Файл: Цель курсовой работы рассмотреть существующие формы государственного правления и показать их особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Признаки монархической формы правления

Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).

Правление монарха осуществляется с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним.

Власть монарха осуществляется по собственному праву, а не в порядке делегации или поручительства от народа.

В монархической форме правления существует признак юридической безответственности главы государства, согласно которой монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.


Этими признаками обладает классическая форма монархии (ею является абсолютная монархия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

2.3. Преимущества и недостатки монархии

Преимущества монархии:

Я рассмотрел, в чем сущность монархии, как организована власть в монархическом государстве. Русский правовед Борис Чичерин выделяли такие преимущества монархии:

1. Ею наилучше обеспечивается единство власти, а из единства власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

2. Монархия по независимости своей непричастна духу партий. Монарх стоит выше частных интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть не личность, а идея.

3. В силу предыдущего Монархия наилучше обеспечивает порядок. Монарх есть наиболее справедливый третейский судья социальных столкновений.

4. Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.

5. Крупной личности точно также легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

В силу своей единоличности - раз, в силу своей Верховности - два, в силу своей духовности - три, монархия стоит выше общественных течений и веяний, она независима от политических групп: власть монарха от Бога, и монарх не зависит от воли политиканов, олигархов или кланов. Он правит по своему убеждению ко благу Отечества, руководствуясь только волею Бога.

Являясь нравственным авторитетом, монарх способен выступать третейским судьею при социальных противоречиях. Вспомним, например, как своей мужественной позицией поборол попытку государственного переворота в 1981 году испанский король Хуан Карлос I. Стоя выше всех социальных групп, монарх не связан их интересами, а его собственный интерес неразрывно связан с общим интересом народа, отчего он, более чем обе из конфликтующих сторон, заинтересован в компромиссном, обоюдовыгодном решении социальных противоречий популизма и громких обещаний республиканские политики готовы жертвовать будущим страны.



Монарх не связан четырехлетним сроком полномочий, он не отвечает за свои действия перед подданными, а потому и может рассуждать с позиций вящей целесообразности. Потому и стали возможными кардинальные реформы Иоанна IV Грозного, превратившего удельные княжества в единый организм, Петра I Великого, введшего в русский дом европейскую технику, Екатерины II Великой, упорядочившей жизнь сословий, Александра II Освободителя, преобразившего Россию.

Монарх, не связанный групповыми, кастовыми интересами, вынужден искать и находить в обществе талантливых профессионалов и приближать их к себе в качестве ближайших советников. В отличие от власти республиканской, связанной путами кумовства и фракционности. Монарху, в отличие от президента, нужен не исполнитель, но советник, делатель, тот, кто творчески будет реализовывать и воплощать в жизнь общие предначертания монаршей воли.

Недостатки монархии:

Не лишена монархия и недостатков, однако, как отмечали многие мыслители, те недостатки, которые есть у монархии, у республики проступают в еще большей степени. Что у монархии - недостаток, у республики - неизбежность. Что у монархии - ошибка, у республики - закономерность. Республиканцы обыкновенно указывают на следующие недостатки монархии:

1. Замещение власти происходит не по способности, а по случайности рождения.

Позволю себе возразить: ведь для народа важны не качества монарха как личности, а его качества, как символа и идеи нравственной власти, как символа и олицетворения власти Бога. Монарх недолжен быть умнее всех, он должен уметь выбрать, как лицо, стоящее выше внутригрупповых интересов, нужное и правильное и тем осуществить свою санкцию власти, а не самостоятельно изобретать пенициллин - это излишне. Кроме того, когда республиканцы критикуют «случайность» монархической власти, они явно прибегают к своему любимому способу вводить человечество в заблуждение: используют политику двойных стандартов. Не случайно ли происходит, скажем, наследование имущества?

2. Безграничная власть производит плохое влияние на некрепкую душу.

Вновь-таки, аргумент лишен основательности и рассыпается, как карточный домик, если присмотреться к нему внимательнее: самодержавный царь - лицо, ограниченное Богом и собственною совестью. Он с детства воспитывается, как Наследник Престола, ему внушается и прививается высокая нравственность и стремление к самому светлому и лучшему.


3. К искушениям власти присоединяется лесть и ухаживанье окружающих.

