Файл: Определение права и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особое место в системе социальной поддержки населения занимает институт социального обслуживания и социальные услуги, оказываемые в рамках данного института.
Как указано в ст. 3 Закона «Об основах социального обслуживания граждан», социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальными услугами понимаются действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основаниями для при признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, согласно ст. 15 указанного Закона, являются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые признаются законодательством как ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Для получения социальной поддержки, как правило, требуется состоять на соответствующем учете, а также предоставить необходимую документацию, подтверждающую право на социальную поддержку.
Важным аспектом во многих случаях является уровень дохода. Порядок определения уровня дохода и его подтверждения определен Законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи…». Согласно ст. 2 данного Закона, учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Важно обратить внимание на то, что согласно ст. 3, орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:
- о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
- о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Расчет же среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период) (ст. 4).
На уровне субъектов РФ порядок социальной поддержки населения тоже регламентируется. Так, например, в Москве действует Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от 14.12.2016) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»20.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве вопросы определения права и порядка оказания социальной поддержки регламентированы достаточно детально. Вместе с тем, в законодательстве нет необходимой системности, единства. Вопросы оказания социальной поддержки регулируются широким кругом федеральных и региональных законов, а также подзаконными актами. Это усложняет возможности для совершенствования законодательства.
Однако, для граждан указанные проблем не являются существенными, так как процесс реализации своих прав для них в последнее время значительно упростился. Во многом этому способствует информационная политика, в рамках которой граждане информируются не только через традиционные СМИ или учреждения и органы социальной защиты, но и через официальные интернет-ресурсы.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
2 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29, ст. 3699.
3 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I), ст. 7007.
4 Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52 (часть I), ст. 7532.
5 Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 14, ст. 1257.
6 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3, ст. 168.
7 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52, ст. 5880.
8 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.), ст. 18.
9 Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21, ст. 699.
10 Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21, ст. 699.
11 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Мир и образование. 2003. 896 с. С. 654.
12 Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
13 Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2 (24). С. 36-42.
14 Поклонова Е.В., Стародуб В.А. Критериальные аспекты понятия «социальная защита» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 23. С. 11-15.
15 Поклонова Е.В., Стародуб В.А. Критериальные аспекты понятия «социальная защита» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 23. С. 11-15.
16 Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
17 Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
18 Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
19 Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 905 с. С. 278.
20 Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от 14.12.2016) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2008. № 9, ст. 163.