Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Советов фабрично-заводских комитетов, которые имели право голоса в решении производственных вопросов.
Сочетание силовых и реформационных тенденций в деятельности правительства позволило ему стабилизировать ситуацию в стране. 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разработанная в условиях непрекращавшихся социальных конфликтов, она не могла не учитывать общего настроя общества. В Конституции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширялись, в отдельных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая германская Конституция была одной из самых демократичных в Европе в тот период. Сформировавшемуся политическому режиму предстояло решить множество серьезных проблем как внутри, так и внешнеполитического характера, связанных со вхождением страны в новую систему международных отношений.
43. Установление нацистской диктатуры в Германии. Механизм и государственный строй.
В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии. В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на, неограниченной власти фюрера.
30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает Пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге.
Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддержку официальных и неофициальных правящих кругов и стоящих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и республикой.
Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание "нового порядка" - террористического антинародного режима.
Механизм фашистской диктатуры. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа.
На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором - превратить ее в "общность боевую".
Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой - "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.
44. Законодательство нацисткой диктатуры в Германии.
Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральский декрет 1933 г., названный "В защиту народа и государства", отменил свободу личности, слова, печати, собраний.
Второй декрет, названный "В защиту германского народа", наделил неограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом для этого стал провокационный поджог рейхстага. В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии.
Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решение съездов партии получали силу закона с момента их принятия.
Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо). Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная - в особе фюрера.
Мартовский закон 1933 г. разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрер назначен пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника.
Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано в целях повсеместной централизации управления.
В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии, государством и монополиями. По закону 1934г. в стране учреждались хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12 часов. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
"Закон о порядке национального труда" от 1934 г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного предприятия предпринимателя - "фюрера". В его компетенцию входило установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.
45. Установление фашисткой диктатуры в Италии. «Корпоративное государство», крах итальянского фашизма.
Экономический и политический кризисы в Италии после Первой мировой войны, усиливаются революционные настроения среди рабочих. Они захватывают отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих комитетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начинают захватывать необработанные помещичьи земли. Правительство, не надеясь на поддержку армии, не решается применить к ним вооруженную силу.
В условиях социального кризиса активизируется фашистское движение. В 1919 г. под лозунгом борьбы за “получение международных плодов победы” в первой мировой войне Бенито Муссолини организовал «Итальянский союз участников войны» , ставший основой фашистской партии. Для привлечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социальную демагогию.
Опираясь на финансовую поддержку магнатов капитала (“Конфиндустрия” — ассоциация промышленников и “Конфагрикультура” — ассоциация аграриев) и защиту правительства, которые видели в авторитарной власти возможность укрупнения своих капиталов и наведения общественного порядка. Муссолини в 1922 г. организовал “поход на Рим”, который правящие круги Италии объявили проявлением “воли народа”. Требования Муссолини о передаче власти “представителям нации, способным навести порядок” было официально поддержано “Конфиндустрией”, пославшей королю соответствующую телеграмму. Высшее офицерство армии также требовало передачи власти фашистам. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.
1923 г. избирательный закон, по которому Италия объявлялась единым избирательным округом, в котором голосование проводилось по партийным спискам, и партия, список которой собирал относительное большинство, получала 2/3 мест в парламенте. Оставшиеся места распределялись пропорционально между остальными партиями. Проведенные в обстановке нарастающего фашистского террора парламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить абсолютное большинство мест в парламенте, хотя за нее было подано лишь немногим более 1/3 голосов избирателей.
1925 г. Закон «О правомочиях и прерогативах главы правительства» - вся исполнительная власть передавалась главе правительства — Б.Муссолини. Правительство перестало быть ответственным перед парламентом и получило законодательные функции.
1926—1927 гг. Законы о “защите государства” запретили существование всех политических партий, кроме фашистской. Их депутаты были исключены из парламента, активные антифашисты брошены в тюрьмы. Отменяется выборность муниципальных органов. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, устанавливаются внесудебные репрессии, создаются чрезвычайные трибуналы.
1939 г. Парламентская система полностью разрушена.
Среди институтов тоталитарного государства необходимо выделить Большой фашистский совет (БФС), который осуществлял законотворческие функции.
Бенито Муссолини руководитель БФС и правительства.
46. Установление и развитие республики в Италии после Второй мировой войны. Конституция 1947 года. Структура и полномочия высших органов власти. Административно-территориальное устройство.
Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами.
В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии.
