Файл: Инструкция по безопасности производства работ при восстановлении бездействующих нефтегазовых скважин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12.2.3. Технико-технологические решения по созданию дополнительных стволов и ответвлений из восстанавливаемой скважины с помощью традиционных вырезающих и отклоняющих устройств, а также специальных невращаемых конструкций фрезеров (например, так называемая система RDS "СперриСан") предусматривают следующие работы.

 

12.2.3.1. В состав невращающих конструкций входит специальный многоразовый фрезер для фрезерования окон заданной геометрической формы на заданной глубине и в проектном направлении. Возможность задавать форму и положение окна, в частности, используется для строительства скважин 2, 3 и 4 уровней при наличии требований повторного входа в боковой ствол или возможности доступа в боковой ствол через НКТ, а также при установке систем заканчивания 5 уровня.

12.2.3.2. В результате создаются "окна" RDS , отфрезерованные в форме продолговатого полнопроходного отверстия в точности вдоль оси обсадной колонны. Прямые, удлиненные формы "окон" позволяют избежать проблем, которые наблюдаются при спуске в боковые стволы хвостовиков или инструмента через фрезерованное обычными методами "окно".

 

12.2.3.3. Преимуществами и технико-технологическими особенностями данного решения являются:

возможность использования ее на существующих скважинах;

обеспечение заданной формы и положения "окна" позволяет осуществление повторного доступа в боковой ствол в течение всего срока службы скважины;

совместимость с системой обеспечения повторного входа в боковой ствол и многоколонной системой заканчивания;

контроль азимута и глубина расположения "окна" обеспечивается якорным пакером и защелочным соединением;

совместима с извлекаемой системой для создания соединений 4 и 5 уровней;

продолжение добычи из существующего ствола скважины;

фрезерование "окна" в обсадной колонне за одну СПО;

в качестве основания для установки системы RDS используются защелочное соединение и якорный пакер;

долговечность фрезеровочной головки;

металлошламоуловители для сбора и извлечения стружки и шлама являются частью системы;

наличие совмещенной системы ориентации.

 

12.2.3.4. Для выполнения технологических операций удалить из скважины систему заканчивания.


12.2.3.5. Спустить в скважину компоновку RDS с якорным пакером и защелочным соединением, сориентировать и установить;

 

12.2.3.6. Отфрезеровать "окно" и извлечь фрезер, оставив в скважине пакер и защелочное соединение в качестве якоря и репера для ориентации.

12.2.3.7. Спустить в скважину уипсток с фрезами и обработать стык.
12.2.3.8. Пробурить боковой ствол.

12.2.3.9. Спустить в скважину хвостовик бокового ствола и зацементировать.

12.2.3.10. Обурить часть хвостовика бокового ствола, выведенного в основной ствол, для открытия доступа в основной ствол и извлечь уипсток.

12.2.3.11. Установить систему заканчивания и приступить к эксплуатации скважины.

12.2.4. Порядок выполнения технологических операций с помощью стандартных технических средств.

12.2.4.1. Провести комплекс  подготовительных работ.

12.2.4.2. Выполнить операции по установке искусственного забоя внутри обсадной колонны.

12.2.4.3. После промывки и очистки скважины спустить мостовую пробку и установить ее на 1 м выше заданного муфтового соединения обсадной колонны.

12.2.4.4. Для установки нижнего отклонителя сориентировать шплинт телеметрической системы (переводник под гироскоп) с поверхностью отклонителя и зафиксировать в этом положении.

12.2.4.5. Собрать компоновку извлекаемого отклонителя (уипстока) с металлошламоулавливающим инструментом в следующем порядке: якорь, отклонитель, оконная фреза, нижний райбер, специальный патрубок, верхний райбер, телеметрическая система или переводник под гироскоп, УБТ, бурильные трубы.

12.2.4.6. Спустить компоновку отклонителя с фрезами на пониженной скорости.

12.2.4.7. Не доходя 30-35 м до забоя, записать вес инструмента при разгрузке и подъеме и восстановить циркуляцию.

12.2.4.8. Сориентировать поверхность отклонителя в нужном направлении. Корреляция глубины осуществляется по местонахождению мостовой пробки.

12.2.4.9. Посадить якорь на забой, провести несколько измерений для подтверждения направления ориентации. Разгрузить вес инструмента выше усилия срезания якоря. При срезании штифтов должно быть заметно движение инструмента вниз. Натянуть инструмент (усилием срезания якоря) для проверки заякоривания.

12.2.4.10. Разгрузить инструмент больше усилия срезания якоря (примерно в 2 раза), промаркировать трубу, продолжить расхаживание до срезания болта.

12.2.4.11. Собрать и спустить обсадные трубы, заколонный пакер, искривленный патрубок, устройство подвески хвостовика или систему типа "крюк-подвеска" ("Бейкер") с вертлюгом, позволяющим вращать "крюк-подвеску"

независимо от хвостовика, телеметрическую систему, спусковой инструмент.

