Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На военном поприще Парижская Коммуна не достигла успехов в противостоянии армии версальского правительства. Анархисты саботировали проявление военной инициативы пока Тьер собирал войска у Парижа.
Парижская Коммуна не национализировала французский национальный банк, в подвалах которого лежало 3 миллиарда франков, о которых коммунары даже не знали, зато они в ходе своей деятельности набрали в банке кредитов на 15 миллионов франков. В то же время национальный банк тайно выдал заем версальскому правительству на 267 миллионов франков.
Вследствие чего, Парижская Коммуна лишилась поддержки многочисленных парижских рабочих (пролетариат) и национальной гвардии. Ей не удалось решить острые социальные проблемы, действия коммунаров были во многом непоследовательны. Например, запретили ночной труд, но только для пекарен. От разбогатевших ломбардов потребовали вернуть все заложенные в них вещи, но только если сума долга не превышала смешных 20 франков. Также многие работники ждали от коммуны законодательного ограничения продолжительности рабочего дня хотя бы до 9 часов, но на этот шаг коммуна так и не пошла, несмотря на то, что официально клялась защищать интересы пролетариата.
В конце концов, версальские войска Тьера смогли войти в город, сопротивление им оказала лишь четверть гвардейце, поддерживавших Коммуну изначально. Парижская коммуна просуществовала 72 дня.
Хотя Парижская коммуна и потерпела крах, тем не менее, многие из ее манифестов впоследствии воплотились в жизнь. События 1871 года показали огромную важность гражданских и социальных преобразований в обществе. После этих событий Франция (как и другие европейские страны) встала на путь формирования «капитализма с человеческим лицом»: с нормированным 8-ми часовым рабочим днем, недопустимостью детского труда, социальной защитой населения, трудовым законодательством и профсоюзами рабочих – всем тем, на чем и сегодня зиждется здоровое капиталистическое общество.
Государственный строй Парижской Коммуны неоднозначно определяется в юридической науке. В марксистской литературе (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Парижская Коммуна традиционно рассматривается как первое в мировой истории социалистическое государство диктатуры пролетариата. Однако если соотнести цели революции и достигнутые результаты, то следует заметить, что 18 марта 1871 г. в Париже произошла не социалистическая революция, а муниципальная демократическая революция. Она завершала цикл демократических революций во Франции, направленных на установление в стране "царства свободы и справедливости", но отличалась от предшествующих революций тем, что происходила в условиях глубокого обострения
противоречий капитализма, вызванных развертывающейся промышленной революцией, расширяющейся индустриализацией. По этой причине Парижская Коммуна в качестве главной задачи революции видела практическую реализацию принципов социальной республики, осуществление глубоких социальных реформ, о которой впервые было заявлено в революцию 1848 г., призванных создать новое общество на основе принципов демократии и справедливости. Ни малейшего намека на установление диктатуры пролетариата как формы социалистического государства не было. Государственный строй Парижской Коммуны, просуществовавшей 72 дня, можно определить как коммунальную демократическую республику, стремившуюся осуществить экономическое освобождение труда от эксплуатации, монополий, бюрократии, войн.
Государственный аппарат Парижской Коммуны. Высшим органом власти был постоянно действующий Совет Парижской Коммуны. Он соединял в своих руках как высшую законодательную, так и высшую исполнительную власть, что было оправданно в условиях гражданской войны. Совет Коммуны состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по округам Парижа городских гласных. Выборные члены Совета определяли политику Коммуны и принимали законы, были ответственны перед избирателями и могли быть отозваны.
Для претворения в жизнь принятых решений Совет выбирал из своего состава 10 специальных комиссий. Каждая из этих комиссий должна была возглавлять соответствующее министерство. Совет Коммуны был связан с органами госуправления на местах. Париж был разбит на 20 округов, во главе каждого стояли муниципальная мэрия, окружной муниципалитет, которые подчинялись Коммуне. Комиссии действовали в тесном контакте с политическими клубами рабочих и профсоюзами. Клубы обсуждали мероприятия Коммуны, указывали на ее ошибки, промахи и помогали их исправлять. Почти во всех кварталах имелись комитеты бдительности.
21. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (кодекс Наполеона).
Феодальная система и вследствие различавшееся между различными провинциями законодательство только усложнилось в период Великой революции: появился целый поток новых законодательных предписаний, которые наслаивались на старые. В 1800 году была создана подготовительная комиссия по кодификации при Государственном совете. Её составили четверо известных правоведов, судей высшего, кассационного суда. Следует подчеркнуть, что, хотя кодекс носит имя Наполеона в честь его отца-вдохновителя, его основным разработчиком считают Порталиса, французские историки называют последнего настоящим «отцом» гражданского кодекса 1804 года.
Источники кодекса. Кодификационная комиссия Государственного совета (Франсуа Тронше, Феликс Биго де Преаменэ, Жан Порталис и Жак Малевиль) при разработке кодекса использовала пять источников:
1. Классическое римское право: берётся его система «институциональная» - Институция Гая. кодекс делится на три книги: о лицах, об вещных правах, об обязательственных правах.
2. Революционное законодательство. Юридическое равенство участников правоотношений; дозволение делать то, что не запрещено законом; исключение вечной наследственной аренды и всех других форм феодальной зависимости; гражданский брак и право развода; устранение церкви и канонического права от вмешательства в гражданские правовые отношения
3. Обычное право франции - кутюмы. Сказались на статьях приобретения имущества. Наследования по закону, на статьях семейного права.
