ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наука и искусство
Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Искусство - это, как и наука, сфера творческой деятельности, производство художественного знания. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике, понимаемой как истолкование, искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов - одна из важнейших для него. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. Искусство конструирует мир в художественных образах, ориентируясь на создание эстетического идеала. Принципиальное различие художественного и научного знания заключается в том, что:
1. Научное знание всегда выражено в понятиях, которые представляют формы мышления, отражающие существенные и необходимые признаки пре-
дметов. Художественное знание выражено в художественных образах, в которых целостное духовное содержание (единство мыслей, чувств и представлений выражается в конкретно-чувственной форме.
2. Научное знание объективно и в силу этого общезначимо. Искусство представляет личностно-эмоциональное, субъективное видение мира, поэтому художественные образы всегда выражают субъективные предпочтения художника, посредством них выражающего свое понимание мира.
3. Научное знание воплощено в учебной литературе, оно передается от поколения к поколению дополняясь новыми научными знаниями, полученными учеными в процессе постижения мира научными методами. Искусству создания художественных образов нельзя научиться, поскольку в них воплощается творческое вдохновение, личностные смыслы.
20
4. Научное знание нацелено на практическое использование, на преобразование действительности. Искусство главным образом обращено к переживанию – через художественные образы человек определяет свое отношение к миру, выражает свои чувства.
Вместе с тем, научное и художественное знание тесно связаны. Эта связь проявляется в том, что в структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д. Кроме того, наука часто использует художественные образы как метафоры для представления научных знаний.
Наука и обыденное познание
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденнопрактическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.
Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно как обобщение позитивных результатов деятельности, опыта, повторяющегося в течение жизни как одного человека, так и многих поколений людей. Иногда обыденное знание противоречит научным положениям, препятствует развитию науки, выступая как предрассудки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и 63 фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта фиксируется в неявном виде как традиция и руководит действиями субъекта без словесного определения некой формы.
Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют определенное знание, но никак не прописывают теорию его получения и существования. Заметим что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Ибо ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.
21
К исторически первым формам человеческого знания также относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со
свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающеразвивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
ФУНКЦИИ НАУКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Наука возникает и развивается в ответ на потребности общества, помогая людям решить проблемы, связанные с комфортизацией их жизни. В XVII веке английский философ Ф.Бэкон, заметив роль, которую стали играть научные знания в жизни общества, сказал, что знания – это сила. Мыслитель был убежден в том, что научные знания усиливают возможности человека в его взаимодействии с природой. Рассмотрим, какие функции выполняет наука в жизни общества.
1. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.
2. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. Важно отметить, что сама по себе наука как система знаний ничего не производит, поскольку составляет сферу духовной жизни людей. Она может выполнять функцию непосредственной производительной силы, включаясь во все без исключения элементы производительных сил, изменяя человека, орудия, условия и предмет труда.
3. Культурная функция науки заключается во включении субъекта (человека) в познавательный процесс. Усваивая научные знания человек формируется как субъект познания и деятельности. Само познание осуществляется в
22
определенных социокультурных формах, принятых в определенных обществах. Заставая их уже готовыми, сложившимися, человек может познавать мир. Кроме того, наука влияет на образовательный процесс, изменяя его содержание и структуру в соответствии с новыми научными знаниями. Наука
все в большей степени ориентируется не на одну только технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. Многие великие творцы науки были убеждены в том, что «наука может внести вклад не только в экономический прогресс, но также и в моральное и духовное совершенствование человечества».
4. Наука выполняет функцию социальной силы. Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности). Любая инновация, связанная с решением какой-либо социальной проблемы, требует научного обоснования. В этой своей функции наука выступает также как фактор социальной регуляции, затрагивая социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась играть в обществе роль социальной силы, связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.
5. Иногда исследователи обращают внимание на проективноконструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.
Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно
, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологиче-
ские установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и прак-
тический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и
идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.
23
Литература
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – с.7-69.
Философия науки. Общие проблемы. Под ред. В.С. Степина. М.: Гардарики, 2006., с. 5-155.
Философия науки. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2005. с.7-29.