Файл: Оглавление Введение 2 Глава Роль прокурора в рассмотрении судом уголовных дел 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
Процессуальное положение прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
Глава 2. Особенности участия прокурора в уголовном судопроизводстве
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции
2.3. Участие прокурора в пересмотре вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам
Глава 3. Совершенствование деятельности прокурора в уголовном судопроизводства
3.1. Повышение эффективности государственного обвинения
Совершенствование прокурорского надзора при рассмотрении судом уголовных дел
, определяются процессуальным законодательством. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам (например, в порядке надзора), также регламентируются процессуальным законодательством.
В ч. 3 ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем участие прокурора в качестве государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовным делам призвано способствовать установлению истины судом, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального законов, вынесению законного и обоснованного приговора. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. 4
Уголовно-процессуальное законодательство, а также закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел. Принимая непосредственное участие и осуществляя надзор в суде по уголовным делам, прокуроры в пределах своей компетенции5:
Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждения обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон требует от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и совестью. (ст. 17 УПК РФ) Вышестоящий прокурор не только не вправе дать указание подчиненному прокурору об поддержании обвинения вопреки его внутреннему убеждению, но и не может обязать прокурора, участвующего в кассационном разбирательстве уголовного дела, дать заключение, с которым он не согласен. Тем самым, Генеральный прокурор своими приказами и инструкциями всемерно укрепляет процессуальную самостоятельность прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.
Закон «О прокуратуре Российской Федерации» особо регламентирует полномочия Генерального прокурора РФ (ст. 35, 38 – 39): Генеральный прокурор в соответствии с действующем законодательством принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации; Генеральный прокурор или его заместители вправе приостановить исполнение приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, он вправе вносить в рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации представление о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении уголовных дел.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Предоставление Генеральному прокурору вышеуказанных прерогатив превышает его роль как блюстителя законности в уголовном судопроизводстве.
Осуществляя правоохранительные функции и выступая представителем единого, централизованного органа, прокурор выполняет свои обязанности строго в рамках закона, исходит только из закона и указаний Генерального прокурора РФ.
Эффективность участия прокурора в уголовном судопроизводстве в существенной мере зависит от правильного определения и понимания процессуального положения прокурора.6
В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
К задачам уголовного преследования относится привлечение к уголовной ответственности в установленном процессуальным законом порядке лиц, допустивших наиболее серьезное и опасное для общества нарушение закона — преступление; обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление; защита прав и законных интересов потерпевших при одновременном всестороннем обеспечении права обвиняемого на защиту от предъявленного обвинения. 7
Как и любая другая функция прокуратуры, уголовно-прокурорское преследование представляет собой определяемые правовым статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме обязанности по решению поставленных законом задач, для выполнения которых прокуратура наделена специфическими властными полномочиями. Прокурор обеспечивает защиту государства, общества и отдельных граждан от преступных посягательств путем уголовного преследования конкретных лиц, совершивших преступления, в полном объеме и во всех предусмотренных законом направлениях (формах), одновременно следя за правильным применением другими органами своих полномочий. Такая особенность определяется положением прокуратуры как единственного в стране органа государственного надзора за законностью.
Специфика решения прокуратурой перечисленных выше задач связана с осуществлением ею обязанностей, составляющих содержание функции уголовно-прокурорского преследования. К ним относятся:
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому одновременно с укреплением судебной власти, расширением судебного контроля усиливаются и позиции прокуратуры, которая становится ведущим органом в осуществлении уголовного преследования. Об этом свидетельствуют, в частности, такие уголовно-процессуальные нормы, как возбуждение уголовного дела только с согласия прокурора, обязательность участия прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. (ст. 246 УПК РФ) Особенно ярко проявляется доминирующая роль прокурора в судебном производстве по уголовным делам. Если без подсудимого или потерпевшего в определенных случаях судебное разбирательство возможно, то без государственного обвинителя не сможет состояться ни один судебный процесс, за исключением крайне незначительного количества дел "частного обвинения" о преступлениях, не представляющих большой тяжести.
Значительны и полномочия прокурора в судебном разбирательстве: он представляет суду доказательства, обосновывающие обвинение, первым допрашивает потерпевшего и свидетелей, вызванных в суд по ходатайству стороны обвинения, заявляет ходатайства, высказывает суду свое мнение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и в конечном итоге ориентирует суд на вынесение законного и справедливого приговора.
