ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ТЕМА 7. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
Основные вопросы:
1. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа затрат.
2. Основные показатели анализа расходов, затрат, себестоимости продукции.
3. Анализ затрат по общему объему и в расчете на 1 рубль товарной продукции.
4. Маржинальный анализ.
1.
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа затрат.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятий.
Следует различать понятия расходов, затрат и себестоимости.
В общем, расходы можно определить как любые выплаты, которые производит предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.
Из этого определения следует, что согласно российскому бухгалтерскому законодательству часть расходов, понесенных предприятием, являются затратами и включаются в себестоимость производимой продукции, а часть таковыми не является. Кроме того, в себестоимость включаются некоторые затраты, не являющиеся расходами. Самым наглядным примером таких затрат являются амортизационные отчисления, которые не связаны непосредственно с выплатами денежных средств и зависят от выбранного в рамках учетной политики способа перенесения стоимости основных средств на стоимость готовой продукции.
Анализ расходов и анализ затрат требуют для своего проведения разной информации и по-разному расставленных акцентов. Так, анализ расходов более важен для регулирования денежного потока компании, а анализ затрат и себестоимости - для формирования бухгалтерской отчетности. Поскольку исторически так сложилось, что в анализе финансово- хозяйственной деятельности российских предприятий бухгалтерским
2 аспектам отводится большее внимание, нежели управленческим, имеет смысл более подробно рассмотреть именно анализ затрат и себестоимости.
Целью анализа себестоимости является выявление возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Исходя из этой цели основными задачами анализа являются:
1. оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости;
2. определение динамики и выполнения плана по себестоимости;
3. анализ структуры себестоимости;
4. определение степени влияния факторов на изменение показателей себестоимости;
5. выявление внутренних резервов снижения себестоимости и разработка рекомендаций по оптимизации затрат.
Основными источниками информации для анализа затрат служат: источники информации планового характера - бизнес-план, сметы: затрат на производство; себестоимости реализованной продукции; прямых материальных затрат; расходов на оплату труда; накладных расходов, калькуляции себестоимости единицы продукции, нормативы по видам затрат ценники; данные о ставках и тарифах на услуги и пр. источники информации учетного характера - статистическая отчетность
(отчетность о затратах на производство и пр.), бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к ним), оперативные данные (данные табельного учета), первичные бухгалтерские документы (наряд-заказы, маршрутные листы, накладные на отпуск материалов, наряды на оплату, лимитно-заборные карты и т.п.), данные аналитического учета по счетам затрат источники информации вне учетного характера – Трудовой кодекс,
Налоговый кодекс, положения по бухгалтерскому учеты, акты инвентаризаций, ревизий и иных проверок, документы, регулирующие хозяйственную деятельность, отчеты аудиторов, материалы публикаций в
СМИ и пр.
Анализ может проводиться в следующих направлениях:
по общему объему и в расчете на 1 рубль товарной продукции;
по статьям затрат или по элементам;
по конкретным видам продукции и отдельным изделиям;
по центрам затрат или видам деятельности.
3
2.
Основные показатели анализа расходов, затрат,
себестоимости продукции.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию товаров, который на уровне организации невозможно разложить на составные части. Для затрат, включаемых в себестоимость, установлен единый для всех организаций перечень однородных затрат по экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Поэлементная группировка затрат дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных средствах, определять фонд оплаты труда и т.д. Однако она не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов товаров, установить объем затрат конкретных структурных подразделений организации. Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции.
Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всех товаров в целом.
Она указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы.
Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно, например, сырье и материалы; топливо и энергия; заработная плата производственных рабочих; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; потери от брака и т.п.
По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и переменные. переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату производственных рабочих и др. к постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.
4
Некоторые затраты называются смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами.
По способу включения в себестоимость товара затраты организации подразделяются на прямые и косвенные. прямыми являются затраты на производство конкретного вида товара, поэтому они могут быть непосредственно отнесены на ту или иную статью расходов по объекту калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов товаров, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они относятся к той или иной статье расходов по объектам калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (заработной плате, прямым затратам и т.д.)
