Файл: Введение Я, Спешилова Елена Николаевна, проходила производственнуюю практику на базе маудоу Светлячок (с. Рыбушка). В ходе практики я принимала участие в планировании работы с детьми, составлении плана занятий и анализа их..docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(законными представителями). Только доброжелательные, искренние отношения социального педагога, проявляемые по отношению к их семье, их проблемам, вызывают ответную реакцию со стороны опекунов, попечителей (законных представителей).
При общении с опекунами (попечителями) при любых обстоятельствах соблюдаю условия доверительных отношений – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость. Никогда не высказываю оценочных суждений, не применяю надменного или назидательного тона. Напротив, всегда стараюсь быть максимально корректной, доброжелательной и понимающим собеседником.
Именно социальный педагог ДОУ в процессе знакомства с семьями воспитанников должен постепенно выработать индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создать условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
Для выяснения семейной ситуации в семье использую разные методы и приемы такие как: исследование, наблюдение, анкетирование, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами из различных структур и ведомств города.
Организую первичное посещение семьи на дому, с целью знакомства со всеми членами семьи и ее окружением. Далее семья посещается педагогами ДОУ 1-2 раза в год, или по необходимости ситуации, в том числе к посещениям можем привлекать специалистов из различных органов систем профилактики по необходимости .
Изучаю структуру семьи, социальный статус родителей ,опекунов, попечителей, психологический и воспитательный климат семьи, стиль и фон семейных отношений, наличие или отсутствие педагогической системы, ценностных ориентаций. Выясняю и изучаю причины возникновения проблемы неблагополучия . Разработала анкеты для родителей (опекунов, попечителей) : «Давайте познакомимся», «Какой Вы родитель», «Ваши проблемы или предложения в вопросах воспитания ребенка или семейной ситуации».
Провожу ежедневные наблюдения за детьми, за их внешним видом и психоэмоциональным состоянием в тесном взаимодействии с педагогическим составом ДОУ, провожу беседы с детьми, веду тетради-наблюдения, организую совместно с воспитателями нуждающимся детям адаптационный режим в группе. Это постоянная поддержка, создание ситуации успеха, вовлечение в дополнительное образование.
Провожу диагностику:
Методика Л. Я.Олиференко «Определение социального благополучия ребенка», рисунок «Моя семья».
Совместно с членами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ДОУ, на который приглашаем родителей (законных представителей) определяем маршрут выхода семьи из сложной ситуации. Здесь очень важно мотивировать взрослых членов семьи на решение той сложившейся трудной ситуации. Это проблема должна быть не специалистов, а проблема семьи. Нужно добиться мотивации семьи на изменение ситуации, активизировать на разрешение собственных проблем, проблем детей. Предложить родителям (законным представителям) самим принимать участие в программе изменения.
Заключаем с семьей договор взаимодействия, где прописываем цель, задачи, мероприятия, ответственности сторон, срок.
Очень важно на данном этапе выявить проблематику ситуации – условий и причин семейного неблагополучия. Постановка задач, адекватных выявленным проблемам. Определение методов решения поставленных задач – определение мероприятий. Поиск ресурсов для реализации мероприятий решения задач определенными методами. Установить механизм взаимодействия специалистов в ходе разработки и реализации ИПР.
При имеющихся неблагополучиях проблемах семья ставится на внутренний контроль детского сада и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи (ИПР). Индивидуальную программу реализации – мы рассматриваем как – проект преобразования ситуации. Проектная деятельность – целевая деятельность, направленная на достижение результата. Идеи проекта должны иметь связь с реальной жизнью.
Этапы проектирования:
1 этап – диагностический
2 этап – программирования
3 этап – реализации
4 этап – контрольно-аналитический
Этапы разработки ИПР:
1. Диагностика ситуации
2. Анализ информации
3. Установление контакта с семьей
4. Сбор информации
5. Диагностические процедуры (узкие специалисты)
Программа разрабатывается с привлечение тех специалистов, которые могут оказать конкретную, адресную помощь семье и детям.
В зависимости от проблем семьи и принятых задач для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье ребенку, у каждой семьи будут свои индивидуальные мероприятия. Но, очень важно отдавать приоритет мероприятиям, направленным на развитие внутреннего потенциала семьи.
Организуемые мероприятия могут быть в таких направлениях как:
При позитивной поддержке – конструктивных отношений и при сохранении нейтральной позиции куратора – должна пройти передача полномочий по разрешению трудной ситуации самой семье. Положительное разрешение трудной семейной ситуации происходит результат только, при:
принятии добровольного решения об изменении ситуации членами семьи;
принятии решения участвовать в изменении ситуации членами семьи реальном видении предполагаемых изменений.