Вместе с тем в условиях судебно-правовой реформы значительно усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам. Прежде всего, это означает, что на прокурора возлагается обязанность доказывания в суде предъявленного подсудимому обвинения. Объективность, профессионализм прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В то же время прокурор - самостоятельная фигура в уголовном процессе, и он вправе отказаться от обвинения, если придет к выводу о том, что оно не нашло подтверждения в судебном заседании. Однако такое решение прокурора налагает на него особую ответственность, так как в случае отказа государственного обвинителя от обвинения суд обязан прекратить дело, и это судебное решение может быть пересмотрено лишь в строго оговоренных законом случаях.
8
Прокурор, выступая государственным обвинителем, является представителем Генерального прокурора РФ, он – блюститель законности в уголовном процессе.9 При поддержании государственного обвинения он не освобождается от обязанности осуществлять надзор за соблюдением законности при рассмотрении судом уголовных дел. Поддержание государственного обвинения и осуществление надзора за точным исполнением законов нужно рассматривать как проявление частного в общем.
Генеральный прокурор Российской Федерации рассматривает государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, не только как одно из действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм осуществления надзора за осуществлением законов при рассмотрении уголовных дел в судах.
Прокурор осуществляет надзор не только тогда, когда суд уже постановил по делу приговор или вынес определение или постановление, но и тогда, когда он не принимал еще по делу никаких решений. Если суд не разъяснил подсудимому его права в судебном разбирательстве и продолжает рассмотрение дела по существу, прокурор обязан немедленно реагировать на эти нарушения, хотя в связи с подобными нарушениями суд не выносит специального определения, а поэтому нет предмета для опротестования. Прокурор не вправе бездействовать до вынесения по делу незаконного приговора в связи с этими нарушениями, чтобы затем принести протест на отмену незаконного и необоснованного определения.
Исходя из требований п. 5 ст. 246 УПК РФ, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 от 18 августа 1994 г. «О повышении качества и эффективности участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы» предлагает прокурорам при выполнении в суде своих процессуальных функций реагировать на любые нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим вопросам.
Прокуроры выступают не только как государственные обвинители, но и как органы надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел судами.
В ч. 3 ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем участие прокурора в качестве государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовным делам призвано способствовать установлению истины судом, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального законов, вынесению законного и обоснованного приговора. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. 4
Уголовно-процессуальное законодательство, а также закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел. Принимая непосредственное участие и осуществляя надзор в суде по уголовным делам, прокуроры в пределах своей компетенции5:
-
Проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании; -
Осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве уголовных обвинителей; -
Дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; -
Предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и иных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде; -
Опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; -
Дают заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам; -
Проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов; -
Осуществляют надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов; -
Принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждения обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон требует от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и совестью. (ст. 17 УПК РФ) Вышестоящий прокурор не только не вправе дать указание подчиненному прокурору об поддержании обвинения вопреки его внутреннему убеждению, но и не может обязать прокурора, участвующего в кассационном разбирательстве уголовного дела, дать заключение, с которым он не согласен. Тем самым, Генеральный прокурор своими приказами и инструкциями всемерно укрепляет процессуальную самостоятельность прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел.
Закон «О прокуратуре Российской Федерации» особо регламентирует полномочия Генерального прокурора РФ (ст. 35, 38 – 39): Генеральный прокурор в соответствии с действующем законодательством принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации; Генеральный прокурор или его заместители вправе приостановить исполнение приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, он вправе вносить в рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации представление о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении уголовных дел.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Предоставление Генеральному прокурору вышеуказанных прерогатив превышает его роль как блюстителя законности в уголовном судопроизводстве.
Осуществляя правоохранительные функции и выступая представителем единого, централизованного органа, прокурор выполняет свои обязанности строго в рамках закона, исходит только из закона и указаний Генерального прокурора РФ.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Процессуальное положение прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
Эффективность участия прокурора в уголовном судопроизводстве в существенной мере зависит от правильного определения и понимания процессуального положения прокурора.6
В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
К задачам уголовного преследования относится привлечение к уголовной ответственности в установленном процессуальным законом порядке лиц, допустивших наиболее серьезное и опасное для общества нарушение закона — преступление; обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление; защита прав и законных интересов потерпевших при одновременном всестороннем обеспечении права обвиняемого на защиту от предъявленного обвинения. 7
Как и любая другая функция прокуратуры, уголовно-прокурорское преследование представляет собой определяемые правовым статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме обязанности по решению поставленных законом задач, для выполнения которых прокуратура наделена специфическими властными полномочиями. Прокурор обеспечивает защиту государства, общества и отдельных граждан от преступных посягательств путем уголовного преследования конкретных лиц, совершивших преступления, в полном объеме и во всех предусмотренных законом направлениях (формах), одновременно следя за правильным применением другими органами своих полномочий. Такая особенность определяется положением прокуратуры как единственного в стране органа государственного надзора за законностью.
