Файл: анализ состояния систем автоматизации общественного питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обратимся к рассмотрению структуры автоматизированной системы «Индустриальное питание». Система позволяет осуществлять централизованное управление производственными столовыми и буфетами. Структура включает в себя центральный сервер, точки расчетов с клиентами (сенсорные POS-терминалы, снабженные фискальными регистраторами), автоматизированные рабочие места администратора, операторов и калькуляторов меню. Работа всех подразделений происходит в режиме онлайн в рамках единого виртуального пространства (Рисунок 1):



Рисунок 1 – Схема работы системы автоматизации «Индустриальное питание» [1]
Для ситуаций отключения объекта питания от Сети система предусматривает резервный режим работы, позволяющий аккумулировать информацию и при возобновлении доступа к Интернету подгружать ее в центральный сервер. Одним из важнейших преимуществ системы «Индустриальное питание» выступает функционал корпоративных карт питания и электронных кошельков сотрудников. Данные, определяющие объем льгот и текущее состояние счета сотрудника, хранятся на центральном сервере, и при считывании карты передаются на расчетно-кассовый узел. Если предприятие предоставляет питание сотрудникам в счет заработной платы, имеются опции кредитования и предоплаты. Как отмечено выше, система позволяет организовывать лечебно-профилактическое питание сотрудников. Система не ограничивает количество и состав рационов, что позволяет внедрять социальные программы дотационного питания.

Выше в тексте статьи мы указывали, что автоматизированные системы корпоративного кейтеринга сталкиваются с барьерами пиковых часов и наплывом клиентов. Система «Индустриальное питание» имеет три инструмента, которые разрешают данную проблему. Во-первых, система «Индустриальное питание» имеет быстродействующую товароучетную программу для столовой, благодаря которой все процессы считывания данных происходят мгновенно. Во-вторых, имеется продуманный и комфортный удобный интерфейс кассовой программы, в котором товары сгруппированы по иерархии, что облегчает их поиск. В-третьих, рабочие места кассиров оснащаются POS-терминалами с сенсорным экраном и фискальными онлайн-кассами с высокой скоростью печати чека. Как показывает опыт вышеперечисленных компаний, система позволяет обеспечить 200-250 человек в час (на одной кассе) [9].


Рассмотрим подробнее специфику данной системы применительно к автоматизации корпоративного кейтеринга компании «Русский хром-1915». АО «Русский хром 1915» является крупным российским производственным предприятием, крупнейшим производителем хромовых соединений в стране [3]. Несколько лет назад компания автоматизировала систему корпоративного кейтеринга на базе программного обеспечения «Индустриальное питание».

Следует отметить, что имплементация инструментария автоматизации позволила вывести функционирование данного участка на новый уровень. Процесс питания сотрудников «Русский хром» на сегодняшний день является полностью автоматизированным: сотрудники рассчитываются за питание пластиковой картой; производится также автоматический расчет положенного работнику льготного питания. Сотрудники обедают в счет заработной платы либо рассчитываются наличными средствами. Кроме того, до внедрения виртуальной системы общественного питания учет льготного и лечебно-профилактического питания производился вручную; это приводило к колоссальным очередям на раздаче в пиковые часы, нередкими были и ошибки в учете порций.

Внедрение автоматизированной системы потребовало некоторой коррекции технологических процессов. В частности, в производственной столовой предприятия было организовано две линии раздачи, каждая из которых была оборудована автоматизированным рабочим местом кассира. Первая линия раздачи предназначена для обслуживания сотрудников предприятия и включает в себя фиксированный обеденный набор; кроме того, на линии выдаются порции лечебного питания [9].

Линия обслуживания организована по принципу частичного самообслуживания: работник самостоятельно считывает свою персональную карту, где автоматически происходит списание. В целях недопущения намеренного или случайного получения повторной порции программа снабжена функционалом подачи сигнала о попытке повторного считывания карты. При этом, при желании работник может взять дополнительный комплекс, списание цены за который происходит в счет заработной платы с использованием вышеотмеченной карты. Вторая линия раздачи позволяет выбрать любые блюда, имеющиеся в меню (представлены в свободной выкладке самообслуживания). Линия позволяет обслуживать лиц, не являющихся сотрудниками «Российский хром». Сторонние посетители оплачивают порции наличными средствами или картой; причем персональная карта сотрудника позволяет автоматически учитывать льготированные цены на ассортимент продукции (другие лица покупают продукцию без корпоративных скидок). Как показано на схеме, представленной на Рисунке 1, система «Индустриальное питание» интегрирована с корпоративной бухгалтерской программой, что, в свою очередь, позволяет сформировать единое информационное пространство учета продукции [9].



Таким образом, автоматизация систем корпоративного питания – весьма перспективный путь к модернизации функционирования предприятия. Как показывает опыт российских компаний и опыт рассматриваемой нами компании «Русский хром», автоматизация позволяет нивелировать негативные факторы организации общественного питания на предприятии – неравномерность притока заказов в обеденные часы, риски неучета запасов и готовой продукции, совмещение бухгалтерии столовой с общекорпоративной бухгалтерией. Безусловно, потенциал в плане автоматизации имеется не только в крупных производственных предприятиях с многотысячным штатом сотрудников, но и в отношении средних и малых предприятий.

Все описанное в данной статье можно отнести к автоматизации бизнес-процессов и информатизации пищевого производства; обзор существующих на рынке предложений показывает, что производственных решений, ориентированных на полную автоматизацию производственных процессов, в отечественном пространстве не представлено. Обслуживание в зале может быть автоматизировано посредством имплементации готовых программных продуктов (как в вышеописанном предприятии), однако, ряд других процессов – выдача чистой и сбор грязной посуды, автоматизация складских запасов и контроль потоков продукции питания также может быть автоматизирован. Разработка и внедрение гибких производственных систем позволит создать предприятие корпоративного питания, основные работы по приготовлению, раздаче и уборке пищи и напитков на котором смогут производить специализированные роботы. В данной связи необходимым представляется исследовать данную область более тщательно и выработать новые решения, которые позволят вывести функционирование производственных точек питания на новый уровень.

.