Файл: Анализ налоговых поступлений и их роль в бюджете башкортостана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В БЮДЖЕТЕ БАШКОРТОСТАНА

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)

Аннотация. В статье представлен анализ налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан (РБ) в разрезе отдельных налогов и того, как каким образом они влияют на бюджет. Рассмотрена их роль в расходной части бюджета республики, а также некоторые элементы налогового механизма, в том числе бюджетная и налоговая политика, а также инструменты её реализации.
Ключевые слова: налог; налоговые поступления; бюджет; Республика Башкортостан; налоговая политика; бюджетная политика.
ВВЕДЕНИЕ

Налоговые поступления являются важнейшей частью в бюджетно – налоговой системе России, её регионов. В нашем современном обществе механизм налогов – есть основой способ привлечения денежных средств в бюджет государства, который в большей мере, в сравнении с другими способами, обеспечивает финансирование всех его проектов и решений. По этой причине необходимо предоставить подробную картину того, как, в каких количествах и в какой форме происходят налоговые поступления в Башкортостане, рассмотреть их структуру и проанализировать их роль как в бюджете Республики, так и для жизни её населения.

Целью данной работы является анализ и упрощённое представление налоговых поступлений, налогового механизма, и их роль в бюджете Республики.

Налоговый механизм – это совокупность средств и способов использования налоговых отношений в конкретном пространстве (территории), в конкретное время и в конкретных целях (обеспечение потребностей общественного назначения), которая отражает способ организации налогового воздействия на социально – экономические процессы.

Если резюмировать вышесказанное и соотнести с поставленной целью, то, соответственно, требуется решение следующих задач: описать моменты, касающиеся действующего налогового механизма на территории Республики Башкортостан:

- На какие экономические и социальные цели собираются налоги в Республике Башкортостан (налоговый бюджет);

- Стратегия (концепция) налоговой и бюджетной политики Башкирии;

- Формы налоговых поступлений в бюджет РБ и их структура.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА


Начнём с исследования бюджета Республики Башкортостан на примере его исполнения за 2020 год по данным Министерства Финансов Республики Башкортостан «Отчета об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2020 год».

Таблица 1 – Отчёт об исполнении бюджета Башкирии за 2020 год

Наименование показателя (тыс.руб.)

Уточненный план

Отчет

Доля в общей сумме, %

Д О Х О Д Ы

 

 

 

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

123 075 000

123 152 942

56,0

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

112 956 402

112 848 949

51,3

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

10 118 598

10 303 993

4,7

Налоги на прибыль, доходы

73 000 000

73 783 064

33,6

Акцизы

22 085 071

21 223 355

9,7

Налоги на совокупный доход

2 591 568

2 693 591

1,2

Налоги на имущество

13 842 967

13 585 777

6,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

611 400

644 068

0,3

Государственная пошлина, сборы

479 338

533 404

0,2

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам

22

167

0,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

7 512 392

7 564 605

3,4

Платежи при пользовании природными ресурсами

346 036

385 523

0,2

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

531 504

565 466

0,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

57 200

91 570

0,0

Административные платежи и сборы

23 800

24 789

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1 993 086

2 056 947

0,9

Прочие неналоговые доходы

616

616

0,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

98 056 698

96 742 207

44,0

ВСЕГО ДОХОДОВ

221 131 698

219 895 149

100,0


Продолжение таблицы 1

Р А С Х О Д Ы










Общегосударственные вопросы

10 039 479

8 518 486

3,3

Национальная оборона

115 215

115 215

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 845 044

1 820 055

0,7

Национальная экономика

46 618 511

43 932 294

16,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

15 496 574

14 764 550

5,7

Охрана окружающей среды

875 649

786 680

0,3

Образование

57 354 216

56 184 512

21,7

Культура, кинематография

7 383 176

7 170 796

2,8

Здравоохранение

43 535 646

42 681 896

16,5

Социальная политика

69 012 616

66 847 777

25,8

Физическая культура и спорт

2 946 719

2 667 516

1,0

Средства массовой информации

893 012

890 795

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

209 800

209 782

0,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

12 826 984

12 758 784

4,9

ВСЕГО РАСХОДОВ

269 152 641

259 349 138

100,0

Результат исполнения бюджета (профицит "+", дефицит "-")