К реализации мероприятий активно привлекаем не только педагогических работников ДОУ, но и специалистов различных структур и ведомств города, особенно тесно сотрудничаем с отделом опеки и попечительства. Социальное окружение должно активно участвовать в про-грамме поддержке семьи.
Своевременно принятые меры и комплексно оказанная помощь семье ребенку педагогическим коллективом ДОУ и специалистами системы профилактики дает положительный результат, в разрешении проблемной трудной ситуации конкретной семьи.
По окончании срока реализации индивидуальной программы специалисты и родители (законные представители) совместно анализируют, т. е. соотносят цели ИПР с результатами взаимодействия, обсуждают новые достижения. К этому времени обычно всегда члены семьи чувствуют удовлетворение результатами собственных действий в восстановлении семейной ситуации. Осмысление прожитого опыта помогает им в дальнейшем включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.
Показателем эффективности взаимодействия родителей (законных представителей)
и детского сада являются - положительные изменения в самой семье, их отношениях.
В нашем детском саду опекаемая семья полная, благополучная. Семья материально обеспечена, в квартире созданы хорошие жилищно-бытовые условия для проживания и развития ребенка. Психологический климат в семье благоприятный. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные, девочка окружена любовью и заботой, всеми членами семьи. Нарушений прав ребенка и Устава ДОУ не выявлено.
Мы постарались, чтобы опекуны (попечители) увидели в дошкольном образовательном учреждении ресурс для своего развития как родителей. Опекуны (попечители) с самого начала стали активно взаимодействовать с детским садом по всем вопросам воспитания и развития ребенка, семейным отношениям. При поступлении в ДОУ в этом году с опекаемой семьей наладили хороший контакт и установили доверительные, партнерские отношения. Организовали поддержку в повышении психолого-педагогической компетентности опекунов (попечителей). Наши опекуны (попечители) являются одними из постоянных участников семейного клуба «Гармония». Для опекунов были проведены такие индивидуальные консультации как: «Возрастные особенности ребенка дошкольного возраста», «Влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка», «Активная жизненная позиция родителей - фактор положительной социализации ребенка» и т. д. Проводились занятия педагогом психологом с родителями (опекунами) по формированию позитивного отношения к приемным (опекаемым) детям, активной жизненной позиции.
В этом учебном году наши опекуны попечители уже поделились опытом семейного воспитания. Одна из встреч семейного клуба «Гармония» была посвящена вопросам семейных традиций, на этой встрече опекаемая семья представила мини-проект «Моя семья». Опекуны (попечители) поделились с другими родителями секретами своего семейного воспитания ребенка, находящегося под опекой попечительством .
Девочка, находящаяся под опекой (попечительством) здорова, в адаптированной дополнительной программе не нуждается. Педагогические работники дошкольного учреждения активно вовлекают девочку в дополнительное образование в детском саду. Девочка активно принимает участие совместно с педагогами ДОУ в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах.
Таким образом социально-педагогическое сопровождение замещающих семей в ДОУ ведется в тесном взаимодействии «педагог-опекун (попечитель)-ребенок». Опекуны (попечители) почувствовав действительный интерес и не безразличное отношение к их семье, опекаемым (приемным) детям, начинают делиться своими проблемами, тревогами. Они начинают обращаться к педагогам за советом в вопросах воспитания и развития ребенка, семейных взаимоотношений.
Педагоги ДОУ должны хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии; знать о кризисах развития ребенка; уметь успокоить родителя, подобрать нужные слова. В отдельных случаях воспитатели могут привлечь к решению проблем практического психолога или социального педагога.
Чтобы завоевывать доверие и уметь расположить к себе взрослых и детей, социальный педагог (педагогические работники ДОУ) должны обладать профессионально значимыми качествами, такими как: деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, такт, педагогический оптимизм.
Поэтому постоянно совершенствую свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества - моральные и нравственные.
«Взаимодействие педагогов, родителей и общественности: проблемы и перспективы».
Сценарий педагогического совета «Анализ и пути совершенствования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Цель: выявление результативности работы, затруднений и способов их устранения.
Задачи:
1. Определить типичные затруднения педагогического коллектива в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
2. Наметит дальнейшие пути работы по совершенствованию качества взаимодействия педагогического коллектива с родителями.
План.
1. Сообщение повестки дня, задач педсовета.
2. Выступление старшего воспитателя по результатам тематической проверки.
3. Обсуждение выступления.
4. Выступление педагогов по вопросам совершенствования работы по взаимодействию с родителями.
Ход педсовета.
1. Вступительная часть. Краткое выступление руководителя, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения
При общении с опекунами (попечителями) при любых обстоятельствах соблюдаю условия доверительных отношений – уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, проникновенность, неторопливость. Никогда не высказываю оценочных суждений, не применяю надменного или назидательного тона. Напротив, всегда стараюсь быть максимально корректной, доброжелательной и понимающим собеседником.
