Файл: Зарубежные теории психологии личности Аналитическая таблица.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зарубежные теории психологии личности
Аналитическая таблица
Направление | Название теории | Автор | Структура личности | Динамика (мотивация) | Типология личности | Методы |
Психодинамическая теория | Психоанализ | Фрейд З. | Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. | Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. | 1) Оральная стадия; Орально-пассивный/Орально-агрессивный 2)Анальная стадия; Анально-удеживающий/Анально-выталкивающий 3)Фаллическая стадия; Эдипов комплекс/ комплекс Электры 4)Латентный период 5)Генитальная стадия; Регрессия на оральную стадию/Регрессия на анальную стадию | Метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, метод интерпретации. |
Аналитическая психология | Юнг К.Г. | Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго). Эго представляет собой наше сознание. Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Коллективное бессознательное включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. | Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися в процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. | Экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Интроверт отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. | Активное воображение, анализ сновидений, ассоциативный тест. | |
Теория личности | Адлер А. | - | Чувство неполноценности, комплекс неполноценности, комплекс превосходства. | 1. Управляющий тип. Это активные, самоуверенные и напористые люди. Они заботятся только о своих интересах. 2. Берущий тип. Эти люди относятся к миру потребительски. Бо́льшую часть своих потребностей они удовлетворяют за счет других. 3. Избегающий тип. У этих людей нет необходимой активности для решения своих собственных проблем. 4. Социально полезный тип. Этот тип является воплощением зрелости. Люди этого типа обладают высоким уровнем активности, заинтересованы во взаимодействии с социумом и другими людьми. | Все методы классического психоанализа, интроспекция, появление эмпатии между психологом и клиентом. | |
Психосоциальное развитие | Э.Эриксон | Она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени. Эго — составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. | Мотивация Эриксон: Стремление к социальной адаптации посредством: - надежда; - сила воли; - цель; - компетентность; - верность; - любовь; - забота; - мудрость. | 1 - Либо доверие и надежда, либо подозри-тельная замкнутость; 2 – самостоятельность или отсутствие воли, стыд; 3 – инициативность (взаи-модействие с миром) или бездеятельный (покорно смотрит на то, что с ним происходит); 4 – трудо-любие или неполноцен-ность; 5 – самотожде-ственность (осо-знанность своего выбора) или ролевое смешение ; 6 – близость (при нормальном развитии – любовь, т.е. тогда, когда тебе хорошо, потому что другому лучше, чем тебе) или изоляция (обособленность, одино-чество); 7 – продуктив-ность (при нормальном развитии – трудовая дея-тельность, семья, благо-получие психического и физического здоровья) или инертность; 8 – цель-ность (человек продолжа-ет развиваться, заботится о внуках и т.д.) или отча-яние (разочарование в прожитой жизни). | Метод свободных ассоциаций (метод исследования психического состояния больного); | |
Гуманистическая теория личности | Э. Фромм | От Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, а от Маркса — его мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга. | Движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренении и потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека. | Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивным представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. | Фроммовская методология концепции социального характера | |
Теория межличностных отношений | Г. Салливан | В качестве главных элементов структуры личности американский исследователь выделял систему динамизмов – относительно устойчивых паттернов трансформации энергии, характеризующих интерперсональные взаимоотношения; систему персонификаций – сформировавшихся образов себя и других, стереотипно определяющих отношение к себе и другим; а также систему когнитивности, включающую в себя прототаксис (инфантильное, бессвязное переживание чувствительности младенца), паратаксис (фиксацию связей между близкими по времени событиями, безотносительно к их логической связи), и синтаксис (оперирование символами, значение которых принимается и разделяется социальной группой). | Ведущей для личности оказывается потребность в устранении или избегании тревоги. Первоначально тревога, переживаемая матерью, передается младенцу в результате его эмпатической связи с ней. Тревога, согласно американскому исследователю, не имеет собственной специфики, вследствие чего младенец не располагает возможностью осуществлять действия, направленные на снятие тревоги. Поэтому тревога не приносит абсолютно никакой пользы, сужает диапазон восприятия и препятствует действиям, направленным на реализацию потребностей. | 1)В период младенчества расстройства могут быть как следствием неудовлетворенной потребности, так и следствием тревоги. 