Файл: Опросов к экзамену по дисциплине история государства и права зарубежных стран за второй семестр.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция 1875 года не отображала, в чем выражается политическая ответственность, как
парламент мог повлиять на смену правительства. Президент за свои действия политической
ответственности не нес, но являлся лицом конституционно ответственным, поэтому мог быть
обвинен Палатой депутатов в измене и судим Сенатом.
В Конституции 1875 года не отображены вопросы правового положения судей, органов
местной власти, вотирования бюджета. Система судебных и местных органов власти
практически полностью была заимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.
Важные поправки и дополнения к Конституции 1875 года были приняты в 1884 году.
Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Правившие во Франции
члены династий были лишены права избираться на пост Президента. Данные поправки
окончательно закрепили в государстве республиканский строй.
В соответствии с Конституцией 1875 года Сенат мог формироваться двояко: пожизненно
назначались 75 человек. 225 человек избирались сроком на 9 лет по департаментам
коллегиями выборщиков. Сенат каждые три года обновлялся на треть. В Сенат могли попасть
только лица, достигшие 40 лет. Сенат обладал равными правами в области законодательства
(исключение составляли финансовые законы) с нижней палатой. У Сената были особые
полномочия: юрисдикция специального суда для рассмотрения правонарушений, совершенных министрами или Президентом, по предъявленному Палатой депутатов обвинению (своеобразный импичмент); для рассмотрения отдельных категорий политических преступлений, которые могли стать угрозой безопасности и целостности государства.
Для роспуска Палаты депутатов Президентом до истечения сроков ее полномочий необходимо было согласие Сената. В 1884 году был изменен порядок комплектования Сената, осуществлен переход к выборам сенаторов на определенный срок, а не пожизненно.
Палата депутатов включала 600 человек, которые избирались всеобщим голосованием на 4
года.
Ни один из конституционных законов не содержал нормы, которые регулировали избирательное право. Законодательным путем было подтверждено всеобщее мужское
избирательное право (с 21 года). В выборах не могли принимать участие военнослужащие,
женщины, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев, основная часть
населения колоний. Избирательным правом во Франции могли пользоваться 12 млн. (из 40
млн.).
Законодательной инициативой обладала Палата депутатов, которая могла принимать законы,
осуществляла контроль над работой министров вследствие подачи запросов и др. К
исключительным полномочиям Палаты депутатов относилось первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов. Благодаря обладанию законодательной властью Сенат стал органом, сдерживающим радикальные устремления нижней палаты.
24. Германская государственность в первой половине XIX века. Падение Священной Римской империи (1806 г.) и создание Германского союза.
К началу XIX века на территории Германии насчитывалось более 300 государств, которые считались в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Среди германских княжеств можно выделить Пруссию, Саксонию, Баварию и особенно Австрию. Наполеон перекроил карту Германии и ликвидировал «Священную Римскую империю германской нации». Роспуск Священной Римской империи германской нации произошёл 6 августа 1806 года, когда император Франц II Габсбург отрёкся от своего титула и освободил все государства и всех должностных лиц империи от присяги верности и от всех обязательств в отношении империи. После поражения Франции согласно Парижскому трактату 1814г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств и 4 вольных городов. Доминирующую роль в этом Союзе принадлежала Австрии. Германский союз не был ни единым государством, ни федерацией, поскольку каждое государство в этом объединении оставалось самостоятельным. В 30-е годы XIX в. руководящую роль в Союзе заняла Пруссия, промышленная мощь которой увеличивалась с каждым годом. Увеличилась численность рабочих, и возрастало их самосознание. В Пруссии и Австрии были сильны консервативные силы, идеологической основой которого была так называемая историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая против либеральной законотворческой деятельности и отрицавшая правовое развитие каждой нации.
В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме единственного - Союзного сейма, состоящего из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз*. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.
Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.
25. Общегерманская конституция 1849 г. Прусская конституционная хартия 1850 г.
Революция 1843 года. В Пруссии и других германских государствах под влиянием французской революции возникло буржуазно-демократическое движение, перераставшее в вооруженную борьбу. В этих условиях правящие круги германских государств созвали во Франкфурте на Майне общегерманское учредительное собрание, но его работа была неэффективной, и в июне 1849 года оно было разогнано правительством Вюртемберга. Национальное собрание, принявшее в 1849г. Конституцию Германской империи. Имперский парламент – рейхстаг – должен был состоять из двух палат: палаты государств и палаты народов. Главой государства становился император. Специальный раздел Конституции был посвящен перечню «основных прав германского народа».