Именно социальный педагог ДОУ в процессе знакомства с семьями воспитанников должен постепенно выработать индивидуальный стиль взаимоотношений с каждой семьей, планомерно создать условия для повышения степени ее активности, заинтересованности и ответственности в сотрудничестве.
Для выяснения семейной ситуации в семье использую разные методы и приемы такие как: исследование, наблюдение, анкетирование, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами из различных структур и ведомств города.
Организую первичное посещение семьи на дому, с целью знакомства со всеми членами семьи и ее окружением. Далее семья посещается педагогами ДОУ 1-2 раза в год, или по необходимости ситуации, в том числе к посещениям можем привлекать специалистов из различных органов систем профилактики по необходимости .
Изучаю структуру семьи, социальный статус родителей ,опекунов, попечителей, психологический и воспитательный климат семьи, стиль и фон семейных отношений, наличие или отсутствие педагогической системы, ценностных ориентаций. Выясняю и изучаю причины возникновения проблемы неблагополучия . Разработала анкеты для родителей (опекунов, попечителей) : «Давайте познакомимся», «Какой Вы родитель», «Ваши проблемы или предложения в вопросах воспитания ребенка или семейной ситуации».
Провожу ежедневные наблюдения за детьми, за их внешним видом и психоэмоциональным состоянием в тесном взаимодействии с педагогическим составом ДОУ, провожу беседы с детьми, веду тетради-наблюдения, организую совместно с воспитателями нуждающимся детям адаптационный режим в группе. Это постоянная поддержка, создание ситуации успеха, вовлечение в дополнительное образование.
Провожу диагностику:
Методика Л. Я.Олиференко «Определение социального благополучия ребенка», рисунок «Моя семья».
Совместно с членами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ДОУ, на который приглашаем родителей (законных представителей) определяем маршрут выхода семьи из сложной ситуации. Здесь очень важно мотивировать взрослых членов семьи на решение той сложившейся трудной ситуации. Это проблема должна быть не специалистов, а проблема семьи. Нужно добиться мотивации семьи на изменение ситуации, активизировать на разрешение собственных проблем, проблем детей. Предложить родителям (законным представителям) самим принимать участие в программе изменения.
Заключаем с семьей договор взаимодействия, где прописываем цель, задачи, мероприятия, ответственности сторон, срок.
Очень важно на данном этапе выявить проблематику ситуации – условий и причин семейного неблагополучия. Постановка задач, адекватных выявленным проблемам. Определение методов решения поставленных задач – определение мероприятий. Поиск ресурсов для реализации мероприятий решения задач определенными методами. Установить механизм взаимодействия специалистов в ходе разработки и реализации ИПР.
При имеющихся неблагополучиях проблемах семья ставится на внутренний контроль детского сада и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи (ИПР). Индивидуальную программу реализации – мы рассматриваем как – проект преобразования ситуации. Проектная деятельность – целевая деятельность, направленная на достижение результата. Идеи проекта должны иметь связь с реальной жизнью.
Этапы проектирования:
1 этап – диагностический
2 этап – программирования
3 этап – реализации
4 этап – контрольно-аналитический
Этапы разработки ИПР:
1. Диагностика ситуации
2. Анализ информации
3. Установление контакта с семьей
4. Сбор информации
5. Диагностические процедуры (узкие специалисты)
Программа разрабатывается с привлечение тех специалистов, которые могут оказать конкретную, адресную помощь семье и детям.
В зависимости от проблем семьи и принятых задач для решения этих проблем используем разнообразные мероприятия для оказания помощи семье ребенку, у каждой семьи будут свои индивидуальные мероприятия. Но, очень важно отдавать приоритет мероприятиям, направленным на развитие внутреннего потенциала семьи.
Организуемые мероприятия могут быть в таких направлениях как:
-
психологическая коррекция семейного неблагополучия – консультации, тренинги педагога- психолога индивидуальные психолого-педагогические занятия с ребенком организованные воспитателями и специалистами ДОУ -
педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей) – администрация ДОУ, социальный педагог, педагогические работники ДОУ оказание помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации – ходатайства, акции и т. д.) вовлечение семьи и ребенка в различные мероприятия семейного типа, для повышения общественного статуса семьи - педагогические работники ДОУ и специалисты различных ведомств и структур.
При позитивной поддержке – конструктивных отношений и при сохранении нейтральной позиции куратора – должна пройти передача полномочий по разрешению трудной ситуации самой семье. Положительное разрешение трудной семейной ситуации происходит результат только, при:
принятии добровольного решения об изменении ситуации членами семьи;
принятии решения участвовать в изменении ситуации членами семьи реальном видении предполагаемых изменений.