Еще одной важной классификацией является разделение затрат по роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевому назначению на основные и накладные. основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления товаров. К ним относятся стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, расходы на оплату труда производственных рабочих; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др. накладные затраты образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией товаров и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных и коммерческих расходов.
При построении системы показателей и проведении анализа себестоимости выделяют: технологическая себестоимость – это прямые затраты в цехах; цеховая себестоимость – это прямые и косвенные затраты в цехах; производственная себестоимость – это цеховая себестоимость с учетом общепроизводственных и общехозяйственных расходов. полная себестоимость – это производственная себестоимость с учетом коммерческих расходов.
Кроме того, выделяют: индивидуальную себестоимость – это показатель конкретной организации с определенными условиями производства и реализации;
5 среднеотраслевую себестоимость – характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли.
При проведении анализа себестоимости используют следующие показатели: абсолютная величина себестоимости; уровень себестоимости – это отношение суммы себестоимости к объему производства продукции, выраженное в процентах. затраты на 1 рубль товарной продукции – это отношение полной себестоимости к стоимости произведенной продукции в действующих
(оптовых) ценах; затрат отдача – это показатель обратный предыдущему.
3.
Анализ затрат по общему объему и в расчете на 1 рубль
товарной продукции.
Традиционно анализ затрат по общему объему начинают с оценки выполнения плана по показателям себестоимости и анализа динамики затрат.
Для оценки выполнения плана по себестоимости сравнивают фактическую величину затрат с плановой и определяют величину отклонения от планового задания и коэффициент выполнения плана по себестоимости.
Для оценки динамики затрат рассчитывают абсолютное отклонение и темп роста затрат. Кроме того показатели динамики затрат сравнивают с темпами изменения объемов деятельности. Если темп изменения продукции в отпускных ценах больше темпа изменения продукции по себестоимости – это говорит о структурных сдвигах в пользу более рентабельной продукции и наоборот.
Далее оценивается структура затрат по элементам, статьям, группам затрат и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными и в динамике. В процессе анализа выявляют, по каким статьям, элементам затрат произошѐл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов. Для этого могут использоваться методы вертикального и горизонтального анализа.
После этого определяют влияние основных факторов на изменение величины затрат. Общая сумма затрат может измениться из-за объѐма и структуры выпуска товаров, уровня переменных затрат на единицу товара и суммы постоянных расходов. Для этого может использоваться следующая модель:
6
пост
пер
i
пр
общ
З
У
d
V
З
)
(
где, З
общ
- общая сумма затрат;
V
пр
- объем выпуска продукции в натуральных измерителях; d
i
– доля i-го вида продукции в общем выпуске;
У
пер
- уровень переменных затрат на единицу продукции;
З
пост
- сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.
При проведении анализа оценивается выполнение плана по данному показателю, анализируется его динамика, оценивается влияние факторов на его изменение.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают факторы, представленные на рис.1:
Средний уровень отпускных цен на товары
Структура произведенных товаров
Затраты на рубль произведенных товаров
Сумма посто- янных затрат
Стоимость потребленных ресурсов и услуг
Инфляция
Рынки сбыта
Объем выпуска товаров
Структура спроса на товары
Величина и структура производствен- ной мощности организации
Уровень удельных переменных затрат
Уровень ре- сурсоемкости товаров
Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции
Пример 1. Определите влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции.
7
Показатели
По плану
При фактическом объеме произведенной продукции
По плановой себестоимо сти и плановым ценам
По фактической себестоимост и и плановым ценам
По фактической себестоимости и фактическим ценам
1. Полная себестоимость, млн. руб.
600 648 610 610 2. Товарная продукция, млн.руб.
790 752 752 768
3. Затраты на 1
рубль товарной
продукции, руб.
0,76
0,86
0,81
0,79
В анализируемом периоде фактическая величина затрат на рубль товарной продукции увеличилась с 0,76 до 0,79 руб. (т.е. на 0,03 руб.).
Данное увеличение обусловлено влиянием следующих факторов:
- за счет изменения количества выпускаемой товарной продукции и ее структуры затраты на рубль товарной продукции увеличилась на 0,1 руб.
(0,86-0,76);
- за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции затраты на рубль товарной продукции снизились на 0,05 руб. (0,81-0,86);
- за счет изменения цен на продукцию затраты на рубль произведенной продукции снизились на 0,02 руб. (0,79-0,81), что в совокупности и обусловило искомое изменение.
