Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Якобинская диктатура (1793 – 1794 года).Декларация прав человека и гражданина 1793 года. Конституция Франции 1793 года.
В 1793 г. Правительство жирондистов свергнуто Парижской коммуной. Якобинцы, сосредоточили в своих руках влияние в Национальном конвенте.
За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали бунтарские и эгалитарные настроения масс.
Конституция 1793 г. воплотила государственно правовые взгляды якобинцев: Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и др., сформировавшихся под влиянием идей Ж-Ж.Руссо о демократической республике и эгалитаристских идей о политическом равенстве, преодолении чрезмерного имущественного неравенства. Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека, были ликвидированы рабство и феодальное землевладение. Упразднили деление граждан на активных и пассивных, всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года).
Конвент был объявлен высшим органом государственной власти. Комитеты и комиссии Конвента управляли страной. Комитет общественного спасения (Робеспьер, Кутон, Сен-Жюст) руководил обороной, осуществлял текущее управление, ему были подчинены исполнительный совет, министерства, ведомства.
Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу.
Декларации прав человека и гражданина 1793 г. отличалась большим демократизмом и революционностью, в ней отражены приоритет естественного права и верховенство закона.

Подчеркивалось, что все люди “равны по природе и перед законом”.
Якобинцами был издан Декрет от 17 июля 1793 г. “Об окончательном упразднении феодальных прав”, где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, “отменяются без всякого вознаграждения”.

К лету 1794 г. обострились внутренние противоречия, присущие якобинскому режиму. Новую денежную аристократию раздражали введенные якобинцами ограничения предпринимательства. Она не желала более мириться с террором, с ограничениями элементарных демократических прав, с фактическим разрушением созданного революцией конституционного механизма.
В условиях, когда правящий блок быстро разваливался, в Конвенте созрел заговор группы монтаньяров, выступивших против якобинского террора (Тальен, Баррас и др.). Поскольку вожди якобинцев исчерпали резервы своей революционной активности, а потому не могли вновь опереться на народные массы, их правление все более приобретало черты политического самоубийства. Планы заговорщиков, к которым примкнул ряд членов обоих правительственных комитетов, сравнительно легко осуществились 27 июля 1794 г. (9 термидора — по республиканскому календарю).
15. Характеристика Конституции Франции 1795 г. Термидорианская реакция во Франции.
24 июля 1794 г. произошел Термидорианский переворот, к власти пришли умеренные республиканцы и крупная буржуазия, свергшая якобинскую диктатуру и установившая Директорию (1795-1799). Крупные революционеры казнены, Парижская коммуна упразднена.
В 1795 г. Конвент принял новую Конституцию, которая закрепила во Франции республиканский строй, но отменила всеобщее избирательное право и восстановила имущественный ценз для мужчин 25 летнего возраста.

Согласно новой Конституции законодательная власть принадлежала Законодательному корпусу, состоявшему из 2-х палат. Нижняя палата (Совет пятисот) обсуждала законопроекты. Верхняя палата (Совет старейшин), куда входило 250 человек, голосовала. Члены Законодательного корпуса не могли быть моложе 40 лет и должны были быть женаты либо быть вдовцами.
Исполнительная власть вручалась Директории - особому комитету из 5 членов (директоров) в возрасте не моложе 40 лет, назначаемых Советом старейшин. Власть на местах была поставлена под контроль правительства. Главной фигурой нового правительства стал Баррас, сколотивший в годы революции состояние путем махинаций. Экономическая политика нового правительства выражала интересы банкиров, поставщиков армии и других представителей «новой буржуазии».


Директория вела военные действия против Испании и Пруссии и продолжала войну с Англией и Австрией. Правление Директории закончилось 9 ноября 1799 года очередным переворотом, возглавленным генералом Наполеоном Бонапартом.
16. Установление консульства во Франции. Конституция 1799года. Установление империи.
9 ноября 1799 г. Наполеон Бонапарт разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Им была установлена военная диктатура. Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Второй и третий консул обладали только совещательными функциями. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями.
Поддержка Наполеона:

1) крестьянство, которому была гарантирована защита его земельных интересов;

2) армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию;

3) полицейская система, а также система сыска и шпионажа, развитию и укреплению которых Наполеон уделял особое внимание
Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство — Исполнительная комиссия — состояла из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

1) он осуществлял исполнительную власть;

2) назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

3) обладал правом законодательной инициативы.
Органами законодательной власти по Конституции были:

1) Государственный совет, осуществлявший редактирование этих законопроектов;

2) Трибунат, обсуждавший их;

3) Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;


4) Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте — супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.
1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.

1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены.

1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.
17. Легитимная монархия во Франции. Конституционная хартия 1814 года.
Усталость населения от военных потерь, дефицита товаров первой необходимости, продовольственной нехватки стала причиной того, что Наполеон потерял поддержку своей власти. Неудачи республиканского строя правления заставили народ вновь обратиться к монархическому устройству страны и, как следствие, реставрации Бурбонов.
Первая империя пала, начался «белый террор» (расправа с политическими противниками монархии). Однако Наполеоновская бюрократия сохранилась. (В первое время даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами).
В 1814 г. на престол был возведен король - Людовик XVIII. Однако реставрация монархии в ее неограниченном дореволюционном виде невозможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный искоренить "революционную заразу". Они использовали явно устаревшие идеологические постулаты («исторические права», королевский суверенитет, божественный порядок). С этой целью была создана
Хартия 1814 года.
Легитимная монархия = Реставрация
Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Источник хартии – королевский суверенитет, а не народный. Декларировалось, что "вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля".
Старому дворянству и аристократии были возвращены титулы, однако сам сословный строй не восстанавливался. Король получил право жаловать дворянство. Было обеспечено политического доминирования дворянской аристократии и новой буржуазной элиты.

Хартия не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции.
В Хартии 1814 г. были воплощены либеральные идеи: равенство французов перед законом, гарантии личной свободы, свобода слова и печати, недопустимость преследования за политическую деятельность. Королем признавал неотъемлемых прав народа.
Король выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". За ним закреплялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордонансы.
Отсутствовала система разделения властей. Исполнительная власть принадлежала исключительно королю (король назначал и увольнял всех высших должностных лиц), а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. Однако такая сильная королевская власть все же не означала возвращения абсолютизма.
Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.
Установление "сверхцензового" избирательного права. Голосовать могут французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков. Депутаты первой палаты были "более роялисты, чем сам король".