2) Детство. Когда фактор характера слаб или отсутствует, тогда человек относительно беспомощен перед лицом множественных интерперсональных обстоятельств, и лишь тогда, когда характер хорошо развит, можно предполагать психическое здоровье» 3)Ювенильная эра. Это первый из этапов развития, позволяющий исправить пагубные последствия ограничений и других особенностей домашнего воспитания. В противном случае, различные эксцентричные способы поведении, склонны сохраняться и деформировать ход развития в течение последующих периодов. 4) Предъюность. Достигший хронологической взрослости человек не может любить, если и до тех пор, пока он не испытал предъюношескую близость. Однако если развитие личности остановится на стадии предъюности, это также может иметь очень серьезные последствия, одним из которых является гомосексуальный образ жизни 5) Ранняя юность характеризуется пубертатным созреванием и появлением сексуального желания. Необходимо различать три вида потребностей: потребность в свободе от тревоги; потребность в близости; потребность в удовлетворении вожделения. 6)Взрослость. Взрослые люди обладают психическим здоровьем, которое связано с чувством собственного достоинства, а также с осознанием своих интерперсональных отношений. | Метод психиатрического интервью, метод активного наблюдения | |
Социокультурная теория личности | К. Хорни | Доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. | Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Психологическая же связана с развитием адекватности «образа Я» | - услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера; - отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни; - агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей. | Методы классического психоанализа | |
Психосоматика | В. Райх | Основное внимание уделял Ид; О характере человека –реакции человека на окружающую ситуацию. Панцири блокируют Супер Эго – обида, тревожность, фрустрация. | Получение удовольствия – снятие напряжения, удо-влетворение, с целью рас-крытия чакр человека – снятия панциря. | Типы личности по характеристике 7 панцирей В. Райха: 1)Защита от страха холод-ных, агрессивных прояв-лений окружения (глаза); 2)Подавление чувств, ко-торые эмоционально вы-ражены плачем, пронзи-тельным криком, грима-сами, желанием кусаться и сосать(рот); 3)Удержание от проявле-ние человеком гнева и плача(шея); 4)Подавление смеха, яро-сти, печали, страстного желания – сдерживание эмоций(грудь); 5)Подавление сильного гнева и яро-сти(диафрагма); 6)Защита от страха перед возможной агресси-ей(брюшная полость); 7)Подавление как тревоги и гнева, так и удоволь-ствия(область таза). | Чтобы получить психосексуальную разрядку необхо-димо снять панци-ри: -Рефлексия -Метод свободных ассоциаций (метод исследования пси-хического состоя-ния больного); -Анализ тела – расслабление за-жимов в теле (фи-зические упраж-нения, дыхатель-ные упражнения, массаж, работу со звуками для вы-свобождения эмо-ций). | |
| Гуманистическая психология | А. Маслоу | Тело «На самом деле люди хороши и добры, если их основные потребности (в любви и безопасности) удовлетворены... Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение и их чувства будут более спокойными и надежными» Социальные связи«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны всю жизнь»Воля«Самоактуализация — это стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя. Стать второсортным врачом — это не путь к самоактуализации. Человек должны сделать все, что в его силах, чтобы стать специалистом высокого класса или настолько хорошим, насколько позволяют ему его возможности»ЭмоцииМаслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что отрицательные эмоции, внутренняя напряженность и конфликты забирают энергию индивида и препятствуют эффективному функционированию.Интеллект.Маслоу подчеркивал необходимость холистического мышления, которое имеет дело с системами связей и служит, скорее, объединяющим началом, а не стремится рассматривать все явления в отдельности. Он обнаружил, что вершинные переживания зачастую могут служить поразительными примерами того, как мысль пробивается через обычные дихотомии, типичные для нашего восприятия действительности. Индивиды, испытавшие вершинные переживания, часто свидетельствуют, что видели одновременно прошлое, настоящее и будущее, жизнь и смерть как единый процесс, а добро и зло — как части одного целого. | Психологический рост.Стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие, как потребность в безопасности или потребность в уважении. Согласно Маслоу, если в детстве какая-то потребность индивида не была удовлетворена, развитие личности может задерживаться на уровне возраста этой фрустрации. Например, если ребенок ощущал себя нелюбимым и нежеланным в компании сверстников, он может всю последующую жизнь стремиться к вниманию, славе и похвалам, чтобы таким образом повысить самоуважение. | 1. личности с актуальными физиологическими потребностями 2. личности с актуальными потребностями в безопасности 3. личности с актуальными потребностями в принадлежности и любви 4. личности с актуальными потребностями в самоуважении 5. личности с потребностями в самоактуализации | Трансперсональная психология;Психоанализ;Таблица потребностей;Самоактулизация |
«Я-концепция» | К. Роджерс | Тело.Роджерс не уделяет особого внимания роли тела. Ссылаясь на свое строгое воспитание, он отмечал: «Моя подготовка не такова, чтобы позволить мне вести себя в этом плане достаточно свободно» (1970, р. 58). Лишь в конце своей жизни, руководя курсом групп встреч, Роджерс начал пользоваться методами физического взаимодействия, облегчать людям физический контакт и напрямую работать с невербальными жестами. Для раскрытия «я» необходимы взаимоотношения с людьми Роджерс полагает, что взаимоотношения с другими дают возможность человеку открыть, прояснить, испытать или столкнуться со своим настоящим «я». Наша личность становится видимой нам самим во взаимоотношениях с другими людьми. В терапии, во время случайных встреч и при ежедневном общении связь с другими людьми позволяет нам ощутить самих себя. «Я бы рискнул предположить... что главный барьер для взаимной межличностной коммуникации — наша вполне естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять мнение другого человека или группы других людей» Верность обязательствам. Коммуникация — выражение чувств. Неприятие ролей. Становление отдельного «я». Эмоции.Здоровый нормальный человек отдает себе отчет в своих эмоциях, независимо от того, выражает он их или нет. Чувства, которые не находят выражения, искажают восприятие и реакцию на событие, их спровоцировавшее. Например, человек может чувствовать беспричинную тревогу. Исходной причиной тревоги будет неприятие и непонимание этой тревоги, так как она воспринимается как угроза образу «я». Организм бессознательно реагирует на возможную тревогу и вызывает психофизиологические изменения Интеллект.Роджерс называет интеллект тем инструментом, который человек может эффективно использовать для того, чтобы интегрировать собственный опыт. Он скептически относится к образовательным системам, переоценивающим интеллектуальные способности и недооценивающим эмоциональные и интуитивные аспекты функционирования личности. | Психологический рост.Позитивная направленность к здоровью и развитию личности является в человеке естественной и врожденной силой. Основываясь на клиническом опыте, Роджерс пришел к выводу, что люди способны чувствовать собственную неприспособленность и отдавать себе в ней отчет. То есть человек может осознать несоответствие между своей «я»-концепцией и актуальными переживаниями. Эта способность сочетается со способностью модифицировать «я»-концепцию в соответствии с реальностью. Таким образом, Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Роджерс рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в котором ассимилируются всякое новое знание и опыт. «Основную гипотезу этого подхода можно сформулировать кратко. Она заключается в том, что личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей «я»-концепции, отношений и регулируемого «я»-поведения»Помехи в развитии.Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии. Фрейд описывал ситуации, в которых уроки, полученные человеком в детстве, приводили к невротическим фиксациям взрослого. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях в развитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающие личность ребенка. Требование признания заслуг По мере того как ребенок начинает осознавать свое «я», у него или у нее растет потребность в любви или позитивном отношении. «Эта потребность в человеческих существах универсальна, а в человеке она обычна и устойчива. Для теории не так уж важно, является ли эта потребность приобретенной или врожденной» | «Я»-идеальное Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения. | Интернациональные группыИсцеляющая сила открытой коммуникации к группам, состоящим из людей с различной расовой и этнической принадлежностью | |
Теория защитных механизмов | А. Фрейд | А. Фрейд была первым психоаналитиком, который в структурной модели психики стал уделять внимание прежде всего не Ид, а Эго. Эго как центр личности, как инстанция, ответственная за урегулирование конфликтов между Ид и окружающей реальностью, т.е. по сути конфликтов между принципом реальности и принципом удовольствия. | Весь процесс развития личности рассматривается А. Фрейд как процесс развития структуры Эго, и главная задача, которая решается в процессе развития – адаптация к постоянно меняющимся условиям существования. Не отказываясь от роли, которую в психической жизни играют влечения, А. Фрейд рассматривала уже не просто влечения, а влечения, видоизмененные с помощью защит, находящихся в распоряжении Эго. Именно действие этих защит превращает первично недифференцированные чувства любви и ненависти (два исходных аффекта) в дифференцированные чувства. Например, ненависть – в гнев, ревность, раздражение, зависть, отвращение, брезгливость, любая другая форма неудовольствия. А чувство любви – в уважение, восхищение, принятие и т.д. Все оттенки разных чувств являются производными действия защит. | Психические защиты делятся на примитивные и зрелые. Примитивные (или психотические) – это защиты, которые оперируют с внешними границами субъекта, которые работают на границах между субъектом и окружающим миром. Зрелые (или невротические) – которые оперируют с внутренними границами субъекта, например, которые работают на границе между Эго и Ид, или Эго и Супер-Эго, или между переживающей и наблюдающей частями Эго. | Психоаналитические методы | |
Теории развития личности и межличностных отношении младенца и очень маленького ребенка | М. Кляйн | Согласно Клейн, инстинкт смерти обнаруживает себя в сложных и часто крайне деструктивных фантазиях маленьких детей. Врожденная агрессивность, которую она наблюдала в играх детей, согласно Клейн, также является манифестацией инстинкта смерти. Она полагала, что при организации психики врожденная агрессивность так же важна, как и сексуальное влечение (или даже более важна). Она даже предположила, что супер-эго, которое, по мнению Фрейда, закладывается в эдипов период, в действительности появляется в примитивной форме в первые месяцы жизни. Клейн давала объяснение распространенному чувству внезапной ненависти и неприятия к человеку, который минуту назад был любим. Например, мать может испытывать побуждение причинить боль своему младенцу, когда тот постоянно капризничает. Дети, а также подростки и взрослые могут неожиданно отвергнуть любимого человека — мать, друга, подругу или супруга, потому что он ведет себя не так, как им хочется. Возможно, благодаря тому, что Клейн так хорошо понимала ненависть, она разбиралась и в любви. | Одна из наиболее важных идей Клейн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом, Клейн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. | Клейн считала, что эти два процесса являются основополагающими внутри психики. Первый она назвала параноидно-шизоидным состоянием, поскольку ребенок расщепляет (шизоидное)грудь на хорошую и плохую из страха (параноидное).Второй она назвала депрессивным состоянием, поскольку после расщепления и «разрушения» матери (в фантазиях) ребенок в состоянии депрессивной мечтательности представляет себе целостную мать, которая объединяет в себе хорошие и плохие качества. Эти состояния образуют два полюса психологического функционирования, которые появляются снова и снова, когда в психику интегрируются новые переживания. | Психоаналитические методы | |
| Т. Кроуберг | | | | | |
| Н. Ханн | | | | | |
Экзистенциализм | Р. Мэй | Бытие в мире и небытие | Признание небытия способствует развитию чувства тревоги,которая возрастает, если человек понимает, что наделен свободой выбора и нагружен ответственностью за свои действия. Нормальную тревогу испытывает каждый из нас. Она пропорциональна угрозе, и мы умеем справляться с ней конструктивно на сознательном уровне. Невротическая тревога непропорциональна угрозе, вызывает подавление и реакцию самозащиты | Есть три формы бытия-в-мире: Umwelt — наши отношения с миром внешних объектов или вещей, Mitwelt — наши отношения с другими людьми и Eigenwelt— отношения с собственной личностью. Здоровые люди живут во всех этих трех мирах одновременно. | Экзистенциальная психология заслуживает высокой оценки за способность организовать и использовать все, что идет на пользу личностному развитию | |
