Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
1) социально-политические проблемы;
2) феодальный произвол;
3) морально-этические проблемы;
4) проблема женской судьбы;
5) проблема свободы выбора;
6) проблема верности (любви, слову);
7) проблема нравственности;
8) проблема любви;
9) проблема веры и др.
-
(4) Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Раннее творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Поэтика сентиментализма в романе “Страдания юного Вертера” (1774).
На пороге 1770-х годов немецкая литература вступает в новую фазу развития.
-
Общественное и нравственное самосознание немецкого бюргерства, -
Социальный протест против приниженности и бесправия, косности и провинциализма культурной жизни
«Буря и натиск»
-
Кратковременное, но интенсивное и плодотворное движение, представленное молодым поколением: -
По заглавию драмы Ф. М. Клингера, одной из самых ярких фигур этого течения. -
Неотъемлемая часть эпохи Просвещения. -
Вырастает на основе просветительский идеологии и связано с ее идеалами эмансипации личности от политического и духовного гнета. -
Отказ от рационалистического подхода к общественным, нравственным и эстетическим проблемам, который господствовал в Просвещении ранее. -
Против диктата разума и «здравого смысла», прагматической рассудочности (проявление мещанской ограниченности и эгоизма) -
Альтернатива – культ сердца, чувства, страсти. -
Спонтанное, ничем не скованное проявление индивидуальной «сильной» личности. -
Простая, неискаженная человеческая природа против искусственности современного уклада жизни. -
Далеки от радикальных политических и социальных идей Руссо, подхваченных впоследствии Великой французской революцией.
Иоганн Вольфганг Гете (1749 — 1832)
Литературные вкусы и собственные первые опыты формировались под влиянием ориентации на французскую поэзию и театр.
Ранние стихи написаны в традициях поэзии рококо.
Подлинное чувство и индивидуально-поэтическое видение мира.
Его не удовлетворял механистический и метафизический материализм французской просветительской мысли, статичное, аналитически систематизированное описание мира и природы, которую он воспринимал как живой, находящийся в постоянном движении организм с тесной взаимосвязью элементов
Интерес к средневековью, к национальной истории
Поиски жанра и стиля:
-
Лирические формы (ода, песня, идиллия, притча в стихах) -
Драма (историческая, философская, бытовая буржуазная, стилизованные фарсы) -
Эпистолярный роман («Страдания юного Вертера» (1774))
«Страдания юного Вертера» (1774)
Обращается к современному герою.
Глубоко личное, лирическое начало
В основе романа – реальное биографическое переживание.
Эпистолярная форма давала возможность сосредоточить внимание на внутреннем мире героя — единственного автора писем, показать его глазами окружающую жизнь, людей, их отношения.
Постепенно эпистолярная форма перерастает в дневниковую.
В конце романа письма героя обращены к самому себе — нарастающее чувство одиночества, ощущение замкнутого круга, которое завершается трагической развязкой.
В начале романа доминирует просветленное радостное чувство
Руссоистское преклонение перед природой + пантеистический гимн Вездесущему.
Руссоизм Вертера проявляется в сочувственном внимании к простым людям, детям, которые доверчиво тянутся к нему.
Эмоциональная натура, погруженная в мир чувств
Не приемлет холодных доводов рассудка,
Вторая часть романа вводит социальную тему.
Заключительные страницы романа, повествующие о последних часах Вертера, его смерти и похоронах, написаны от имени «издателя» писем и выдержаны в другой, объективной и сдержанной манере.
Духовная трагедия молодого бюргера, скованного в своих порывах и устремлениях косными, застывшими условиями окружающей жизни.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
Трагедия «Фауст» была начата во Франкфурте в 1773 г. В 1808 г. вышла полностью.
Работа над второй частью начата около 1800 г. Публиковались отдельные отрывки, но в окончательном варианте увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.
История создания трагедии отразила эволюцию творчества и мировоззрения автора.
Материал – легенда о реальной фигуре — ученом и чернокнижнике докторе Фаусте, жившем в первой половине XVI в., о котором сохранилось много исторических свидетельств.
Творил чудеса с помощью дьявола, которому якобы продал душу в обмен на знания и искусство магии.
Осмыслил в духе идей «Бури и натиска»: первоначально Фауст — мятежная титаническая натура, восстающая против мертвой схоластической средневековой науки
Стремится к истинному познанию природы через соприкосновение с жизнью
Традиционные мотивы народной книги и кукольной комедии
Нравственно-философские искания поэта-штюрмера и социальный мотив — трагедия соблазненной девушки, убившей своего ребенка
Подражание Шекспиру — грубоватые вставные песни, чередование стихотворных и прозаических сцен, иногда нарочито огрубленных
Стилистическое многоголосье, пронизывающее поэтический строй трагедии: высокий библейский стиль (хор архангелов) чередуется с разговорными, фамильярными речами Мефистофеля.
Бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяются лирическими песнями Маргариты и философскими раздумьями Фауста.
Гете далек от однозначных обвинений или оправданий своих героев
В религиозно-философском смысле Фауст и Мефистофель у Гете далеки от своих прототипов в народной легенде.
Мефистофель — просвещенный и современный черт, ироничный, убедительный в «срывании масок», изобличающий Фауста в подспудных влечениях и инстинктах, которые тот сам от себя хотел бы скрыть.
Циник, наслаждающийся «пробуждением скотской натуры» в человеке, и одновременно — воплощение силы отрицания, побуждающей человека к действию, к реализации своих духовных возможностей.
