Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом.
Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона. В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей.
Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органыКонституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.
В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.
47. Милитаризация и фашизация государственного строя Японии перед началом Второй мировой войной.
В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику.Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Япония вступает в союзе гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги “нового порядка“, “избранной расы” и “исторической миссии”, Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы “великая нация” получила «великую территорию».Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.
Начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии объявили о самороспуске. Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой.Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).
Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.
48. Военный разгром японского милитаризма. Конституция Японии 1946 года.
В 1945 г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Главные виновники войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех других органов военно-террористического подавления, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, фиксировавших военно-полицейский режим.
В 1946 г. законом об аграрной реформе упразднялось крупное (по японским масштабам) землевладение, главным образом помещичье. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (около 9 га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам.
Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с декартелизацией "дзай-бацу" (военно-промышленных монополий). Были демократизированы основы трудового и социального законодательства: устанавливалось право на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, право на проведение забастовок при наличии определенных условий, 8-часовой рабочий день и т.д. Вводился относительно демократический порядок социального страхования.
Пережитки феодализма были ликвидированы. Общественно-экономический строй Японии был преобразован на либерально-демократической основе.
Конституция 1946 г. Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией. В 1946г. его утвердил парламент, выборы в который проводились в начале того же года на основе нового избирательного закона (избирательные права получили женщины, на 5 лет снизился возрастной ценз). В 1947 г. конституция вступила в действие. Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия. Сохранение монархии (на чем особенно настаивало большинство парламентариев) предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве. Отныне он рассматривается как "символ государства и единства народа".
Правомочия монарха существенно ограничивались. Все действия императора, относящиеся к делам государства, приобретают законную силу только по совету и с одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом. Таким образом, конституция отвела императору роль английского монарха, - "царствовать, но не управлять", олицетворяя вместе с тем историческую преемственность в развитии государства, некую незыблемость его основ.
Законодательная власть вручается парламенту, состоящему из палаты представителей и палаты советников . Первая избирается на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Предусматривается парламентская неприкосновенность. Устанавливается следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах и после его принятия обеими палатами становится законом.
Исполнительная власть
вручается кабинету министров. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики.
Судебная власть находится у Верховного суда и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция уполномочивается решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта.
В Конституцию включена специальная глава, посвященная "правам и обязанностям народа", где помимо традиционного перечня основных прав и свобод, объявленных "нерушимыми и вечными", говорилось об отказе в признании пэрства и других аристократических институтов. Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осужден в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание, и т.д.
49. Возниковение и развитие Турецкой республики. Конституции 1924, 1961 и 1982 гг.
50. Образование ФРГ и ГДР. Характеристика Боннской конституции 1949 г Объединение Германии (1990 г).
В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократическое, социальное и федеративное государство. Первый раздел Конституции посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Выделяются широкая сфера исключительного федерального законодательства; сфера конкурирующего законодательства федерации и земель; сфера «рамочного» федерального законодательства; все остальное отнесено к законодательным полномочиям земель.
Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель.
Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд)
Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом.
Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.
51. Основные изменения в буржуазном праве после Второй мировой войны.
Замена старых кодексов новыми.
Возрастание значение судебной практики.
Бурное развитие конституционного права.
Современное право стран Запада отражает:
-
глубинные процессы развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения общественных задач; -
Дробление традиционных отраслей ( -
углубляющиеся межхозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики. -
Следует отметить ряд новых черт, проявившихся в праве буржуазных стран Запада, несвойственных с объективным отражением более высоких форм производства: -
способность к сильной социальной политике; -
направленность на охрану окружающей среды и борьбы с болезнями, -
разумное осуществление демографической политики; -
приверженность, как к собственному опыту, так и достижениями мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирование рыночной экономики; -
осуществление в ряде стран крупных реформ законодательства; -
ориентация на право, как на общепризнанную и самостоятельную ценность (например: идея правового государства); -
большая приспособляемость, "эластичность" к различным политическим режимам. Целью настоящей лекции является ознакомление с основными изменениями в праве буржуазных стран Запада в новейшее время.