4. Королевские ордонансы – параграфы дарения и завещания
5. Каноническое право. –нормы семейного права.
У Наполеона была задача стабилизировать французское законодательство. К началу Великой французской революции север страны в основном жил по германскому обычному праву, юг — по- римскому. Кодекс отменил всё предшествовавшее гражданское законодательство, гарантировал гражданские свободы, включая свободу вероисповедания, и закрепил равенство всех перед законом.
Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе. Также он оказал влияние на право в Северной Америке Помимо этого, он действовал во французских колониях.
Кодекс содержит фундаментальные положения о праве частной собственности, возмещении ущерба, договорном праве и др.; многие из этих статей за 200 лет ни разу не подвергались поправке. Чтобы адаптировать кодекс к изменениям времени, во Франции были приняты четыреста законов, но при этом число статей в нём увеличилось всего на две (до 2283).
В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер.
Он имеет чёткую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений во Франции.
22. Уголовный кодекс Франции 1810 года.
В Уголовном Кодексе 1810 г. 484 статьи, из которых 74 составляют Общую часть и 410 – Особенную. Кодекс состоит из предварительных постановлений и четырех книг: 1) О наказаниях уголовных и исправительных и их следствиях; 2) О лицах наказуемых, освобожденных от ответственности и ответственных за преступления и проступки; 3) О преступлениях, проступках и их наказаниях; 4) О полицейских нарушениях и их наказаниях. В УК 1810 г. впервые в французском уголовном праве проводится разделение на Общую и Особенную части. I, II книги и предварительные постановления составляют Общую часть (в ней рассматриваются общие вопросы назначения наказаний, их виды, возникающая уголовная ответственность), а III и IV – Особенную (в ней содержится перечень конкретных правонарушений, у которых вид и мера наказания определяются в каждом конкретном случае). Данная структура являлась нетипичной, она основывалась на классификации правонарушений.
В Уголовном Кодексе 1810 г. существует трехчленная классификация правонарушений, которая основывается на характере наказания. Виды правонарушений определены в статье 1 Кодекса :
1. Нарушение (contraventions) определяется как преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями.
2. Проступок (delits) – это преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями.
3. Преступление (crimes) - преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями.
Субъектом правонарушения признавался только человек, так как он наделен сознательной волей. В французском уголовном кодексе не устанавливалось социальных, возрастных и тому подобных ограничений.
Преступления и проступки против публичных интересов в Кодексе 1810 г. рассматривались как наиболее тяжкие, поэтому наказывались они в большинстве случаев смертной казнью с последующей конфискацией имущества. Данный вид преступлений и проступков можно разделить на группы. Первую группу составляют преступления и проступки против безопасности государства как внешней (понятие оружия против Отечества), так и внутренней (покушение на императора или членов императорской семьи).
Ко второй группе относятся преступления и проступки против Конституции. Выделяется два вида таких правонарушений: 1) должностные преступления, такие как пренебрежительное отношение чиновников к своим административным и судейским обязанностям, ущемление ими прав граждан; 2) посягательство на право граждан избирать, например, фальсификация результатов выборов, давление или принуждение к выбору. За правонарушения данной категории в большинстве случаев следовало позорящее наказание, взывающее общественное осуждение.
Третью группу составляют преступления и проступки против общественного спокойствия. К ним относятся фальшивомонетничество, подделка документов, мятеж, подкуп должностных лиц, оскорбление представителей публичной власти и тд.
Преступления и проступки против частных лиц подразделяются на преступления против личности и против собственности.
Преступлениями против личности являются лишение жизни, клевета, ранение, членовредительство, оскорбление.
К преступлениям и проступкам против собственности, им посвящено 80 статей, относились: кража, банкротство, мошенничество, нарушение постановлений об игорных домах и др.
23. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
Законодательное оформление Третьей республики Франции происходит в 1785 году:
Закон «Об организации Сената» (24 февраля 1875 г.);
Закон «Об организации государственной власти» (25 февраля 1875 г.);
Закон «Об отношениях между государственными властями» (16 июля 1875 г.).
Все три закона отличала особая краткость. По сути отказ от традиционной Конституции
позволил монархистам не вносить в нее вводную часть, закрепляющую принципы
республиканского строя. Ни один из трех законов не содержал никакого намека на хоть какиенибудь демократические права или свободы.
Конституцию Третьей республики 1875 г. можно охарактеризовать, как документ, который внес принципы конституционной монархии в общее республиканское устройство
послереволюционного государства.
Законодательная власть. Принадлежала Сенату и Палате депутатов. Обе палаты при
определенных ситуациях (выборы Президента, принятие поправок к Конституции) могли
объединятся и заседать общим Национальным собранием. Сенат выступал основой для
перехода к монархической форме правления.
Исполнительная власть. Возлагалась на Президента республики и министров.
Президента избирало Национальное собрание сроком на 7 лет, он мог переизбираться
неограниченное количество раз. Министры подписывали издаваемые Президентом акты
(контрассигнация), несли конституционную солидарную, или коллегиальную
ответственность за политику правительства, а персональную ответственность – за
издаваемые министерствами акты.
Судебная власть. Президент республики являлся гарантом независимости судебных
органов. Он назначал прокуроров и судей. Президент возглавлял Высший совет
магистратуры, особый двухпалатный орган. Министр юстиции был его заместителем.