Файл: Введение Я, Спешилова Елена Николаевна, проходила производственнуюю практику на базе маудоу Светлячок (с. Рыбушка). В ходе практики я принимала участие в планировании работы с детьми, составлении плана занятий и анализа их..docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форма работы | Цель | Участники |
Анкетирование «Как играет наш ребёнок?» | Изучить представления и потребности родителей в вопросе игровой деятельности дошкольника. | Воспитатели, родители. |
Индивидуальная работа с родителями по подготовке к конференции. | Привлекать родителей к активному взаимодействию. | Воспитатели, родители: Курякова Н.Е., Иванова С.И., Петров Г.С., Жук М. В. |
Конференция «Игра в жизни ребёнка» | Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросе организации игровой деятельности дошкольника. | Воспитатели, ст. воспитатель, психолог, родители. |
Брошюра-выручалка «Играем и речь развиваем» | Познакомить родителей с новыми играми по развитию речи. | Воспитатель, родители. |
День открытых дверей. Приглашение родителей в группу для участия в чтении художественной литературы для детей. | Привлекать родителей к участию в речевом развитии детей, в рамках игровой технологии. | Воспитатели, Сергеева К.П., Тимошин В.П., и другие родители по желанию. |
Квест-игра «Секрет здоровьесберегающей развивающей среды детского сада и дома» | Создать условия для повышения педагогической компетентности в вопросе организации здоровьесберегающей развивающей среды в жизни ребёнка. | Воспитатели, ст. воспитатель, родители. |
Оформление родительского уголка в группе и на сайте ДОУ в разделе группа «Солнышки» на тему: «Жизнь – игра, а знания в ней – актёры» (подбор фотографий семейного развивающего интерьера) | Расширить представления родителей о роди игры в всестороннем развитии старшего дошкольника. Привлекать родителей к участию в создании уголка. | Воспитатели, родители, ст. воспитатель. |
Организация и проведение фитнес-праздника «Мама, папа, я – здоровая семья!» совместно с родителями | Привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, в русле здоровьесберегающей технологии. | Воспитатель, инструктор по физической культуре, родители, дети |
Тема 4. Методические основы педагогического взаимодействия сотрудников ДОУ
Организация социально-педагогического сопровождения замещающих семей в ДОУ
В современном, быстро меняющемся мире вопрос о положении детей остается по-прежнему одним из самых актуальных. Сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем. Дети имеют право на особую заботу и помощь согласно Всеобщей декларации прав человека. В Российской Федерации постоянно актуализируется государственная политика по улучшению положения детей. Конституция Российской Федерации и ряд других законодательных актов РФ гарантируют государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Наиболее оптимально для детей воспитание в полной семье биологическими родителями. Но при некоторых обстоятельствах и только по решению суда их могут лишить или ограничить в правах. Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем, на помощь может прийти замещающая семья. Термин «замещающие семьи» - применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка – это доказано современной наукой и практикой. В семье происходит первичная социализация, формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Если ребенок остался без попечения родителей, то замещающая семья может дать ему все для полноценного развития и формирования. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Детям необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Детям в первую очередь нужны близкие люди мать, отец или человек, полностью его заменяющий.
Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в
замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
В 2022-2023 учебном году наш детский сад посещает 1 семья, имеющая детей под опекой (попечительством).
Дети, находящиеся под опекой (или попечительством) – особая категория, детей, которая нуждается в пристальном внимании социального педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Согласно «Семейному Кодексу Российской Федерации» статья 148. «Права детей, находящихся под опекой попечительством»
- Дети, находящиеся под опекой попечительством, имеют право на: воспитание в семье опекуна попечителя, заботу со стороны опекуна попечителя, совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. "
Мы видим, что каждый подопечный имеет, прежде всего, право на воспитание в семье, но теперь это семья опекуна (попечителя). Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и опекуном. Об обязанностях опекуна (попечителя) по содержанию своего подопечного Семейный Кодекс не говорит, но поскольку ребенок, находящийся под опекой попечительством, имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что, во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун попечитель, распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего средствами, создает условия для его содержания.
Таким образом, Семейный
Кодекс Российской Федерации подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой, — находится в особом положении. И социальному педагогу ДОУ очень важно проследить, чтобы данные права детей, находящихся под опекой (попечительством) не нарушались, а реализовались в полном объеме.
В работе с родителями для социального педагога очень важно:
-
установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей; -
создание условий для участия родителей (законных представителей) в жизни ребенка в детском саду; -
оказание социальной и психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей; -
непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) реализуется на основе таких принципов как психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, и творчества.
Во время общения с родителями (законными представителями) из группы «особого внимания» придерживаюсь также таких принципов как:
- Принцип центрального положения ребенка (семьи)
- Принцип конфиденциальности
- Принцип толерантного отношения к клиенту
- Принцип направленности в будущее
- Принцип нейтральной позиции куратора, специалистов
- Принцип добровольности
- Принцип передачи полномочий
- Принцип вовлечения сообщества для разрешения семейных проблем
В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) такие как:
1. Информационные (рекламные буклеты, листовки; публикации, размещение на Интернет-сайте ДОО, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого педагогическая пропаганда и др.)
2. Организационные родительские собрания, анкетирование, создание семейного клуба «Гармония»; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др..
3. Просветительские родительские гостиные
; консультирование, тематические встречи, организация тематических выставок литературы, тренинги ,семинары ,беседы ,дискуссии ,круглые столы и др..
4. Организационно - деятельностные совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей , совместные детско-родительские проекты, выставки работ, выполненные детьми и их родителями, совместные вернисажи; участие в мастер-классах ,а также их самостоятельное проведение, совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио ; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др..
5. Участие родителей в педагогическом процессе занятия с участием родителей чтение детям сказок, рассказывание историй беседы с детьми на различные темы театральные представления с участием родителей совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др..
При взаимодействии с родителями (законными представителями) самое важное для социального педагога это учет возможностей, условий жизни конкретных семей и их интересы. Работа с замещающими семьями носит индивидуальный характер одним семьям бывает достаточно психолого-педагогического и медико-социального просвещения, а другие семьи могут нуждаться психолого-педагогической и медико-социальной профилактике, диагностике и коррекции.
Для семей отдельной категории (ТСЖ, группа риска) разработала алгоритм установления эффективного взаимодействия.
1. Установление контакта с семьей и установление конструктивных отношений с членами семьи
2. Диагностика семейной ситуации
3. Определение маршрута выхода из сложной ситуации
4. Определение объема адекватной помощи семье
5. Поиск ресурсов для реализации мероприятий
6. Рефлексия
При установлении контакта с замещающей семьей строго придерживаюсь принципа психологической комфортности, который предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении с родителями