Файл: Анализ налоговых поступлений и их роль в бюджете башкортостана.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В БЮДЖЕТЕ БАШКОРТОСТАНА
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)
Аннотация. В статье представлен анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан (РБ) в разрезе отдельных налогов и того, как каким образом они влияют на бюджет. Рассмотрена их роль в расходной части бюджета республики, а также некоторые элементы налогового механизма, в том числе бюджетная и налоговая политика, а также инструменты её реализации.
Ключевые слова: налог; налоговые поступления; бюджет; Республика Башкортостан; налоговая политика; бюджетная политика.
ВВЕДЕНИЕ
Налоговые поступления являются важнейшей частью в бюджетно – налоговой системе России, её регионов. В нашем современном обществе механизм налогов – есть основой способ привлечения денежных средств в бюджет государства, который в большей мере, в сравнении с другими способами, обеспечивает финансирование всех его проектов и решений. По этой причине необходимо предоставить подробную картину того, как, в каких количествах и в какой форме происходят налоговые поступления в Башкортостане, рассмотреть их структуру и проанализировать их роль как в бюджете Республики, так и для жизни её населения.
Целью данной работы является анализ и упрощённое представление налоговых поступлений, налогового механизма, и их роль в бюджете Республики.
Налоговый механизм – это совокупность средств и способов использования налоговых отношений в конкретном пространстве (территории), в конкретное время и в конкретных целях (обеспечение потребностей общественного назначения), которая отражает способ организации налогового воздействия на социально – экономические процессы.
Если резюмировать вышесказанное и соотнести с поставленной целью, то, соответственно, требуется решение следующих задач: описать моменты, касающиеся действующего налогового механизма на территории Республики Башкортостан:
- На какие экономические и социальные цели собираются налоги в Республике Башкортостан (налоговый бюджет);
- Стратегия (концепция) налоговой и бюджетной политики Башкирии;
- Формы налоговых поступлений в бюджет РБ и их структура.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА
Начнём с исследования бюджета Республики Башкортостан на примере его исполнения за 2020 год по данным Министерства Финансов Республики Башкортостан «Отчета об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2020 год».
Таблица 1 – Отчёт об исполнении бюджета Башкирии за 2020 год
Наименование показателя (тыс.руб.) | Уточненный план | Отчет | Доля в общей сумме, % |
Д О Х О Д Ы | | | |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 123 075 000 | 123 152 942 | 56,0 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 112 956 402 | 112 848 949 | 51,3 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 10 118 598 | 10 303 993 | 4,7 |
Налоги на прибыль, доходы | 73 000 000 | 73 783 064 | 33,6 |
Акцизы | 22 085 071 | 21 223 355 | 9,7 |
Налоги на совокупный доход | 2 591 568 | 2 693 591 | 1,2 |
Налоги на имущество | 13 842 967 | 13 585 777 | 6,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 611 400 | 644 068 | 0,3 |
Государственная пошлина, сборы | 479 338 | 533 404 | 0,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам | 22 | 167 | 0,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 7 512 392 | 7 564 605 | 3,4 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 346 036 | 385 523 | 0,2 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства | 531 504 | 565 466 | 0,3 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 57 200 | 91 570 | 0,0 |
Административные платежи и сборы | 23 800 | 24 789 | 0,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 1 993 086 | 2 056 947 | 0,9 |
Прочие неналоговые доходы | 616 | 616 | 0,0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 98 056 698 | 96 742 207 | 44,0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 221 131 698 | 219 895 149 | 100,0 |
Продолжение таблицы 1
Р А С Х О Д Ы | | | |
Общегосударственные вопросы | 10 039 479 | 8 518 486 | 3,3 |
Национальная оборона | 115 215 | 115 215 | 0,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 845 044 | 1 820 055 | 0,7 |
Национальная экономика | 46 618 511 | 43 932 294 | 16,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 15 496 574 | 14 764 550 | 5,7 |
Охрана окружающей среды | 875 649 | 786 680 | 0,3 |
Образование | 57 354 216 | 56 184 512 | 21,7 |
Культура, кинематография | 7 383 176 | 7 170 796 | 2,8 |
Здравоохранение | 43 535 646 | 42 681 896 | 16,5 |
Социальная политика | 69 012 616 | 66 847 777 | 25,8 |
Физическая культура и спорт | 2 946 719 | 2 667 516 | 1,0 |
Средства массовой информации | 893 012 | 890 795 | 0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 209 800 | 209 782 | 0,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 12 826 984 | 12 758 784 | 4,9 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 269 152 641 | 259 349 138 | 100,0 |
Результат исполнения бюджета (профицит "+", дефицит "-") | -48 020 943 | -39 453 989 | х |
Анализируя доходную часть бюджета можно сказать, что большую часть доходов в общей сумме занимают налоговые доходы (51,3%) и безвозмездные поступления от бюджетов других регионов (44%) – остальные же 4,7% занимают неналоговые доходы. Таким образом, можно сделать вывод, что расходная часть бюджета реализуется практически полностью за счёт налоговых доходов и, только если финансовое положение региона не позволяет полностью финансировать расходную часть бюджета, ему на “помощь” приходят безвозмездные поступления (дотации, субсидии).