-48 020 943

-39 453 989

х


Анализируя доходную часть бюджета можно сказать, что большую часть доходов в общей сумме занимают налоговые доходы (51,3%) и безвозмездные поступления от бюджетов других регионов (44%) – остальные же 4,7% занимают неналоговые доходы. Таким образом, можно сделать вывод, что расходная часть бюджета реализуется практически полностью за счёт налоговых доходов и, только если финансовое положение региона не позволяет полностью финансировать расходную часть бюджета, ему на “помощь” приходят безвозмездные поступления (дотации, субсидии).

И так, анализируя расходную часть бюджета Башкирии за 2020 год, можно увидеть, на какие экономические и социальные цели реализуются суммы налоговых поступлений. Основная доля расходов бюджета связана с социальной политикой (25,8%). Не менее важной основной статьёй является расходы на образование (21,7%). Затем по доле расходов идут такие статьи, как национальная экономика (16,9%) и здравоохранение (16,5).

Проанализировав, на какие экономические и социальные цели собираются налоги в Республике Башкортостан, перейдём к бюджетной и налоговой политике.

По данным Министерства финансов Республики Башкортостан (Бюджет для граждан к проекту закона Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2020 год»), целями бюджетной политики городского округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета городского округа, реализация долгосрочных и стратегических планов, национальных и региональных проектов, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей, развитие предпринимательства, цифровую трансформацию ключевых отраслей экономики с социальную сферу.



Рисунок 1 – Приоритеты бюджетной политики на 2021-2023 года

Говоря о налоговой политике Башкирии на 2021-2023 года, нужно сказать, что она ориентирована на сохранение достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста доходных источников. Достигаться это будет путём применения следующих инструментов налоговой политики.




Рисунок 1 – Основные инструменты реализации намеченной Башкирией налоговой политики на 2021-2023 годы

Проанализировав налоговую и бюджетную политику, как элементы налогового механизма, следует перейти к тому, в каких формах и видах поступают налоговые доходы в бюджет РБ.

По основании данных официального сайта Федеральной налоговой службы (Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Башкортостан за 2020 год), была составлена следующая таблица.

Таблица 2 – Структура налоговых доходов РБ за 2020 год

 

Налоговая база

Налоговые сборы на территории РБ за 2020 г., тыс.руб.

Доход в федеральный бюджет РФ, тыс.руб.

Доход в бюджет РБ, тыс. руб.

Доля налога в доходах бюджета РБ, %

НАЛОГИ, СБОРЫ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ

1. Налог на прибыль организаций

Прибыль организации

38 366 365

5 772 008

32 594 357

18,18

2. Налог на доходы физических лиц

Доход физ. лица

62 074 034

XXX

62 074 034

34,62

3. НДС на товары (работы, услуги)

Выручка организации

61 240 615

61 240 615

XXX

-

Продолжение таблицы 2

4. Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

Объём реализованных подакцизных товаров/Их общая стоимость

93 229 666

37 466 238

55 763 428

31,1

5. Налог на имущество физических лиц

Кадастровая стоимость имущества

1 336 650

XXX

1 336 650

0,75

6. Налог на имущество организаций

Стоимость недвижимости

10 510 471

XXX

10 510 471

5,86

7. Транспортный налог

Мощность двигателя в л.с.

3 785 709

XXX

3 785 709

2,11

8. Налог на игорный бизнес

Кол-во объектов н/о

8 956

XXX

8 956

0

9. Земельный налог

Кадастровая стоимость зем-х уч-в

2 684 299

XXX

2 684 299

1,5

10. Единый налоговый платеж физического лица

-

2 269

2 269

XXX

-

11. Налог на добычу полезных ископаемых

Количество/Стоимость добытых полезных ископаемых

85 108 475

84 301 944

806 531

0,45

12. Водный налог

Отдельная по каждому водному объекту (забор воды за единицу объёма и т.п.)

148 942

148 942

XXX

-

13. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Количество или объем биологических ресурсов, указанные в лицензии

5 151

15

5 136

0