В Конституции Пруссии 1850г. декларируются права и свободы человека, перечень которых был более обширным, чем в прежних прусских конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность частной собственности, жилища, свободы слова, собраний, союзов, науки и преподавания и пр. Закреплялась всеобщая воинская повинность, командование армией возлагалось на короля Пруссии Он же назначал правительство, высших должностных лиц королевства, объявлял войну и мир, заключал договор, делил законодательные полномочия с палатами ландтаг, который мог распустить. Только прусский ландтаг мог решать такие финансовые вопросы, как утверждение годового бюджета страны и установление налогов и податей. Верхняя палата ландтага («палата господ») формировалась королем. Нижняя палата избиралась населением, по специфической системе. Избиратели делились на три курии по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов.
26. Объединение Германии и создание империи (1871 г). Конституция Германской империи 1871 г.
В 1866 году хорошо вооруженная армия Пруссии выиграла войну с Австрией, что обеспечило объединение Германии под главенством Пруссии. В Пруссии была введена всеобщая воинская повинность и всеобщее обязательное обучение. В Центральной Европе возникло новое государство, названное Северо-Германским союзом, а в 1870 году после разгрома в войне Франции возникла Германская Империя. Прусский король был объявлен императором объединенной Германии.
Конституция Германии 1871 г. В состав империи вошли 22 монархии и вольные города. Незначительная самостоятельность их сокращалась. Главой империи стал прусский король, который имел значительную исполнительную власть. По конституции были образованы две палаты: верхняя - Союзный совет (бундесрат) и нижняя палата парламента -рейхстаг. Часть депутатов Союзного совета назначал император, а часть назначалась правительствами союзных государств. Пруссия имела в бундесрате 17 депутатов из 58. Союзный совет имел право издания указов, имевших силу закона, то есть обладал законодательной властью помимо нижней палаты. Депутаты рейхстага избирались сначала на три года, затем на 5 лет. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль за исполнительной властью, но на практике не было системы разделения властей и система сдержек и противовесов не действовала до создания Веймарской конституции 1919 года. По конституции 1871 года было введено всеобщее мужское избирательное право.
Имперское правительство представлял канцлер, функции и полномочия которого были очень широкими. Местные правительства, главным образом, исполняли имперские законы. Таким образом, конституция 1871 года была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и прусско-германским капиталом.
27. «Исключительный закон против социалистов» 1878 г. и его применение. Социальное законодательство в Германии.
В июне 1878 г. Бисмарк распустил рейхстаг, использовав для этого покушение на Вильгельма I, ответственность за которое была возложена на «дестабилизировавших обстановку» социал-демократов. Выборы проходили в обстановке травли социалистов. В итоге в рейхстаге значительно выросло представительство консерваторов. 19 октября 1878 г. рейхстаг утвердил «Закон против вредных и опасных стремлений социал-демократии», согласно которому деятельность социал-демократических организаций запрещалась. Исключительный закон против социалистов представлял собой распространение на всю Германию прусской полицейской системы, приспособленной к условиям абсолютизма.
За годы действия закона (он подтверждался рейхстагом каждые три года) было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано 900 человек. Социал-демократическая печать подвергалась преследованиям, литература конфисковывалась, собрания запрещались. Любопытно, что в эти же годы правительство Бисмарка приняло ряд беспрецедентных законов о социальном страховании рабочих.
Немецкие социал-демократы боролись против закона, сочетая легальные и нелегальные формы борьбы. Умеренные — К. Хехберг, К. А. Шрамм и др. — призывали приспособиться к политике правительства; «ультралевые» — И. Мост, В. Гассельман — призывали рабочих к восстанию.
Постепенно социал-демократическая партия под руководством Бебеля и Либкнехта восстановила свои организации. Несмотря на репрессии, в Германии нелегально распространялась печатавшаяся за границей газета «Социал-демократ». Подъем стачечного движения и рост количества голосов, поданных за социал-демократических кандидатов на выборах в рейхстаг (1 миллион 427 тысяч в 1890 г.), показали невозможность помешать развитию рабочего движения посредством репрессий. В 1890 г. правительство было вынуждено отказаться от дальнейшего возобновления Исключительного закона.