К реализации мероприятий активно привлекаем не только педагогических работников ДОУ, но и специалистов различных структур и ведомств города, особенно тесно сотрудничаем с отделом опеки и попечительства. Социальное окружение должно активно участвовать в про-грамме поддержке семьи.
Своевременно принятые меры и комплексно оказанная помощь семье ребенку педагогическим коллективом ДОУ и специалистами системы профилактики дает положительный результат, в разрешении проблемной трудной ситуации конкретной семьи.
По окончании срока реализации индивидуальной программы специалисты и родители (законные представители) совместно анализируют, т. е. соотносят цели ИПР с результатами взаимодействия, обсуждают новые достижения. К этому времени обычно всегда члены семьи чувствуют удовлетворение результатами собственных действий в восстановлении семейной ситуации. Осмысление прожитого опыта помогает им в дальнейшем включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем.
Показателем эффективности взаимодействия родителей (законных представителей)
и детского сада являются - положительные изменения в самой семье, их отношениях.
В нашем детском саду опекаемая семья полная, благополучная. Семья материально обеспечена, в квартире созданы хорошие жилищно-бытовые условия для проживания и развития ребенка. Психологический климат в семье благоприятный. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные, девочка окружена любовью и заботой, всеми членами семьи. Нарушений прав ребенка и Устава ДОУ не выявлено.
Мы постарались, чтобы опекуны (попечители) увидели в дошкольном образовательном учреждении ресурс для своего развития как родителей. Опекуны (попечители) с самого начала стали активно взаимодействовать с детским садом по всем вопросам воспитания и развития ребенка, семейным отношениям. При поступлении в ДОУ в этом году с опекаемой семьей наладили хороший контакт и установили доверительные, партнерские отношения. Организовали поддержку в повышении психолого-педагогической компетентности опекунов (попечителей). Наши опекуны (попечители) являются одними из постоянных участников семейного клуба «Гармония». Для опекунов были проведены такие индивидуальные консультации как: «Возрастные особенности ребенка дошкольного возраста», «Влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка», «Активная жизненная позиция родителей - фактор положительной социализации ребенка» и т. д. Проводились занятия педагогом психологом с родителями (опекунами) по формированию позитивного отношения к приемным (опекаемым) детям, активной жизненной позиции.
В этом учебном году наши опекуны попечители уже поделились опытом семейного воспитания. Одна из встреч семейного клуба «Гармония» была посвящена вопросам семейных традиций, на этой встрече опекаемая семья представила мини-проект «Моя семья». Опекуны (попечители) поделились с другими родителями секретами своего семейного воспитания ребенка, находящегося под опекой попечительством .
Девочка, находящаяся под опекой (попечительством) здорова, в адаптированной дополнительной программе не нуждается. Педагогические работники дошкольного учреждения активно вовлекают девочку в дополнительное образование в детском саду. Девочка активно принимает участие совместно с педагогами ДОУ в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах.
Таким образом социально-педагогическое сопровождение замещающих семей в ДОУ ведется в тесном взаимодействии «педагог-опекун (попечитель)-ребенок». Опекуны (попечители) почувствовав действительный интерес и не безразличное отношение к их семье, опекаемым (приемным) детям, начинают делиться своими проблемами, тревогами. Они начинают обращаться к педагогам за советом в вопросах воспитания и развития ребенка, семейных взаимоотношений.
Педагоги ДОУ должны хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии; знать о кризисах развития ребенка; уметь успокоить родителя, подобрать нужные слова. В отдельных случаях воспитатели могут привлечь к решению проблем практического психолога или социального педагога.
Чтобы завоевывать доверие и уметь расположить к себе взрослых и детей, социальный педагог (педагогические работники ДОУ) должны обладать профессионально значимыми качествами, такими как: деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, такт, педагогический оптимизм.
Поэтому постоянно совершенствую свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества - моральные и нравственные.
«Взаимодействие педагогов, родителей и общественности: проблемы и перспективы».
Сценарий педагогического совета «Анализ и пути совершенствования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Цель: выявление результативности работы, затруднений и способов их устранения.
Задачи:
1. Определить типичные затруднения педагогического коллектива в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
2. Наметит дальнейшие пути работы по совершенствованию качества взаимодействия педагогического коллектива с родителями.
План.
1. Сообщение повестки дня, задач педсовета.
2. Выступление старшего воспитателя по результатам тематической проверки.
3. Обсуждение выступления.
4. Выступление педагогов по вопросам совершенствования работы по взаимодействию с родителями.
Ход педсовета.
1. Вступительная часть. Краткое выступление руководителя, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения