Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Методика формирования слухо-произносительных навыков




2.1 Анализ учебных программ



Сравнительный анализ образовательных программ согласно ФГОС

Название примерной общеобразовательной программы

Целевые установки или концептуальные основы программы

Структура программы

Приложения, методические материалы к программе

Краткие выводы

«От рождения до школы»

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности - игра.

- Развитие - важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование - процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы:

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

- Формирование основ базовой культуры личности.

- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

- Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

- Пояснительная записка.

-Организация жизни и воспитания детей.

-Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.

-Итоговые результаты освоения программы.

-Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

-Работа с родителями.

-Коррекционная работа.

-Рекомендации по составлению перечня пособий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия. Программа является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Поэтому все пособия к этой программе могут быть использованы и в работе по Программе «От рождения до школы» с предварительной обработкой под ФГТ. Наряду с методическими пособиями Программа обеспечена книгами для занятий родителей с детьми.

Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образованияОна охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУН. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.





«Истоки»

- Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.

- Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

- Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.

- В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста - младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст): каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

- Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.

- В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

-Раннее детство:

-младенческий возраст;

-ранний возраст.

-Дошкольное детство:

-младший дошкольный возраст;

-старший дошкольный возраст.

-Общие условия реализации программы:

-организация жизни детей;

-планирование;

-психолог в дошкольном учреждении;

-сотрудничество воспитателя с семьей;

-развивающая предметно-пространственная среда детства.

-система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО;

- мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.


В Программе есть три приложения, в которых даны три факультатива: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду» и «Живой мир природы в городе и ребенок». А так же представлен список рекомендуемой литературы, методических и наглядно-дидактических пособий как вышедших в свет, так и готовящихся к печати.

Программа «Истоки» как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.

В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество - общение, ранний возраст - предметная деятельность, дошкольный возраст - игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.

«Детство»

- Цель программы «Детства»: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

- Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

- Задачи Программы:

- укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

- развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

- обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

- Содержание Программы «Детство» центрировано на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

-Введение.

- Основная часть.

2.1. Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей).

2.2. Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей.

2.3. Методический комплект программы «Детство».

3. Дополнительная часть (региональный компонент).

Библиотеку Программы составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. Весь методический комплект к Программе «Детство» приводится в конце основной части Программы и представляет собой список научно-методического обеспечения, методических пособий, рабочих тетрадей и наглядно-дидактических пособий, альбомов и игр. В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников:

-ребенок знакомится с малой Родиной;

-ребенок познает родную страну и мир;

      • -ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

      • -ребенок изучает английский язык.

Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т.е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста). Основная идея программы - социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностейВообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье. Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

«Успех»

- Название Программы «Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ - формирование успешных граждан.

Успешность маленьких россиян - это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья

Художественно-эстетическое развитие.

-Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.

-Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

-Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

-Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

-Главный тип деятельности - игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.

- Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями.

-Пояснительная записка.

-Возрастные особенности детей.

-Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы.

-Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).

-Планируемые результаты освоения Программы.

-Приложения 1-7. (Показатели физического развития детей.)

-Примерная циклограмма образовательной деятельности.

В приложении даны следующие материалы:

Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.

-Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.

-Средние возрастно-половые значения показателей развития физических

качеств детей 4--7 лет.

-Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.

-Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.

-Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

-Оценка функционального состояния ЦНС.

-Примерная циклограмма образовательной деятельности.

На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторинга





2.2 Технологии формирования фонетических навыков



Иностранный язык в отличие от других предметов является одновременно и целью, и средством обучения. Успех обучения зависит от индивидуально-психологических и профессиональных особенностей личности педагога, от личности дошкольника, его интересов и отношения к учебе.

Основы хорошего произношения звуков, ритмически и интонационно правильного оформления речи и понимания речи на слух должны закладываться на раннем этапе обучения иностранному языку. При формировании фонетических навыков наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. В качестве примера можно привести цитату В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [32, с. 33].

Существует огромное количество игр, направленных на достижение определенных целей в методике обучения иностранному языку, в нашем случае возникает вопрос: что такое фонетическая игра и на что она нацелена?

Цели, которые преследует фонетическая игра как основная технология формирования фонетических навыков:

-поставить или скорректировать правильное произношение;

-тренировать дошкольников в произношении английских слов изолированно, в словах и фразах;

-отработать интонации;

-научить дошкольников громко и отчетливо читать вслух [33].

Но главная цель использования фонетических игр на занятиях английского языка - это закрепление и совершенствование произносительных навыков.

Кроме того, игры направлены на развитие слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки [35].

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение:

Фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти,
умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи.

Фонетические игры подразделяются на следующие подгруппы:

-Игры на развитие фонематического слуха.

Они способствуют правильному восприятию английской фонетики, помогают справиться с проблемой непохожести языков, поскольку при изучении английского языка дошкольник сталкивается с такой проблемой как отсутствие аналогичных фонем в родном языке, либо они существуют, но отличаются тем или иным образом.

-Игры на развитие навыков звукопроизношения.

Под правильным звукопроизношением понимается чистое выговаривание детьми каждого звука речи и овладение закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Овладеть этим сложным процессом можно двумя путями: информальным (подражание речи окружающих людей) и формальным (специальные тренировки).

Данный вид игр помогает развивать навыки правильного произношения английских звуков, которые отвечают стандартам английской речи. Считается, что развитие данного навыка является самым трудным, но очень важным.

-Игровые приемы в обучении транскрипции.

Обучение транскрипции является неотъемлемой частью обучения английскому языку, поскольку знание транскрипции позволит ребенку раньше начать работать со словарем, находить правильное произношение слов.

-Игровые приемы в обучении интонации.

-Игровые приемы для тренировки произносительных навыков [35, с.5-16].

Функции фонетических игр:

Определив цели и роль фонетических игр в процессе формирования фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранному языку, мы можем выделить их функции:

-Обучающая функция заключается в формировании фонетических навыков (слухо-произносительных и ритмико-интонационных).

-Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств как работа в команде, уважительное отношение к партнерам или соперникам по игре, оказание взаимопомощи.

-Развивающая функция способствует развитию таких психических познавательных процессов как мышление, память, восприятие и внимание, а также раскрытию таких личностных качеств, как мобильность, настойчивость, стрессоустойчивость и др. Развивает волевые качества и переживание различных эмоций.