Указывая на такой недостаток, республиканцы явно забывают, что это не признак монархии в частности, но признак власти как таковой. Монархия же из всех возможных форм государственной власти лучше всех от этого недостатка защищена. Монарх с детства воспитывается для управления на добрых примерах и принципах, в то время как в демократиях к власти приходит честолюбец с улицы, склонный служить личным интересам, а не славе Отчизны. Наследник Российского Престола еще в детстве получал все ордена, кроме Георгиевских крестов, дававшихся исключительно за воинские подвиги. Он сызмальства лишается честолюбия и своекорыстия: в них у него нет нужды, в отличие от республиканского выдвиженца. Единственная забота монарха, как отца своего народа, благополучие и счастье его подданных - детей.

4. Монархия легко переходит в произвол.

Опять же в республиканских государствах мы можем наблюдать произвол не реже, а во много раз чаще, нежели в монархиях. Приведу современные примеры - Зимбабве, Мьянма, оккупированные поборниками «демократии» Косово, Афганистан, Ирак.

5. Монархия всё и всех «опекает», и это ослабляет развитие народа.

Республиканцы, выдвигая такую посылку, услеживают якобы отсутствие у народа при монархической власти личной инициативы, но это опровергается небывалым развитием частного предпринимательства в период самодержавия.

Конечно, монархия не лишена огрехов, но, во-первых, этих огрехов значительно меньше, чем при республике, во-вторых, они не столь значительны, как у республики, а в-третьих, позволим себе провести небольшую аналогию. Американский психолог Карл Хесс советовал, принимаясь за дело, думать не о трудностях, а о возможностях, которые в себе таит его удачное завершение. Принимаясь за строительство государственности, нужно думать не о том, что случиться, если луна сойдет со своей орбиты, а логически рассуждать, к чему приведут принятые решения.

Почему же тогда, спросите, может быть, вы, монархия сегодня является формою правления только в 20% государств. Ответ на ваш вопрос давал в «Сумме теологии» еще Фома Аквинский. Он говорил, что хотя монархия приносит людям доброго и полезного неисчислимо больше, нежели плохого и ущербного, но человек, по причине греховной сущности своей природы, даже малую обиду помнит дольше, чем самое большое благодеяние.

Глава 3: Республика как форма правления


3.1. Понятие и виды республики

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определённый срок. Главу государства с республиканской формой правления обычно называют президентом (от лат. praesidens — сидящий впереди). В современном мире республиками являются более 140 государств.

В зависимости от способов распределения власти между высшими органами государственной власти выделяют президентскую, парламентскую и смешанную республики. Особенностью президентской республики (модели распределения власти, впервые возникшей в США и распространившейся в странах Латинской Америки) является то, что президент, который избирается на всенародных выборах, соединяет полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Для большинства европейских республик характерна парламентская модель республиканского правления, в соответствии с которой решающая роль в организации государственной власти принадлежит парламенту, формирующему правительство из состава партий, получивших большинство голосов избирателей на выборах. Президент же, как глава государства, выполняет лишь представительские функции. Смешанная республика (или гибридная, полупрезидентская, парламентско-президентская), существующая во Франции, Португалии, Финляндии, Швейцарии, а также во многих странах Восточной Европы, характеризуется большим, по сравнению с парламентской республикой, объемом полномочий президента, который при этом не является главой исполнительной власти. Правительство в такой республике формируется и контролируется одновременно и парламентом, и президентом.

Наряду с демократическими формами республиканского правления, основанными на принципе разделения властей и отличающимися друг от друга только объемом полномочий той или иной ветви власти, выделяют и так называемые недемократические республики, в которых используются диаметрально иные принципы организации государственной власти. Такие формы правления существовали во многих социалистических странах, где практиковалось избрание фактического главы государства высшим партийным органом. Форма организации власти в СССР — советская республика — была сходна с парламентской (так как именно парламент формирует правительство), но при этом вместо принципа разделения властей использовался прямо обратный принцип — «вся власть Советам», то есть концентрация власти в руках законодательных органов власти (Советов депутатов разного уровня). Многие республики с автократическими политическими режимами по форме правления на практике уподобляются монархиям — в таких странах лидеры партий или правящих группировок провозглашаются пожизненными (Югославия при Тито, Индонезия — в 60-е годы, Заир и Уганда в 70-е годы XX в.) и даже посмертными (как лидер КНДР Ким Ир Сен) президентами, а передача власти по наследству окончательно превращает такие республики в некую президентскую форму абсолютизма.