Файл: Практических заданий по дисциплине психология родительскодетских отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
_____________________________________________________
Группа
Студент
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
Тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Взаимоотношения мамы с ребенком | На семилетнего ребенка | 1. Выявление общего уровня развития и мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе 2. Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе 3. Тест «Мотивационная готовность» (по Т.Д. Марцинковской) 4. Методика изучения социально-психологической адаптации детей в школе |
План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования
Рекомендации:
• Создавайте для ребенка оптимальные условия учебы,
• Уделяйте ребенку больше внимания, особенно во время выполнения домашнего задания,
• Создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,
• Обращение к нравственным чувствам (к любви, состраданию, уважению, стыду, чувству прекрасного),
• воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия.
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
Ситуация 2
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Как отучить ребенка перенимать отрицательное поведение | Мальчик 4 года | 1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение 2. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» 3. Тест «Страхи в домиках» Тест А И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой 4. Методика « Нарисуй себя» |
План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования
Рекомендации:
1. Ребенку нужно вселять уверенность в том, что у него все получится. Он должен чувствовать ваше одобрение и поддержку.
2. Если ребенок капризен, сумейте заинтересовать его в процессе одевания, придумайте поощрение его самостоятельности.
3. Будьте терпеливы и внимательны к ребенку
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя.
5. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
6. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания.
8. Самое главное — ваше эмоциональное состояние!
Практическое занятие № 2
Тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу. | | |
| | |
№ | Проблемная область для | Название психологических методик |
| психодиагностики | |
1. | Замкнутость подростка | 1. Наблюдение; 2. Социометрия; 3. Тест Айзенка (темперамент); 3. Кинетический рисунок семьи, ДДЧ; 4. Тест тревожности Филлипса. 5. Доверительная беседа; 8. Создание ситуации успеха; 9. Вовлечение в коллективную деятельность; |
2. | Межличностные конфликты между матерью и подростком | 1. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (П.В.Трояновская) 2. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Семаго (СОМОР); |
| | |
3. | Агрессивность дошкольника | 1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ); 2. тест фрустрации Розенцвейга; 3. тест руки Вагнера; 4. незаконченные предложения; 5. тест Басса – Дарки; |
4. | Страхи у дошкольника | 1. Тест «Страхи в домиках». 2. Тест «Сказка «Страх». 3. «Рисунок семьи» 4. «Страх, когда я сплю и бодрствую»; 5. «Мои страхи» |
5. | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) | 1. Наблюдение |
| | |