -
Выразитель идей третьего сословия, защитником его идеалов и морали. -
Дух разумного эгоизма и практицизма – нравственных ценностей буржуазии.
С конца 18 в. в Италии начинается эпоха Рисорждименто – борьба за национальную независимость, за политическое объединение страны и буржуазные преобразования, – продолжавшаяся почти столетие.
Новое художественное направление – романтизм
Идеолог романтизма – австрийский писатель Алессандро Мандзони.
Своеобразие театрального романтизма в Италии в его политической и национально-патриотической направленности.
Классицизм – выражение австрийской ориентации, направление, означавшее не только консерватизм, но и чужеземное иго, а романтизм объединял оппозицию.
В театре важнейшим жанром становится трагедия. Крупнейшим автором трагедий был Витторио Альфьери:
-
Создал трагедию гражданского содержания практически в одиночку. -
Выступал против тирании. -
Героический пафос борьбы за свободу.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
(5) Поэтика жанра фьябы у Карло Гоцци (1720–1806): “Король-олень” (1762).
Фьяба — жанр итальянского театра и драматургии, созданный Карло Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии Карло Гольдони и Пьетро Кьяри.
Должны заключать в себе "философские мысли", "остроумную критику", "диалоги, исходящие из глубины души", и "прежде всего то очарование, благодаря которому для зрителей невозможное становится реальным".
Реальным людям предпочитает маски, их "собирательные", обобщающие, порой даже символические возможности.
Наполняет эти маски определенным содержанием ("строгой моралью и сильными страстями, нашедшими поддержку в прекрасном исполнении серьезных актеров"), а не просто "консервирует" их.
Окружающая реальность стала предметом сатиры, пародии, эпиграммы, облачившись в фантастические одежды, что не мешало зрителю узнавать конкретные личности, персонифицированные идеи.
Театральная сказка для Гоцци – способ преобразования в чувственные аллегории страстей, идей – всего того, что его интересует и волнует.
Полемика с современниками не является плодом "ума холодных наблюдений", но облекается в чувство, плоть, выдумку.
Стремился стереть границы полемики, превратить сатиру и пародию в материал для фантазии наравне с другими чувствами и идеями, которые привносил в сказки.
"Король-олень" (1762)
Третья сказка Гоцци.
Продолжаются поиски трагикомического сказочного стиля.
Литературно-полемический элемент снимается.
Роль масок сужается еще больше, и тексты их реплик в большинстве случаев написаны автором.
Сюжет сказки усложнен, и разрешение его приемами волшебных превращений не всегда мотивировано.
-
(4) Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). Особенности сюжета и конфликта в драме Лессинга “Эмилия Галотти” (1772).
Преобладание гносеологического рационализма, в то время как идеи английских и французских просветителей основывались на эмпиризме, свойственном их воззрениям.
Почти до 1770-х гг. в Германии господствовало учение последователя Лейбница Христиана Вольфа (1679 – 1754), в основном лишь систематизировавшего идеи своего учителя.
Отличалось меньшим радикализмом в сравнении с французским и английским.
Слабо была представлена материалистическая линия.
Бо́льшее распространение получает пантеизм, который допускал умеренно материалистическое толкование.
Влияние на немецкую философию оказало пантеистическое учение Б. Спинозы.
В 1770-1780 гг. одним из важнейших событий в интеллектуальной жизни Германии стал «Спор о Спинозе». В дискуссии по поводу философии Спинозы и её соотношении с традиционной религией приняли участие почти все знаменитые философы и писатели Германии того времени.
Тенденция к моральному истолкованию религиозных сюжетов Ветхого и Нового заветов, которые стали считать символическими наставлениями в нравственности.
Влияние на духовную атмосферу Германии имело движение «Бури и натиска», отличающееся просветительской и антифеодальной направленностью.
Приверженцы движения (штюрмеры) выступали за искоренение пережитков феодализма, объединение Германии, ограничение влияния церкви, политическое и духовное освобождение людей.
Готхольд Лессинг (1729 – 1781)
Писатель, один из основоположников немецкого национального театра.
Неприятие фанатизма и нетерпимости.
По философским взглядам склонялся к материалистически истолкованному пантеизму в духе спинозизма
Инициатор «спора о Спинозе».
Борец за культурное объединение нации
Ориентация на общеевропейские просветительские идеалы.
Его литературно-критические и эстетические труды оказали влияние на развитие философской и художественной мысли Германии и Европы,
Драматические произведения заложили основы национального театрального искусства.
Принципы просветительского рационализма
Более глубокие взгляды на природу, историю и искусство.
История человечества – процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных.
Назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.
Работы по эстетике и художественной критике.
Анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве.
Выступал против норм классицизма
Отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене.
Отвергает ортодоксальные понятия о божестве, веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира».
Значение религии только этическое.
"Эмилия Галотти"
Жанр произведения: драма, но, по определению автора – трагедия в пяти действиях.
Протест против любой формы угнетения
Политическое и моральное убожество двора и принца Гвасталлы.
Соединены античные основы фабулы, итальянского контекста событий и опыт немецкой общественной жизни
Рассказ древнеримского историка Тита Ливия о римлянке Виргинии.
Демократическая идея о том, что возвышенные, героические чувства скрыты в груди обычного, простого человека, и нужны лишь соответствующие обстоятельства, чтобы они вспыхнули.
Непримиримый конфликт – социально-политический – между людьми правящей верхушки и их подданными, состоятельными, но высокоморальными людьми.
Идея произведения:
-
осуждение княжеского деспотизма, феодального произвола; -
восхваление героизма, высокой нравственности, большого гражданского мужества и чести.
Проблематика: