Файл: Определение права и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В научных источниках, в законодательства, распространен иной подход, согласно которому указанные термины разграничиваются между собой, хотя не все авторы придерживаются этого.

Вообще слово «поддержка» в толковом словаре С.И. Ожегова характеризуется как «помощь, содействие». Оно происходит от глагола «поддержать», который, в свою очередь, имеет несколько значений: оказать помощь, содействие, выразив согласие, одобрив, вступить в защиту кого-нибудь, не дать прекратиться, нарушиться чему-либо11.

Нужно сказать, что понятие «поддержка» получило распространение не только в юриспруденции и праве социального обеспечения, но также и в других отраслях знаний и других сферах общественных отношения, в частности, в психологии, педагогике, социальной педагогике, социальной работе. Причем в каждой из наук указанное понятие трактуется по-разному с учетом специфики каждой из наук. Рассматриваемое понятие содержит в себе «деятельностный компонент», и большинство помогающих профессий используют его в своей профессиональной практике. В зависимости от видов профессиональной деятельности выделяют соответственно и виды поддержки: психологическую, социально-психологическую, педагогическую, социально-педагогическую и социальную поддержку12. В рассматриваемой сфере правоотношений не будет делаться акцент на каком-либо отдельном аспекте, но нужно заметить, что социальная поддержка имеет, в первую очередь, материальный характер и реализуется, как правило, в форме денежной помощи, натуральной помощи или в форме предоставления услуг.

Во многих научных работах внимание обращается на проблему соотношения понятий «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное обеспечение». Так, например, М.С. Сагандыков и А.М Шафиков пишут о том, что остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». В конституционно-правовом смысле понятие социальной защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением13.

Указанная проблема во многом обусловлена объективными обстоятельствами, в частности, тем, что в отечественном законодательстве на протяжении длительного времени определение термина «социальная защита» практически отсутствовало. Лишь с переходом к рыночной экономике в 1990 г. и по настоящее время он стал регулярно использоваться в различных нормативных документах. Е.В. Поклонова, в этой связи, отмечает, что «социальная защита», бесспорно, является частью социально-экономических отношений и по содержанию представляется более широким по сравнению с понятием «социальная поддержка». Она разграничивает указанные понятия по следующим критериям: степень охвата; объект; субъект; характер проявления; виды; исполнители; менеджмент (тактика социальной политики); меры и способы проявления;
источники финансирования14.

Сравнительный анализ понятий социальной поддержки и социальной защиты приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Соотношение терминов «социальная защита» и «социальная поддержка» по системе критериев15

Критерии отличия

Социальная защита

Социальная поддержка

1. По степени ох-

Вата

Полное

Частичное

2. Объект

Направления классификации:

1. Возраст

2. Уровень доходов

3. Состояние здоровья

4. По событиям

5. Состав семьи

Все граждане, попавшие во временную трудную жизненную ситуацию, из которой они не в состоянии выйти самостоятельно.

3. Субъект

– Государство

– Негосударственные учреждения

– Добровольческие, частные или общественные организации

4. Характер про-

явления

Постоянный

Временный

5. Исполнители

- Пенсионный фонд РФ

– Фонд социального страхования РФ

– Фонд обязательного мед. страхования

– Муниципальные и местные

органы власти

– Предприятия, организации

– Благотворительные фонды

– Вносы частных лиц.

6. Менеджмент

(тактика социальной политики)

Стратегический

Оперативный

7. Виды помощи

– Натуральная

– Гуманитарная

– Техническая

– Экстремальная

– Социальные стимуляторы

– Нормативные ограничения

– Натуральная

– Денежная

8. Способ проявления

– Пенсионное обеспечение

– Обеспечение социальными выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами

нуждающихся в гос. соц. помощи категорий населения

– Организация занятости населения

– Государственное социальное страхование

– Социальное обслуживание

Дополнение к обязательному

социальному страхованию и государственному социальному

обеспечению особых субъектов.

9. Источники финансирования

– Средства налогоплательщиков (государственный бюджет)

– Страховые средства

– работодателей и работников

– Общественная и частная

– благотворительность

Средства:

– муниципальных и местных

органов власти,

– предприятий, организаций;

– благотворительных фондов,

взносов частных лиц.