Специфика решения прокуратурой перечисленных выше задач связана с осуществлением ею обязанностей, составляющих содержание функции уголовно-прокурорского преследования. К ним относятся:
-
возбуждение и расследование следователями прокуратуры, другими прокурорскими работниками либо лично прокурорами уголовных дел, подследственных прокуратуре в силу закона или указания прокурора (имеется в виду полномочие прокурора поручить подчиненным работникам расследование любого уголовного дела); -
возбуждение прокурорами дел частного или частно-публичного обвинения, как правило, в отношении конкретных лиц, в порядке, предусмотренном процессуальным законом; -
поддержание государственного обвинения в суде, включая обязанности государственного обвинителя и самого прокурора, если он не согласен с позицией обвинителя, по опротестованию не вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам, рассмотренным с участием государственных обвинителей; -
опротестование прокурором не вступивших в силу незаконных или необоснованных актов судебной власти по уголовным делам, рассмотренным без участия государственных обвинителей; -
опротестование вышестоящими прокурорами «в порядке надзора» вступивших в силу судебных актов по делам, направленным в суд нижестоящими прокурорами; -
участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому одновременно с укреплением судебной власти, расширением судебного контроля усиливаются и позиции прокуратуры, которая становится ведущим органом в осуществлении уголовного преследования. Об этом свидетельствуют, в частности, такие уголовно-процессуальные нормы, как возбуждение уголовного дела только с согласия прокурора, обязательность участия прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. (ст. 246 УПК РФ) Особенно ярко проявляется доминирующая роль прокурора в судебном производстве по уголовным делам. Если без подсудимого или потерпевшего в определенных случаях судебное разбирательство возможно, то без государственного обвинителя не сможет состояться ни один судебный процесс, за исключением крайне незначительного количества дел "частного обвинения" о преступлениях, не представляющих большой тяжести.
Значительны и полномочия прокурора в судебном разбирательстве: он представляет суду доказательства, обосновывающие обвинение, первым допрашивает потерпевшего и свидетелей, вызванных в суд по ходатайству стороны обвинения, заявляет ходатайства, высказывает суду свое мнение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и в конечном итоге ориентирует суд на вынесение законного и справедливого приговора.
Вместе с тем в условиях судебно-правовой реформы значительно усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам. Прежде всего, это означает, что на прокурора возлагается обязанность доказывания в суде предъявленного подсудимому обвинения. Объективность, профессионализм прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В то же время прокурор - самостоятельная фигура в уголовном процессе, и он вправе отказаться от обвинения, если придет к выводу о том, что оно не нашло подтверждения в судебном заседании. Однако такое решение прокурора налагает на него особую ответственность, так как в случае отказа государственного обвинителя от обвинения суд обязан прекратить дело, и это судебное решение может быть пересмотрено лишь в строго оговоренных законом случаях.
8
Прокурор, выступая государственным обвинителем, является представителем Генерального прокурора РФ, он – блюститель законности в уголовном процессе.9 При поддержании государственного обвинения он не освобождается от обязанности осуществлять надзор за соблюдением законности при рассмотрении судом уголовных дел. Поддержание государственного обвинения и осуществление надзора за точным исполнением законов нужно рассматривать как проявление частного в общем.
Генеральный прокурор Российской Федерации рассматривает государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, не только как одно из действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм осуществления надзора за осуществлением законов при рассмотрении уголовных дел в судах.
Прокурор осуществляет надзор не только тогда, когда суд уже постановил по делу приговор или вынес определение или постановление, но и тогда, когда он не принимал еще по делу никаких решений. Если суд не разъяснил подсудимому его права в судебном разбирательстве и продолжает рассмотрение дела по существу, прокурор обязан немедленно реагировать на эти нарушения, хотя в связи с подобными нарушениями суд не выносит специального определения, а поэтому нет предмета для опротестования. Прокурор не вправе бездействовать до вынесения по делу незаконного приговора в связи с этими нарушениями, чтобы затем принести протест на отмену незаконного и необоснованного определения.
Исходя из требований п. 5 ст. 246 УПК РФ, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 от 18 августа 1994 г. «О повышении качества и эффективности участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы» предлагает прокурорам при выполнении в суде своих процессуальных функций реагировать на любые нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим вопросам.
Прокуроры выступают не только как государственные обвинители, но и как органы надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел судами.