Конституция 1947 г. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны.
В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.
Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.
Сочетание силовых и реформационных тенденций в деятельности правительства позволило ему стабилизировать ситуацию в стране. 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разработанная в условиях непрекращавшихся социальных конфликтов, она не могла не учитывать общего настроя общества. В Конституции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширялись, в отдельных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая германская Конституция была одной из самых демократичных в Европе в тот период. Сформировавшемуся политическому режиму предстояло решить множество серьезных проблем как внутри, так и внешнеполитического характера, связанных со вхождением страны в новую систему международных отношений.
43. Установление нацистской диктатуры в Германии. Механизм и государственный строй.
В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии. В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на, неограниченной власти фюрера.
30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает Пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге.
Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддержку официальных и неофициальных правящих кругов и стоящих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и республикой.
Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание "нового порядка" - террористического антинародного режима.
Механизм фашистской диктатуры. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа.
На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором - превратить ее в "общность боевую".
Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой - "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.
44. Законодательство нацисткой диктатуры в Германии.
Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральский декрет 1933 г., названный "В защиту народа и государства", отменил свободу личности, слова, печати, собраний.
Второй декрет, названный "В защиту германского народа", наделил неограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом для этого стал провокационный поджог рейхстага. В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии.
Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решение съездов партии получали силу закона с момента их принятия.
Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо). Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная - в особе фюрера.
Мартовский закон 1933 г. разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрер назначен пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника.
Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано в целях повсеместной централизации управления.
В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии, государством и монополиями. По закону 1934г. в стране учреждались хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12 часов. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.
"Закон о порядке национального труда" от 1934 г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного предприятия предпринимателя - "фюрера". В его компетенцию входило установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.
45. Установление фашисткой диктатуры в Италии. «Корпоративное государство», крах итальянского фашизма.
Экономический и политический кризисы в Италии после Первой мировой войны, усиливаются революционные настроения среди рабочих. Они захватывают отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих комитетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начинают захватывать необработанные помещичьи земли. Правительство, не надеясь на поддержку армии, не решается применить к ним вооруженную силу.
В условиях социального кризиса активизируется фашистское движение. В 1919 г. под лозунгом борьбы за “получение международных плодов победы” в первой мировой войне Бенито Муссолини организовал «Итальянский союз участников войны» , ставший основой фашистской партии. Для привлечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социальную демагогию.
Опираясь на финансовую поддержку магнатов капитала (“Конфиндустрия” — ассоциация промышленников и “Конфагрикультура” — ассоциация аграриев) и защиту правительства, которые видели в авторитарной власти возможность укрупнения своих капиталов и наведения общественного порядка. Муссолини в 1922 г. организовал “поход на Рим”, который правящие круги Италии объявили проявлением “воли народа”. Требования Муссолини о передаче власти “представителям нации, способным навести порядок” было официально поддержано “Конфиндустрией”, пославшей королю соответствующую телеграмму. Высшее офицерство армии также требовало передачи власти фашистам. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.
1923 г. избирательный закон, по которому Италия объявлялась единым избирательным округом, в котором голосование проводилось по партийным спискам, и партия, список которой собирал относительное большинство, получала 2/3 мест в парламенте. Оставшиеся места распределялись пропорционально между остальными партиями. Проведенные в обстановке нарастающего фашистского террора парламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить абсолютное большинство мест в парламенте, хотя за нее было подано лишь немногим более 1/3 голосов избирателей.
1925 г. Закон «О правомочиях и прерогативах главы правительства» - вся исполнительная власть передавалась главе правительства — Б.Муссолини. Правительство перестало быть ответственным перед парламентом и получило законодательные функции.
1926—1927 гг. Законы о “защите государства” запретили существование всех политических партий, кроме фашистской. Их депутаты были исключены из парламента, активные антифашисты брошены в тюрьмы. Отменяется выборность муниципальных органов. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, устанавливаются внесудебные репрессии, создаются чрезвычайные трибуналы.
1939 г. Парламентская система полностью разрушена.
Среди институтов тоталитарного государства необходимо выделить Большой фашистский совет (БФС), который осуществлял законотворческие функции.
Бенито Муссолини руководитель БФС и правительства.
46. Установление и развитие республики в Италии после Второй мировой войны. Конституция 1947 года. Структура и полномочия высших органов власти. Административно-территориальное устройство.
Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами.
В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии.
Конституция 1947 г. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны.
В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.
Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.