Глядя на приведенную выше таблицу, можно сделать вывод о том, что между понятиями «социальная поддержка» и «социальная помощь» существует множество различий и с автором, представившим данный подход к рассмотрению этих понятий, можно вполне согласиться. Однако, законодатель не различает указанные понятия, рассматривая их как идентичные и взаимозаменяемые.

В данной работе понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» будут рассматриваться как синонимы, причем в широком смысле, и акцент будет сделан именно на конкретных мерах, регламентированных законодательством, а ни на теоретических моментах.

Меры социальной поддержки можно классифицировать в зависимости от содержания и характера деятельности (рисунок 1).




Рисунок 1 – Виды социальной поддержки по содержанию и характеру деятельности16
Классификация возможна также по признаку продолжительности или периодичности (рисунок 2).



Рисунок 2 – Виды социальной поддержки по продолжительности17
Вид конкретных мер социальной поддержки в том или ином случае зависит от разных факторов, в том числе, от категории лиц, нуждающихся в поддержке, также от особенностей ситуации, в связи с которой возникла потребность в поддержке. Так, например, постоянная социальная поддержка может оказываться детям-сиротам, людям с ограниченными возможностями здоровья; периодическая поддержка – женщинам, имеющим малолетних детей; ситуационная – людям, оказавшимся в кризисной ситуации18.

Нужно сказать, что меры социальной поддержки весьма разнообразны, но все их можно условно объединить в три большие группы:

1) денежные выплаты (в том числе компенсации);

2) предоставление товаров;

3) оказание услуг;

4) социальные гарантии.

Е.И. Холостова выделяет более широкий круг мер социальной защиты (поддержки), а именно:

- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

- регулирование доходов и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы19.

Для каждой из мер социальной поддержки имеются определенные особенности, однако практически для всех из них общим признаком является то, что применяются они в отношении лиц, которые по каким-либо причинам, имеют материальные проблемы, либо ограниченные физические возможности, либо имеют принадлежность к определенным категориям населения, которым принято считать нуждающимися (многодетные семьи, граждане, родившие ребенка и пр.).


Меры социальной поддержки имеют большое социально-экономическое, правовое, политическое значение. Они являются и средством обеспечения социальной справедливости, и средством снижения социальной напряженности, и средством поддержания авторитета власти и государства.

Эффективность мер социальной поддержки является своеобразным индикатором эффективности системы органов государственной власти, а также показателем социального благополучия населения и общества в целом.
1.2 Порядок определения права и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
Право на получение социальной поддержки от государства закреплено в Конституции РФ. Данное право имеет субъективный характер и де-факто не реализуется до наступления соответствующих обстоятельств.

Основания реализации права на социальную поддержку предусмотрены федеральными законами. Для каждой категории лиц, а также для каждого вида социальной поддержки предусмотрены определенные основания, определенный порядок реализации.

Так, например, ст. 6.1 Закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;


8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В набор социальных услуг, согласно ст. 6.2 указанного Закона, включены следующие социальные услуги:

1) обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок предоставления социальных услуг в общем виде регламентирован ст. 6.3 Закона «О государственной социальной помощи». Согласно данной норме, учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в ежемесячной денежной выплаты (все указанные категории лиц получают соответствующие выплаты). Детально вопросы предоставления социальных услуг регламентируются Правительством РФ, а также нормативными актами, принимаемыми на уровне субъектов РФ,

Необходимо отметить, что социальная поддержка граждан осуществляется как за сфер средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. Так, поддержка указанных выше категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, а поддержка («государственная социальная помощь») малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, согласно ст. 7 Закона «О государственной социальной помощи», осуществляется за счет средств соответствующего регионального бюджета.

Как указано в ст. 8 рассматриваемого Закона, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Основанием для реализации мер социальной поддержки (оказания социальной помощь) является заявление самого гражданина, а также документы, подтверждающие его права на соответствующую помощь.

Согласно ст. 12 рассматриваемого Закона, видами оказания государственной социальной помощи являются:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).