Логотерапия | В. Франкл | Виктор Франкл выдвинул гипотезу, что причиной психических фрустраций может быть подавленное стремление (воля) к смыслу. Он считал, что человек - это единственное животное, которому необходимо найти смысл, и поэтому стремление, воля к смыслу для человека более важны, чем стремление к удовольствию или власти. Франкл много внимания в своем учении уделил вопросам понимания сущности человека, его принципиальным отличиям от других животных, не обладающих разумом. Исследование духовной составляющей человека, которую Франкл рассматривал как главную, сущностную черту человека, занимало большое место в научном творчестве этого мыслителя. | Акцент смещается на рассмотрение проблем, связанных с поиском смысла в жизни, творчестве, любви, страдании. Именно эти проблемы приводят к экзистенциальной фрустрации и пустоте. Смысл жизни и цель жизни не одно и то же. Невозможно постичь смысл жизни, задавая вопрос о цели существования. Сам смысл вырисовывается в результате человеческого реагирования на жизненные ситуации и задачи, которые возникают на его пути. Несмотря на то что биологические, психологические, а также социальные факторы влияют на реакции человека, всегда имеется элемент свободы выбора. Следовательно, человек несет ответственность за свои реакции, выборы и действия. | В своей антропологии В. Франкл обосновывает понимание человека с точки зрения димензиональной онтологии, то есть в единстве трех измерений: телесного, психического и ноэтического (духовного). При этом Франкл говорит, что в его онтологии не может быть ни параллелизма, ни монизма: «антропологическое единство и целостность человека сохраняются». Вертикаль свободного, духовного, личностного - собственно человеческого - измерения противопоставляется В. Франклом плоскости психофизического, которая детерминирована генетикой, семейным воспитанием и социальным научением. Важнейшими свойствами человеческого существования являются трансценденция и самодистанцирование. Таким образом, человек вступает в сферу, образованную новым измерением - ноэтическим (духовным). В. Франкл проводит принципиальное различение между динамическими силами психического и духовного измерений. Человек переживает мотивирующую силу психического, направленную на поддержание гомеостаза, как нечто настоятельно толкающее его к разрядке напряжения. В. Франкл полагает, что сегодняшний человек всерьез озабочен поиском смысла собственного бытия. Человек ищет смысл по причине своего стремления к смыслу и находит его в творчестве, любви и надежде, в страдании. | Логотерапия | |
| Миропроект | Л. Бинсвангер | Бинсвангер полагал, что каждая индивидуальная форма существования предполагает свой собственный миропроект, который получает развитие посредством определенных модусов выражения и действия. Иными словами, обращаясь к бытию человека, экзистенциальный психолог задается вопросом, какими способами та или иная форма существования открывает свой миропроект. Таким образом, миропроект является формой, соединяющей человека и мир, в котором он живет. Средством такого соединения служат модусы существования. | Мир выступает проекцией человеческого присутствия, результатом соединения опыта в различных способах данности (ракурсах). Мир также предстает обратной связью для осуществления человеческой индивидуальности. В концепции экзистенциального анализа мир не противостоит человеку как объект субъекту. Мир и человек образуют непрерывную ткань реальности. Другими словами, целостность мира возникает вместе с появлением человеческой субъективности, которая понимает себя (самопроект) из предварительного понимания мира (миропроект). Это как если бы мы сначала представляли целый дом, чтобы представить в нем отдельную комнату. | Согласно Бинсвангеру, в понимании миропроекта можно выделить три ключевых момента: 1) Миропроект всегда индивидуален, но при этом не становится понятным для человека с помощью сознательной интерпретации. 2) Миропроект носит характер экзистенциального априори: это «модус бытия-в-мире, который делает возможным такой опыт, который, другими словами, делает такой опыт понятным» 3) Человек всегда уже застает себя в границах своего миропроекта, что означает экзистенциально-ориентированный структурный анализ и сопоставление индивидуальных жизненных проектов. Следовательно, проект мира задает априорный горизонт смыслов, из которого человек себя понимает, интерпретирует свой опыт и действует в мире. Жизненная история человека выводится из миропроекта и становится его жизненным проектом (самопроектом). феноменология миропроекта позволяет понимать человека целостно, исходя из его собственного устройства в мире, открывающего себя в проекте, а не из внешне обусловленной детерминации мышления, поведения и познания (естественные и социальные науки). | Экзистенциальный анализ |
