Файл: Занятие 3 Обучающийся Бессмертная Ольга Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Бессмертная Ольга Владимировна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
Задание 1. Определите причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками в предлагаемых ситуациях. Свой ответ обоснуйте.
а) Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!».
б) Мама обратила внимание, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди, поиграй с ребятами», он отмалчивается.
Ответ:
А) Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какая у меня машинка», «Я лучше всех пробежал кросс», «Я рисую лучше всех в классе» и т. д. Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.
Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.
Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого не удаляют ребенку должного внимания. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом.
Б) Причин таковой ситуации может быть множество:
1. Ребенок может не уметь строить взаимоотношения со сверстниками, что очень мешает ему жить обычной жизнью ребенка.
2. Миша может быть стеснительным, не уверенным в себе ребенком, который думает, что он не такой умный, веселый и интересный как другие детки.
3. Разный уровень интеллектуального, физического развития; не знание игр, в которые играют его сверстники.
4. Родители могут быть слишком строги с ребенком и это тоже может служить причиной того, что ребенок хочет быть один.
Чтобы подобного не происходило, стоит систематически изучать психологические особенности своего ребенка, быть более лояльным с ним, больше общаться, помогать ему налаживать контакт с детками, чтобы ему было легче с этим справиться.
Задание 2. Заполните таблицу «Причины_непопулярности_детей_среди_сверстников_и_стратегия_психолого-педагогической_помощи'>Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи». Дополните указанные в таблице причины (не менее 2-х причин).
Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи
Причины
Стратегия
Непривлекательный внешний вид ребенка
Стоит провести беседу с родителями, без ребенка, чтобы они смогли исправить ситуацию.
Негативное отношение педагога к ребенку
Стоит понять в чем причина, а затем поговорить с преподавателем, чтобы он впредь контролировал свои эмоции.
Несформированность игровых навыков у ребенка
Стоит развивать игровые навыки.
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность)
Больше общаться со сверстниками, развивать коммуникативные навыки.
Отсутствие у ребенка потребности в общении
Стоит сформировать потребность в общении, в этом ребенку могут помочь не только родители, но и педагоги.
Частые болезни ребенка
Стоит повышать иммунитет ребенка, закалять, несмотря на частые болезни не бояться ребенка водить в общественные места(игровые комнаты, площадки), дабы он не потерял интерес к общению с детьми.
Задание по теме 3.2. Методы преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, формирование умения использовать невербальные и вербальные средства поддержки детей.
Задание 3. Познакомьтесь с различными позициями взаимодействия ребенка и взрослого. Определите наиболее оптимальную позицию в общении с ребенком дошкольного возраста. Свой ответ аргументируйте.
Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а взрослый стоит перед ним.
Позиция 2. Взрослый стоит рядом, протянув руки к ребенку, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается.
Позиция 3. «Глаза в глаза». Глаза взрослого находятся на уровне глаз ребенка.
Ответ:
Позиция 1. Вести беседу в таком положении будет некомфортно как ребенку, так и взрослому, вы не сможете найти общего языка и контакта с ребенком. И взрослый, и ребенок быстро устанут и разговор сойдет на нет.
А также детям более привычнее и удобнее, когда с ними общаешься на уровне их лица, им легче и комфортнее, так можно построить более доверительные отношения.
Позиция 2. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок – как проявление безразличия.
Позиция 3. Такая позиция поможет найти наилучший контакт с ребенком. Так будет легче договориться с ним, общаться. Ребенок будет чувствовать себя на ровне с вами в психологическом плане, он не будет себя чувствовать менее значимым.
Задание 4. Одним из эффективных методов поддержки ребенка является активное слушание. Активное слушание предполагает «возвращение» взрослым ребенку в беседе той информации, которую ребенок сообщил взрослому, при этом обозначив его чувство.
Например: Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!». Мама отвечает: «Ты очень расстроен и рассержен на него».
Сформулируйте реплику взрослого в следующих ситуациях:
а) Отец с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. Что должен сказать папа сыну?
б) Ребенок приходит из детского сада мрачный. Подходит к матери и говорит: «Не буду больше водиться с Сашей». Что должна сказать мама?
Ответ:
А) Отец должен объяснить причину своего отказа и договориться с сыном о том, что в следующий раз (завтра, через неделю) он обязательно сходит с ним в магазин за шоколадкой.
«Сын, я понимаю, что ты очень хотел шоколадку и расстроился, что мы за ней не зашли, но у нас осталось мало времени до автобуса, если мы сейчас пойдем за шоколадкой мы потеряем много времени и опоздаем на последний автобус и нам придется идти пешком, я обещаю тебе купить шоколадку в следующий раз
»
И тогда ребенок войдет в положение и обязательно прислушается к вам, стоит чаще разговаривать с детьми.
Б) «Солнышко, расскажи мне, что произошло? Все проблемы решаемы, тебе стоит подойти к Саше и поговорить, и вы обязательно найдете компромисс, никогда не держи обиду в себе, общайся и разговаривай с людьми и тебе станет намного легче с ними находить общий язык»
После этого разговора мальчик разобрался в своих эмоциях, поговорил с другом, и они пеомирились.
Задание по теме 3.3. Психологические особенности дошкольников, имеющих трудности в общении: агрессивные и обидчивые дети
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях агрессивных и обидчивых дошкольников, приводящих к нарушениям общения со сверстниками, формирование умения планировать и разрабатывать индивидуальную стратегию взаимодействия с агрессивными и обидчивыми детьми.
Задание 5.
Познакомьтесь с описанием поведения детей, систематически проявляющих агрессию:
Дима, 5,5 лет. Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним, он придумывает игры, легко делится игрушками.
Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя.
Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя – способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению.
Наташа, 5,5 лет. Мама оставляла новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней брала бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.
Назовите возможные причины подобного поведения во всех 4-х случаях.
Негативными факторами являются страх, низкая самооценка и чувство вины. Отношения в семье.
Предложите тактику поведения воспитателя с данными детьми в случае проявления агрессии.
Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром
Не требуйте одинаковых действий от всех – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать большой дом из коробки. Пусть склонные к агрессии Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается и им нравится.
Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками - в совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
Не прибегайте к физическим наказаниям!
Задание по теме 3.4. Психологические особенности дошкольников, имеющих трудности в общении: застенчивые и демонстративные дети
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях застенчивых и демонстративных детей дошкольного возраста, формирование навыков составления методических рекомендаций для родителей по информированию об особенностях детей с проблемами в общении и причинах их возникновения.
Задание 6. Дайте психологическое объяснение тому факту, что при распределении игровых ролей в присутствии сверстников некоторые дети согласны отдать главную роль другим, а другие проявляют желание самим выполнять главную роль. Какими индивидуально-психологическими особенностями детей это обусловлено?
Дети, которые согласны отдать главную роль могут иметь не слишком высокий уровень притязаний. А также не готовы брать на себя такую ответственность и быть в центре внимания.
Свое право на главную роль обычно заявляют дети с очень высоким уровнем притязаний, который не всегда соответствует их возможностям.
Задание 7. Определите причину демонстративного поведения ребенка:
Ваня С. (6 лет) очень активный, по словам воспитателей, «неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». Мальчик сознательно нарушает нормы поведения (громко разговаривает во время занятий, в тихий час) и делает все назло. Может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Мальчик из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка.