Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно конституции 1935 года Индия объявлялась федерацией, состоящей из провинций, управляемых губернаторами, и местных феодальных государств (княжеств). Парламен: Государственный совет (104 из 260 - князья) и Союзное собрание (1/3 за представителями княжеств). Англичане надеялись, что союз с последними поможет им сохранить господство в Индии. Высокий имущественный ценз Депутаты Союзного собрания (за исключением представителей княжеств) выбирались не населением, а провинциальными “законодательными собраниями”. Компетенция парламента была крайне ограниченной.

При вицекороле создавался Совет министров. Отправление правосудия конституция отдавала в руки судов различных инстанций. Члены Высшего союзного суда назначались непосредственно английским королем.
Конституция 1935 года оставляла в руках англичан важнейшие орудия господства: армию, полицию, суд и наиболее ответственные посты в государственном аппарате.
56. Образование Индийской республики. Конституция 1950 года.
1940-е г. Индия разделена на Индийский союз и Пакистан.
Конституция независимого государства Индии 1950 г., по которой она объявлялась суверенной и демократической республикой, было запрещено рабство, наказуемость кастовой дискриминации, утверждалось равенство всех граждан, провозглашался широкий круг прав и свобод. Конституция закрепляла принцип смешанной экономики. Характерно сочетание традиционных индийских институтов и порожденных глобальным развитием конституционного права.
Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она:

· Является самой большой по объему конституцией в мире – включает 465 статей, 12 крупных приложений и более 70 поправок;

· Очень подробна и детальна;

· Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира

· Является очень гибкой (предусматривает очень простой порядок внесения поправок).
Индия – федеративное государство. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов и прошла реформа федерации (штаты по национальному и языковому принципу, все штаты равноправны, образованы союзные территории). На данный момент в Индии 27 штатов и 7 союзных территорий.
Законодательная власть. Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из трех частей: президента индии; Народной палаты, призванной служить органам общегосударственного представительства (552 депутата на 5 лет); Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Исполнительная власть. Все основные полномочия исполнительной власти в Индии реально осуществляются Кабинетом Министров, а чаще всего – Премьер-министром, он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии.
Судебная власть. В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы как федерации, так и штатов. Судебную систему Индии составляют:

  • Низшие суды - суды панчаятов в деревнях (рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела).

  • Высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов.

  • Верховный суд – высшая судебная инстанция;


Изменение конституции

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату Парламента. Получив одобрение каждой палаты (2/3 присутствующих), он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект (ч. 2, ст. 368). После этого закон о поправке вступает в силу и вставляется в текст Конституции – то есть индийская конституция – «гибкая».
Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись Президенту она должна быть ратифицирована не мене чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.
57. Образование Китайской Народной Республики и ее право.
В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. 1946-1949 гг. Гражданская война между Гоминьдановским правительством и Народной армией. 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, поражение Гоминьдана. 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.
Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии». Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно и главой Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.


Первая Конституция КНР 1954 г. юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности. Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию. В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». В начале 60-х годов были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки».

Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. Были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.
В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

В 1982 г. принимается новая Конституция КНР определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнувшая при этом, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.
58. Крушение колониальной системы и образование новых независимых государств в странах Азии и Африки.

Кризис колониальной системы после Первой мировой войны. Революционные выступления в странах Азии и Арабского Востока привели к тому, что разрозненные силы народных выступлений объединила и возглавила национальная буржуазия, вследствие чего метрополии были вынуждены изменить методы своего управления.
Колониальные конституции Индии 1919 и 1935 гг., Бирмы 1935 г. и Цейлона 1931 г. предусматривали, в частности, создание центральных и провинциальных советов. Все эти местные представительные органы в колониях не обладали реальной властью, а выполняли совещательные функции при губернаторах, возглавлявших колониальную администрацию.
Англо-афганский договор 1921 г. закрепил независимость Афганистана, были формально декларированы суверенитет Египта (1922 г.) и Ирака (1930 г.).
Таковым примером также является Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании, установивший правовое положение доминионов и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).
На 1931 год статут был применён к существовавшим на тот момент доминионам: Австралийское Содружество, Доминион Канада, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд и Южно-Африканский Союз.
Члены Британского содружества, признавшие Вестминстерский статут 1931, имеют статус королевств Содружества, что означает их !полную самостоятельность! при сохранении за британским монархом поста главы соответствующего государства. Отныне действие законов, принятых британским парламентом, не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия. Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой британский закон, что парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики.
Новый подъем национально-освободительного движения начался после Второй мировой войны.

Использовались методы колониальной войны и преобразования в юридических формах.

Для юридического закрепления своих колоний Великобритания использовала в форму содружества. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
Конституция Франции 1946 г. В ней провозглашалось образование Французского союза, куда входили метрополия, "заморские департаменты" и "заморские территории", а с другой стороны, "присоединившиеся территории и государства", которые различались по широте полномочий местного управления, назначаемого метрополей.
Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения - Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию. Конституция провозглашала самоуправление, но вместе с тем из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и президентом Сообщества, осуществлял надзор за деятельностью местной администрации. Предусматривалась возможность выхода из Содружества, однако в 1958 г. только в Гвинее удалось на референдуме добиться отклонения Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем.
В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимости Намибии.
Перед странами, обретшими независимость, встал вопрос о выборе капиталистического или некапиталистического пути своего развития. В основном этот выбор определялся идеологией правящих группировок.
Три группы стран:
1) Там, где капиталистический уклад стал господствующим, государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.).