И так, анализируя расходную часть бюджета Башкирии за 2020 год, можно увидеть, на какие экономические и социальные цели реализуются суммы налоговых поступлений. Основная доля расходов бюджета связана с социальной политикой (25,8%). Не менее важной основной статьёй является расходы на образование (21,7%). Затем по доле расходов идут такие статьи, как национальная экономика (16,9%) и здравоохранение (16,5).
Проанализировав, на какие экономические и социальные цели собираются налоги в Республике Башкортостан, перейдём к бюджетной и налоговой политике.
По данным Министерства финансов Республики Башкортостан (Бюджет для граждан к проекту закона Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2020 год»), целями бюджетной политики городского округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета городского округа, реализация долгосрочных и стратегических планов, национальных и региональных проектов, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей, развитие предпринимательства, цифровую трансформацию ключевых отраслей экономики с социальную сферу.
Рисунок 1 – Приоритеты бюджетной политики на 2021-2023 года
Говоря о налоговой политике Башкирии на 2021-2023 года, нужно сказать, что она ориентирована на сохранение достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста доходных источников. Достигаться это будет путём применения следующих инструментов налоговой политики.
Рисунок 1 – Основные инструменты реализации намеченной Башкирией налоговой политики на 2021-2023 годы
Проанализировав налоговую и бюджетную политику, как элементы налогового механизма, следует перейти к тому, в каких формах и видах поступают налоговые доходы в бюджет РБ.
По основании данных официального сайта Федеральной налоговой службы (Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Башкортостан за 2020 год), была составлена следующая таблица.
Таблица 2 – Структура налоговых доходов РБ за 2020 год
| Налоговая база | Налоговые сборы на территории РБ за 2020 г., тыс.руб. | Доход в федеральный бюджет РФ, тыс.руб. | Доход в бюджет РБ, тыс. руб. | Доля налога в доходах бюджета РБ, % |
НАЛОГИ, СБОРЫ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ | |||||
1. Налог на прибыль организаций | Прибыль организации | 38 366 365 | 5 772 008 | 32 594 357 | 18,18 |
2. Налог на доходы физических лиц | Доход физ. лица | 62 074 034 | XXX | 62 074 034 | 34,62 |
3. НДС на товары (работы, услуги) | Выручка организации | 61 240 615 | 61 240 615 | XXX | - |
Продолжение таблицы 2
4. Акцизы по подакцизным товарам (продукции) | Объём реализованных подакцизных товаров/Их общая стоимость | 93 229 666 | 37 466 238 | 55 763 428 | 31,1 |
5. Налог на имущество физических лиц | Кадастровая стоимость имущества | 1 336 650 | XXX | 1 336 650 | 0,75 |
6. Налог на имущество организаций | Стоимость недвижимости | 10 510 471 | XXX | 10 510 471 | 5,86 |
7. Транспортный налог | Мощность двигателя в л.с. | 3 785 709 | XXX | 3 785 709 | 2,11 |
8. Налог на игорный бизнес | Кол-во объектов н/о | 8 956 | XXX | 8 956 | 0 |
9. Земельный налог | Кадастровая стоимость зем-х уч-в | 2 684 299 | XXX | 2 684 299 | 1,5 |
10. Единый налоговый платеж физического лица | - | 2 269 | 2 269 | XXX | - |
11. Налог на добычу полезных ископаемых | Количество/Стоимость добытых полезных ископаемых | 85 108 475 | 84 301 944 | 806 531 | 0,45 |
12. Водный налог | Отдельная по каждому водному объекту (забор воды за единицу объёма и т.п.) | 148 942 | 148 942 | XXX | - |
13. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | Количество или объем биологических ресурсов, указанные в лицензии | 5 151 | 15 | 5 136 | 0 |