Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по главе
Завершая исследование в рамках второй главы данной исследовательской работы, можно сформулировать следующие выводы:
-
Эмпирическое исследование было подчинено цели обнаружения взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и приверженностью личности к делинквентному поведению. В соответствии с данной целью были организованы три последовательных этапа, в рамках которых производилось исследование личностной сферы подростков, типов детско-родительских отношений в семье. На втором этапе происходила математико-статистическая обработка данных. На третьем этапе были сформулированы выводы по итогам исследования и определена истинность выдвинутой гипотезы. -
По результатам статистического исследования были обнаружены различия между особенностями психоэмоционального подростков воспитывающихся при различных детско- родительских отношениях. Подростки девушки имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению
либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки юноши имеют агрессивность и склонность к делинквентному . Приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности: подростки девушки способны демонстрировать умеренные уровни данного состояния, в то время как для подростков юношей склонностью к противоправному
поведению характерны более высокие показатели в данном отношении.
-
Приверженность к делинквентному поведению имеет влияние на следующие показатели эмоциональной сферы подростков: на оценку собственных школьных умений и возможностей, на оценку своей личности, а также на оценку собственных межличностных качеств. Наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на девиантное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания. -
По итогам осуществленного исследования взаимосвязи между опытом детско-родительских отношений и склонностью подростков к девиантному поведению было обнаружено, что положительная связь существует между следующими показателями: приверженность личности к делинквентному типу отклоняющегося поведения, к агрессивному поведению, наличие межличностной и личностной тревожности. Отрицательная корреляционная взаимосвязь была обнаружена фактом авторитетного воспитания в семье, принятия личности ребенка, а также направленности родителя на кооперацию и взаимодействие с ребенком. Следовательно, наиболее
деструктивными типами детско-родительских отношений являются отношения авторитарного и индифферентного типа, а также отвержения ребенка в семье и нацеленность на его социальную приемлемость в условиях общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках выбранной темы данной исследовательской работы
было осуществлено изучение опыта девиантного поведения подростков, детско-родительских отношений и определения наличия/отсутствия взаимосвязи между ними По результатам организованного исследования были сформулированы следующие выводы:
Детско-родительские отношения — это комплексное организованное общение и управление развитием ребенка, где основными внутренними составляющими являются степень ограничения и эмоционального принятия ребенка родителем, качество и характер образа, который родитель имеет в представлении, а также конкретные стили и методы воспитания для формирования у ребенка конкретных умений и передачи общественного и социокультурного опыта. Наиболее конструктивным типом детско- родительского отношения является тип, при котором высокая требовательность сочетается с высоким уровнем эмоционального принятия ребенка (авторитетный тип). Наиболее травмирующими типами являются различные вариации с применением авторитарного типа, либерального, либо индифферентного типа детско-родительских отношений.
Девиантное поведение представляет собой явление существующего нервно-психического дисбаланса, ключевым результатом которого является нанесение ущерба себе или окружающим через нарушение существующих правовых и социокультурных норм. Причинами данного поведения является неудовлетворенность личности условиями своей жизни, сложившимися
привычками и способами достижения желаемого, а также низкая
социализация к окружающим условиям. Исходя из этого, девиантное поведение может возникнуть как у человека, страдающего
психическими заболеваниями, так и у человека с сохранно психоэмоциональной сферой.
В современной науке существуют разрозненные и противоречивые подходы в определении взаимосвязи между приверженностью личности к совершению преступлений и характером детско-родительских отношений. Зарубежная психология рассматривает процесс бунта подростка как естественный процесс, в результате которого подросток становится личностью, освобождается от излишней родительской опеки. С другой стороны, отечественная психология определяет, что излишняя дистанция ребенка от родителей ведет не к конструктивной автономии, а к девиации, поскольку ребенок, будучи лишенным родительского контроля, испытывает сложности в саморегуляции поведения в обществе в соответствии с существующими законами и нормами общественного поведения. Единственным аспектом, в соответствии с которым мнения исследователей сходятся — это негативное воздействие деструктивных детско-родительских отношений на приверженность личности к девиантному поведению.
Эмпирическое исследование было подчинено цели обнаружения взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и приверженностью личности к делинквентному поведению. В соответствии с данной целью были организованы три последовательных этапа, в рамках которых производилось исследование личностной девиантных подростков и типов детско-родительских отношений в семье. На втором этапе происходила математико-статистическая обработка данных. На третьем этапе были сформулированы выводы по итогам исследования и определена истинность выдвинутой гипотезы.
По результатам статистического исследования
были обнаружены различия между особенностями психоэмоционального состояния подростков имеющих девиантное поведение воспитывающихся при различных детско-
родительских отношениях. Подростки девушки имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению, либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки юноши имеют агрессивность и склонность к делинквентному поведению в качестве личностной характеристики. Приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности:
Приверженность к делинквентному поведению имеет влияние на следующие показатели эмоциональной сферы подростков: на оценку собственных школьных умений и возможностей, на оценку своей личности, а также на оценку собственных межличностных качеств. Наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на девиантное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания.
По итогам осуществленного исследования взаимосвязи между опытом детско-родительских отношений и девиантным поведение подростков было обнаружено, что положительная связь существует между следующими показателями: приверженность личности к делинквентному типу отклоняющегося поведения, к агрессивному поведению, наличие межличностной и личностной тревожности.
Следовательно, наиболее деструктивными типами детско-родительских отношений являются отношения авторитарного