Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52. Возникновение социалистических государств в странах Азии и на Кубе.
Монголия
Первой на этот путь вступила Монголия. После переворота 1921 г. в столице Монголии (г. Урга) была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 г. — Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа — СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 г. страна приступила
к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт и повторяя ошибки. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь, с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.
Китай
После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887—1975) 1 октября 1949 г. была провозглашена. Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу "старшего брата", превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием "большой скачок". Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893— 1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала "культурная революция". Так была названа "великим кормчим" широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами МСС, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.
Вьетнам
Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890—1969) возглавил в сентябре 1945 г. временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946—1954), а затем с США (1965—1973) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 г. Таким образом строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ, которые все более приобретали сталинско -маоистскую окраску.
Северная Koрeя
Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 г. и разделенной в 1948 г. на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея - США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912—1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем ие менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.
В конце рассматриваемого периода в истории произошла антиколониальная революция на Кубе (январь 1959 г.) Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства Кубы.
53. Характеристика государственного строя современной Германии (с 1991г.)
Берлин — столица ФРГ. Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 федеральных земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера.
Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
Германия имеет федеративное устройство. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Германский Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).
Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Кратко идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:1. Присвоение каждому уровню своих налоговых полномочий; переход всех земель в статус «солидных финансовых единиц»;2. Сокрашение «горизонтального выравнивания» земельных бюджетов;3. Отмена смешанного финансирования;4. Уменьшение законодательнрй компетенции федерации в пользу земель путём ограничения полномочий центра такими сферами, как оборона, правопорядок, права человека, внешняя политика и «рамочное» регулирование вопросов экологии, экономики и социальной политики;5. Существенное ограничение права вето Бундесрата. Общие принципы администрирования в землях были изъяты из тем законопроектов, требующих обязательного одобрения Бундесрата.
54. Исторические условия возникновения народно-демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.
После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, вследствие чего образовались новые государства: Чехословацкое государство, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), Республика Венгрия, Республика Австрия, Республика Польша, Королевство Румыния.
Народно-демократические революции были обусловлены сохранением пережитков феодально-крепостнических отношений при капиталистическом пути развития. Была велика роль влияния иностранного капитала. Эксплуатация рабочего класса доходила до крайних пределов. Основные массы крестьянства страдали от безземелья, находились в состоянии нищеты.
До революции страны народной демократии, за исключением Чехословакии, имели средне- или слаборазвитую промышленность при значительном преобладании сельского хозяйства. В Венгрии и Польше был достигнут средний уровень развития промышленности. Румыния и особенно Болгария имели слаборазвитую промышленность.
В 20-е годы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы были приняты первые конституции (Конституция Чехословацкого государства 1920 г., установившая демократический режим, Видованская Конституция 1921 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев, которая характеризовалась значительными полномочиями короля, Конституция Польши 1919 г., установившая авторитарный режим, Конституция Польши 1921 г., установившая демократический режим, Конституция Румынии 1923 г., установившая монархическую форму правления) однако они не смогли окончательно урегулировать национальные проблемы.
Экономический кризис 1929-1933 годов привел к тому, что 30-е годы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы характеризовались свертыванием демократических государственных институтов. Произошлоужесточение авторитарных режимов монархо-фашистского толка (Болгария, Румыния). Были приняты недемократические конституции в Польше, Венгрии.
После Второй мировой войны происходит установление народно-демократической власти. Происходило создание нового государственного аппарата и демократизация политического режима.
40-е 50е годы — Развитие конституционного законодательства. Советский Союз, одержав победу над гитлеровской Германией, освободил народы стран Центральной и Юго-Восточной Европы от немецко-фашистского ига. Национально-освободительная борьба трудящихся масс приобрела огромный размах. Народы получили возможность приступить к строительству своей государственной жизни на демократических основах. Были заложены основы государства нового типа — народно-демократической республики. Так началась народно-демократическая революция.
С 60-х годов происходила замена прежних конституций коммунистическими.
1989-1990 гг. «Бархатные революции» и демонтаж административно-бюрократических систем управления.
55. Национально-освободительное движение в Индии. Конституционные акты 1919 и 1935 годов.
После Первой мировой войны в Индии произошел кризис колониальной системы, активизировались национально освободительные движения. Был образован Индийский национальный конгресс.
В ходе начавшейся в 1920-е годы последней стадии борьбы за независимость Индийский национальный конгресс взял на вооружение пропагандируемую Махатмой Ганди политику ненасилия (умеренная оппозиция английскому правительству; организация пассивного сопротивления без насильственных актов). Позднее, Субхас Чандра Бос и некоторые другие лидеры начали практиковать более радикальные, военные меры в борьбе с англичанами. Военно-милитаристский национализм достиг своего апогея во время Второй мировой войны и послужил причиной провалившегося индо-немецкого пакта и гхадарского заговора. В этот период активизировались такие движения, как Индийская национальная армия и «Оставьте Индию».
В 1947 году произошёл раздел Британской Индии и образование доминионов Индии и Пакистана. Индия оставалась доминионом британской короны до Конституции 1950 г.
Индийское национально-освободительное движение было массовым движением, базовой идеологией движения был антиколониализм, идея будущего независимого капиталистического развития. В 1930-е годы движение приобрело социалистическую ориентацию по причине всё возраставшего влияния левых в Индийском национальном конгрессе и усиления влияния Коммунистической партии Индии.
Согласно Конституции 1919 года в Индии создавался парламент, который состоял из двух палат: Законодательного собрания (140 депутатов, 100 избирались английской и буржуазной буржуазией, остальные - вицекоролем) и Государственного совета. Члены Государственного совета также частью избирались, частью назначались. Обе палаты являлись совещательными органами при вицекороле. Их роль сводилась к обсуждению предложений английских колониальных властей. Конституция 1919 года не удовлетворила не только народные массы, но и индийскую буржуазию.