Экзистенциализм | М. Босс | Босс полагает, что нет никакого смысла говорить о существовании чего бы то ни было, если нет того, кто «высвечивает» это сущее. Без человеческого восприятия нет и предмета. Босс специально оговаривается: речь должна идти не только о предметах, созданных человеческим трудом; существование любого предмета зависит от нашего видения. Люди не имеют существования, отдельного от мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей. По словам Босса «человек раскрывает мир». Люди — это «просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, то есть как то, что является». Феномен есть «свечение» непосредственной реальности. За феноменами ничего не стоит; они не представляют внешних проявлений конечной реальности. | Босс говорит о человеческом пребывании в мире, подчеркивая нераздельность бытия-в-мире. Бытие-в-мире залечивает разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения не утверждает, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним. Босс понимает Dasein как «высвечивающее», выводящее вещи «на свет». Метафора света и высвечивания определяет и понимание Боссом таких вещей как психопатология, психологическая защита, терапевтический стиль, интерпретация сновидений. Защита по Боссу есть «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, а психопатология (как состояние человека) подобна выбору жизни в темноте. Терапия возвращает людей к их базовой светлости и открытости. | «Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности». Главную задачу экзистенциального анализа Босс видит в излечении от неврозов и психозов посредством преодоления всех предвзятых понятий и «субъективистских» интерпретаций, заслонивших бытие от человека. Необходимо, по его словам, постигнуть «непосредственно данные объекты и феномены человеческого мира», то есть феноменологически описать изначальный уровень соотнесенности человека с миром, отбросив объяснительные конструкции, искажающие непосредственную данность феномена. | Метод толкования сноведений, Экзистенциальный анализ | |
Феноменологическая психология | Е. Минковски | Задача данного подхода состоит в познании человека через изучение его образа жизни и чувств. Тем не менее, выдвигая философскую концепцию личности, сторонники экзистенциализма склонны умалять значение психиатрии и психологии как научных дисциплин в рамках своей доктрины. В отличие от любых статических и структурных теорий, экзистенциализм подчеркивает "субъективный жизненный опыт личности, который она получает каждый день и который отличается от объективной действительности "3. По этому экзистенциалисты выступают против использования таких приемов, как самоутверждение или подстрекание человека "заняться собой" и забросить при этом все прочие обязанности. Значит, необходимо "убедить людей в том, что другие помогут им снова взять в руки руль управления собственной жизнью при условии согласия с тем, что до этого момента их жизнь была наполнена многочисленными заблуждениями, которые можно легко устранить". Любой метод, основанный на побуждении к саморазвитию, опасен, поскольку приводит к разочарованию, усилению внутренней борьбы, зарождению новых зависимостей и Потере ориентиров; это состояние неустойчиво, поскольку ни одно общество не располагает средствами для поддержания такого состояния. | Человек отвечает за свои действия и может стать счастливее при взаимодействии с реальностью. Выбор своего места в мире — это право каждого человека, даже если кто-то способен оказать ему в этом помощь. Человеческая личность не заинтересована в установлении культа прошлого, поскольку все общества, которые опираются на былое с целью затормозить общественное развитие, чаще всего делают это за счет прав личности. Единственное, что значимо для Отдельной личности, — это реализация собственных планов. Смысл существования человека состоит в том, чтобы выйти за пределы своего сегодняшнего состояния, и даже если это состояние сменится пустотой, то она станет точкой от- счета для нового преодоления. Человеку не дано отречься от собственной свободы. Психолог не поддается на уловки неискренности и предлагает клиенту, которому это на самом деле нужно, выявить его подлинные жизненные цели, чаще всего не совпадающие с теми, которые сам человек ставит перед собой. | Сторонники данного метода придают большое значение жизни человека, чем личности и видят в человеке существо, которое может противостоять жизни, признать свою онтологическую неустойчивость и почерпнуть из этого факта мужество для дальнейшего существования, чтобы постоянно наполнять свою жизнь смыслом. | | |