Особое место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми открывается трагедия.
-
«Посвящение» — лирическое стихотворение, в котором звучит скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, раздумье о судьбе будущего творения, тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. -
В сознании поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им художественный мир. -
«Театральное вступление» — беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрального зрелища, миссии искусства и художника, которую каждый из них толкует по-своему:-
Директор — как коммерческое предприятие, рассчитанное на невзыскательную публику; -
Поэт — как высокое предназначение, устремленное к потомкам; -
Комик — как быструю и действенную реакцию на запросы современного зрителя, которому нужно в концентрированном виде показать и «объяснить» его собственную, не осознанную им жизнь.
-
Гете формулирует свои теоретические идеи об организующей и преобразующей роли искусства.
-
(4) Вторая часть “Фауста” (1831): основные идеи, проблемы, образы.
Вторая часть написана в ином духе, чем первая.
Гете: Первая часть субъективна, написана человеком, подвластным своим страстям, скованным ими.
Во второй части субъективное почти полностью отсутствует, здесь открывается мир более высокий, более обширный, светлый и бесстрастный
Гете и его герой живут главными интересами эпохи.
Фауст стал шире, многограннее. Он соприкасается с жизнью государства и общества, проблемами культуры и искусства, с природой и занят борьбой за подчинение ее человеку.
Фауст как будто обрел себя, дело, занялся трудом. Мысль о труде как о главном компоненте жизни человека проходит через многие произведения Гете.
Фауст соприкасается с жизнью во всей ее полноте.
Каждый акт второй части будет представлять собой относительно законченное целое. Вторая часть построена более четко и равномерно. Вся она разделена на пять актов, согласно классическому канону. Внутри каждого акта есть отдельные эпизоды, достаточно тесно связанные с общим замыслом.
Фауст осознал как собственную ограниченность, так и ограниченность возможностей отдельного человека, отдельной личности. Он уже не мыслит себя ни богом, ни сверхчеловеком, а только человеком, и - как все люди, он обречен лишь на посильное приближение к абсолютной конечной цели – осуществлению всемирного блага, к решению загадок и заветов истории.
Фауст стремится к власти, но не из эгоизма или корыстных побуждений, а для того, чтобы вершить добрые дела и править справедливо, на общее благо.
Вальпургиева ночь во второй части создана в параллель Вальпургиевой ночи первой части. Там - сборище фантастических существ, порождение мрачной северной фантазии. Во второй части Вальпургиева ночь - это мифические образы светлой жизнерадостной фантазии юга.
Эти два эпизода противостоят друг другу как классическая и романтическая Вальпургиева ночь. Они символизируют разные формы мифотворчества и отражает противоположность двух художественных направлений, современных Гете – ваймарского классицизма и романтизма
Связь второй части "Фауста" с романтизмом состоит в вечном совершенствовании героя, в вечном стремлении к Идеалу; а также в том, что Фауст живет в собственном, придуманном мире со своими реалиями и ценностями.
-
(4) Раннее творчество Фридриха Шиллера (1759–1805). Штюрмерские идеи в драме “Разбойники” (1781).
Творчество Фридриха Шиллера пришлось на эпоху «Бури и натиска» – направления в литературе Германии, для которого был характерен отказ от классицизма и переход к романтизму (охватывает 1760–1780 годы).
Пьесы
-
1781 — «Разбойники» -
1783 — «Заговор Фиеско в Генуе» -
1784 — «Коварство и любовь» -
1787 — «Дон Карлос, инфант испанский» -
1797—1799 — драматическая трилогия «Валленштейн»:-
Лагерь Валленштейна -
Пикколомини -
Смерть Валленштейна
-
-
1800 — «Мария Стюарт» -
1801 — «Орлеанская дева» -
1803 — «Мессинская невеста» -
1804 — «Вильгельм Телль» -
«Деметриус» (не была окончена из-за смерти драматурга) -
Проза-
«Преступник из-за потерянной чести» (новелла, 1786) -
«Духовидец» (роман, окончен Хансом Хайнцем Эверсом)
-
В 1781 г. анонимно вышла первая драма «Разбойники»,
В следующем году поставлена одной из лучших театральных трупп в Мангейме (на афише впервые стояло имя автора),
БежаЛ из Вюртемберга в Мангейм — годы литературной и театральной работы, успехов и разочарований, скитаний и нужды.
Пафос «Разбойников» направлен против тирании в любых ее проявлениях. Это выражено уже в латинском эпиграфе: «Против тиранов».
Противопоставление двух братьев — внешне добропорядочного, на деле лицемерного и подлого, и легкомысленного, непочтительного, но честного и благородного, — встречается в литературе XVIII в.
Прямым источником «Разбойников» послужила повесть Шубарта «К истории человеческого сердца», но в некоторых сценах и ситуациях звучат и реминисценции из «Короля Лира» и «Ричарда III».
Тема «благородного разбойника» — опирается не только на литературную традицию (английские баллады о Робин Гуде, которого упоминает сам герой — Карл Моор), но и на реальные факты — стихийно возникавшие в Германии разбойничьи банды.
Стремление Карла Моора противопоставить себя обществу, которое он не приемлет из-за всеобщей фальши и лицемерия, жестокого эгоизма и корысти, вначале носит неопределенный и риторически декларативный характер.
Его монолог окрашен руссоистскими настроениями:
-
обвинение современному деградировавшему «чернильному» веку, -
преклонение перед величественными героями Плутарха.