В завершении анализа разрабатываются рекомендации по оптимизации затрат предприятия и повышению эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
4.
Маржинальный анализ.
Руководству предприятия приходится принимать управленческие решения, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализации продукции, что в конечном итоге сказывается на финансовом результате
8 предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.
Одним из мощных инструментов в определении точки безубыточности является маржинальный анализ, методика которого основана на делении затрат на постоянные и переменные.
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы организации.
Маржинальный анализ позволяет:
1. более точно определить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом ее формирования;
2. определять критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
3. установить зону безопасности
(безубыточности) деятельности организации;
4. обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения ассортимента товаров, ценовой политики с целью максимизации прибыли и минимизации затрат;
5. спрогнозировать прибыль и пр.
Ключевыми элементами анализа безубыточности производства выступают маржинальный доход, точка безубыточности
(порог рентабельности) и запас финансовой прочности (маржинальный запас прочности).
При проведении маржинального анализа определяют следующие показатели: маржинальный доход (МД) определяют одним из двух способов: как разность выручки от продаж и величины переменных затрат (З
перем
):
МД = Выручка - З
перем;
как сумму прибыли от продаж (П
пр
) и величины постоянных затрат (З
пост
):
МД = П
пр
+ З
пост;
уровень маржинального дохода (У
МД
):
9
У
МД
= МД / Выручка х 100% точка безубыточности
(порог рентабельности)
– показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка от реализации равна всем совокупным затратам организации, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Точка безубыточности может быть определена тремя методами.
Первый метод определения точки безубыточности – графический – точка безубыточности определяется на пересечении линии полных затрат предприятия и валовой выручкой.
Рис. 2 Графический метод определения точки безубыточности
Второй - метод уравнений – точка безубыточности определяется на основании следующих уравнений:
Выручка – З
пост
– З
перем
= П
пр или
(р * n) – (z * n) – З
пост
= П
пр где р – цена реализации единицы продукции; z – удельные переменные затраты; n – количество единиц продукции.
Третий метод определения точки безубыточности – метод маржинального дохода – точка безубыточности определяется в натуральном и стоимостном выражении исходя из следующих соотношений:
- в стоимостном выражении:
10
Т
безубыт
= З
пост
/ У
МД
- в натуральном выражении:
Т
безубыт
= З
пост
/ Уд
МД
= З
пост
/ (р – z) где Уд
МД
– удельный маржинальный доход – разница между ценой реализации единицы продукции и удельными переменными затратами; запас финансовой прочности (маржинальный запас прочности) - это отклонение фактического (или прогнозируемого) объема деятельности от точки безубыточности (порога рентабельности).
Запас финансовой прочности также определяется в натуральном и стоимостном выражении исходя из следующих соотношений:
- в стоимостном выражении:
З
прочн
= Выручка факт
– Т
безубыт
- в относительном выражении (%):
З
прочн
(%) = (Выручка факт
– Т
безубыт
) х 100%
Выручка факт
Пример 2. Рассчитайте точку безубыточности и запас финансовой прочности проекта в натуральном и стоимостном выражении исходя из следующих данных: выручка от продаж 1001 тыс.руб.; цена единицы продукции 70 руб.; удельные переменные затраты 40 руб.; постоянные затраты 120 тыс.руб.
Решение: а) в натуральном выражении:
Т
безубыт
= 120 000 / (70-40) = 4000 ед.
Объем продаж в натуральном выражении = 1 001 000 / 70 = 14 300 ед.
З
прочн
= 14 300 - 4000 = 10 300 ед.
З
прочн
(%) = 10 300 / 14 300 *100 = 72 % б) в стоимостном выражении:
З
перем
= 14 300 * 40 = 572 000 руб.
МД = 1 001 000 – 572 000 = 429 000 руб.
У
МД
= 429 000 / 1 001 000 = 0,42857
Т
безубыт
= 120 000 / 0,42857 = 280 000 руб.
З
прочн
= 1 001 000 – 280 000 = 721 000 руб.
З
прочн
(%) = 721 000 / 1 001 000 * 100 = 72 %