Экзистенциально-гуманистический подход | Дж. Бьюдженталь | Включает в себя и философско-методологическое обоснование, и психологическую теорию личности и личностного роста, и оригинальную концепцию глубинного общения и взаимодействия в процессе индивидуального консультирования, и, конечно, необозримый и бесценный, интен-сивно пережитый, глубоко осмысленный и блестяще описанный опыт практической работы с клиентами. | Важнейшая особенность "человеческой природы" - внутренне присущая человеку мотивация к "поиску здравого", которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни. У человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Но все дело в том, сумеет ли человек реализовать этот потенциал. Для этого важно за многочисленными "онтическими трудностями" не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня - те "базовые вопросы", которые жизнь ставит перед каждым челове-ком: "Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?" | Суть позиции Бюджентала не в игнорировании конкретных затруднений клиента и симптомов - "презирать симптомы могут только те, кто не знает их бремени" , а в том, чтобы не ограничиваться работой с симптомом. Такое ограничение не эффективно даже с "симптоматической" точки зрения: так как большинство симптомов и дистрессов "значительно более глубоко укоренены в натуре клиента", то всегда есть "вероятность того, что данный дистресс является сигналом с глубинного пласта бытия, который будет настоятельно заявлять о себе и, в случае исчезновения данного симптома, создаст другие сложности" | Жизнеизменяющая психотерапия | |
Теория личностных конструктов | Дж. Келли | Структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире: · базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми; · периферические - для решения текущих задач более мелкого уровня | «Конструктивисты» оценивают ценность теории с точки зрения ее полезности. Для них, как и для Келли, мир открыт для построения бесконечного количества конструкций, так что ни одна теория не может претендовать на соответствие «реальности» в большей степени, чем любая другая. Не удивительно, что психология личностных конструктов ставит своей основной целью изменение жизни людей. | Система личностных конструктов ; базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми; периферические - для решения текущих задач более мелкого уровня | Психологическая реконструкция человеческой жизни; Психотерапия; Терапия фиксированных ролей; Р-У-К-цикл принятия решений; Транзитивная диагностик | |
Социально-когнитивная | А. Бандура | Теория Бандуры придерживается точки зрения, что деятельность человека есть продукт множественного действия событий окружающей среды, поведения человека и свойств его личности, особенно мышления. | Бандура полагает, что человек может учиться, не производя сам никаких действий. Он называет этот процесс научением через наблюдение и отличает его от научения через проигрывание. Научение через проигрывание имеет место, когда мы встречаемся с последствиями своей деятельности. Эти последствия могут сообщать нам информацию, мотивировать будущее поведение или подкреплять настоящее. | Система «я» | Наблюдение, проигрывание | |
Классический бихевиоризм | Дж. Уотсон и Б. Скиннер | Личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Буддизм — к удивлению большинства бихевиористов — также говорит, что поскольку у личности нет видимого проявления, то она не существует. Буддисты не верят, что есть нечто реальное, называемое личностью; есть лишь всеобъемлющее поведение и чувства, причем все они непостоянны и неустойчивы. Скиннер и буддисты развивали свои идеи, исходя из убеждения, что не существует ни эго, ни личности, а только набор поведенческих шаблонов. | Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. | Автономный человек Надуманное объяснение, которое предполагает существование некой внутренней личности, «я», функционирующего под воздействием неизвестных внутренних сил, независимых от внешних факторов. | Наблюдение, эксперимент, функциональный анализ |