12.2.4.12. В компоновку входит телеметрическая система для ориентирования по отношению к "окну".

12.2.4.13. Спусковой инструмент освобождается гидравлически.

12.2.4.14. После установки нижнего хвостовика сориентировать шплинт телеметрической системы (переводник под гироскоп) с поверхностью отклонителя и зафиксировать в этом положении.

12.2.4.15. Собрать компоновку извлекаемого отклонителя с металлошламоулавливающим инструментом в следующем порядке: якорь, отклонитель, "оконная" фреза, нижний райбер, специальный патрубок, верхний райбер, телеметрическая система (переводник под гироскоп), УБТ, бурильные трубы.

12.2.4.16. Спустить компоновку отклонителя с фрезами на пониженной скорости.

12.2.4.17. Не доходя на 30-50 м до верхней части ("головы") хвостовика (в нижнем "окне" колонны), записать вес инструмента при разгрузке и подъеме и восстановить циркуляцию.

12.2.4.18. Сориентировать поверхность отклонителя в нужном направлении.

12.2.4.19. Посадить якорь на заданной глубине или на "голову" хвостовика (в нижнем "окне" колонны), провести несколько измерений для подтверждения ориентации. Разгрузить вес инструмента выше усилия срезания якоря. При срезании штифтов должно быть заметно движение инструмента вниз. Натянуть инструмент (усилием срезания якоря) для проверки заякоривания.

12.2.4.20. Разгрузить инструмент больше усилия срезания якоря (примерно в 2 раза), промаркировать трубу, продолжить расхаживание до срезания болта.

12.2.4.21. Поднять инструмент в нейтральное положение, установить свободные вращение и промывку и приступить к фрезерованию "окна" в обсадной колонне.

12.2.4.22. Прорезать "окно" и пробурить боковой ствол.

12.2.4.23. Провести комплекс операций по извлечению отклонителя на поверхность.

12.2.4.24. Спустить во второе ответвление хвостовик.

12.2.4.25. Обурить выступающую часть хвостовика.
12.2.4.26. В случае применения системы типа "крюка-подвески" установить второй "крюк-подвеску".

В этом случае оба "крюка-подвески" одинаковы, за исключением внутреннего диаметра верхнего переводника (больше, чем в нижнем крюке).

12.2.4.27. Спустить в скважину НКТ с планируемым внутрискважинным оборудованием.



XIII. ПОДГОТОВКА СТВОЛА СКВАЖИНЫ К СПУСКУ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОЛОННЫ

13.1. Основное требование к подготовке ствола скважины перед креплением обсадной колонной - обеспечить успешный спуск ее до намеченной глубины и при необходимости качественное цементирование скважины. По результатам инклинометрических работ проводится оценка возможности спуска обсадной колонны на отдельных участках резкого изменения параметров искривления в следующих случаях [18, 27]:

13.1.1. Когда ось скважины имеет изгиб, условиями безопасности являются:

,                                                        (37)

                                              (38)

или

,                                                        (39)

где - максимально допустимая величина изгиба, град;

- фактическое приращение искривления, град;
- радиальный зазор между муфтой трубы и стенкой скважины, м;
- предел текучести материала труб, Па;
- модуль упругости материала труб, Па;
- коэффициент запаса прочности;
- наружный диаметр обсадной колонны, м;
- минимально допустимый радиальный зазор при (из условия ), м;

- напряжение изгиба в теле трубы, Па;

- допускаемое напряжение изгиба в теле трубы, Па;

- фактический угол изгиба

, град.

13.1.2. Когда ось скважины искривлена с высокой интенсивностью, условиями безопасности являются:

,                                               (40)


                                   (41)

     или
,                              (42)

 

где - максимально допустимое приращение искривления на участке длины (м), град;

- минимально допустимый радиальный зазор при (из  условия , м).

13.2. В отдельных случаях в скважинах, где отмечаются участки резкого изменения кривизны, а также при близких значениях допустимых и фактических значений критериев безопасности перед спуском обсадных колонн может производиться шаблонировка ствола (сборка из обсадных труб, спускаемых для проверки проходимости обсадной колонны).

13.2.1. В зависимости от характера изменения параметров искривления размеры шаблона определяются по формулам:
13.2.1.1. Вогнутый изгиб.

.                                                        (43)

13.2.1.2. Выпуклый изгиб.

При  , где - критическая величина угла выпуклого изгиба оси скважины,

,                                                (44)

где - вес 1 м колонны в жидкости, Н/м;

- осевой момент инерции труб, м .

.                                   (45)

При  - труба, расположенная выше точки изгиба, прижата к верхней стенке скважины

.                                    (46)

13.2.1.3. Вогнутый искривленный участок