Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование у дошкольников фонетических навыков
1.1 Психологические особенности развития дошкольников
1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте
1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
Блок 4. Обучение транскрипции.
- Название: гласные - согласные.
Цель: обучение транскрипции.
Материал: карточки с транскрипционными значками.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с гласными и согласными (звонкими и глухими) звуками в хаотичном порядке, каждому по одной. Затем дети должны найти и взяться за руки с теми одногруппниками у кого карточки с согласными или с гласными звуками и выбежать к доске. Побеждает та команда, которая быстрее соберет народ. К примеру: гласные: [i:], [i], [e], [ж], [а:], [о:], [о], [u], [u:], [л], [э], [з:], [э:] и согласные: [p], [t], [f], [tj], [к], [f], [в], [s], [b], [d], [g], [z] и др.
- Название: одна голова - хорошо, а больше лучше.
Цель: обучение транскрипции.
Материал: карточки с транскрипционными значками.
Ход игры: педагог делит группу на n-количество команд. Каждая команда выбирает капитана, и они подходят к педагогу. Педагог как веер показывает детям карточки, под которыми транскрипционный знак, капитаны команд вытягивают одну, в течение 5 минут каждая команда должна написать как можно больше слов с данным транскрипционным значком. Чья команда больше вспомнит и напишет - побеждает.
-Название: переправа.
Цель: обучение транскрипции.
Материал: листы с транскрипционными значками.
Подготовка: свободное место для игры.
Ход игры: педагог на листах бумаги (можно вырезать круги) записывает звуки и раскладывает на полу от одной стены до другой в хаотичном порядке. Затем делит детей на две команды. Задача каждой команды перебраться от одной стороны группы на другую, наступая только соответствующие листы (первая команда на листы с гласными звуками, вторая команда на листы с согласными звуками). Кто ошибается - выпадает из игры. В чьей команде больше и быстрее человек переберутся - победители.
Список дошкольников представлен в таблице 2.
Таблица 2
Список дошкольников
Список дошкольников | |
№ п/п | Имя и фамилия |
1 | Александр Л. |
2 | Артем Т. |
3 | Валерия Ж. |
4 | Вероника Ч. |
5 | Виктория К. |
6 | Виктория С. |
7 | Дмитрий Д. |
8 | Егор В. |
9 | Карина О. |
10 | Максим М. |
11 | Михаил Т. |
Цель нашего эксперимента: доказать, что формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на занятиях иностранного языка.
Эксперимент проходил в 3 этапа:
- констатирующий этап (выявление изначального уровня сформированности фонетических навыков у дошкольников);
- формирующий этап (формирование и совершенствование фонетических навыков с помощью фонетических игр);
- контрольный этап (проверка эффективности использования фонетических игр в формировании и совершенствовании фонетических навыков).
Констатирующий этап. Цель констатирующего этапа - определить уровень сформированности фонетических навыков у дошкольников.
Задачи:
- провести контрольный опрос для определения уровня сформированности фонетических навыков;
- проанализировать полученные результаты.
Для осуществления проверки уровня сформированности фонетических навыков (см. приложение 1) у испытуемых на данном этапе, нами было разработано два варианта: тест (см. приложение 2) и фонетический конкурс (см. приложение 3). На практике был использован только тест, как более качественный, справедливый и объективный метод оценивания знаний. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать - 42 балла. Однако никто из испытуемых не достиг такого высокого результата. Мы выразили полученные результаты в виде гистограммы (рис. 1):
Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа
Согласно гистограмме, (рис.1) наибольшим уровнем сформированности фонетических навыков в данной учебной группе обладает Дмитрий Д., а самым низким - Вероника Ч. Низкий уровень сформированности фонетических навыков имеет вся группа (100%). Результаты теста показывают, что преобладает низкий уровень сформированности фонетических навыков.
Цель формирующего этапа - доказать на практике, что систематическое использование фонетических игр на занятиях английского языка способствует формированию и совершенствованию фонетических навыков на раннем этапе обучения языку.
Задачи:
-применить на практике разработанный нами комплекс фонетических игр;
- повысить уровень сформированности фонетических навыков.
Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность использования фонетических игр на занятиях английского языка, способствующих формированию и совершенствованию фонетических навыков у дошкольников на раннем этапе обучения языку. Для того чтобы проверить наличие или отсутствие положительного влияния фонетических игр на формирование необходимых навыков мы провели повторный контрольный опрос (Приложение 4).
Задачи:
- провести контрольный опрос для определения уровня сформированности фонетических навыков у дошкольников после систематического использования фонетических игр на занятиях английского языка;
- проанализировать полученные результаты;
- соотнести результаты констатирующего и контрольного этапов.
Мы выразили результаты контрольного опроса в виде гистограммы (рис.
2):
Рисунок 2. Результаты контрольного этапа
По данным гистограммы мы можем увидеть, что присутствует положительная динамика сформированности фонетических навыков, как результат систематического применения фонетических игр на занятиях иностранного языка. Теперь низким уровнем сформированности фонетических навыков обладают лишь 3 человека (27% от общего числа дошкольников), средним - 7 человек (64% от общего числа дошкольников), и один человек, который смог достичь высокого уровня, это Дмитрий Д., который и на констатирующем этапе показал самый лучший результат (9% от общего числа дошкольников).
Проследить динамику развития навыков можно по следующей таблице (таблица 3):
Таблица 3
Динамика развития фонетических навыков
Список дошкольников | Результаты констатирующего этапа | Результаты контролирующего этапа | Динамика развития |
Александр Л. | 14 | 20 | +6 |
Артем Т. | 18 | 26 | +8 |
Валерия Ж. | 20 | 28 | +8 |
Вероника Ч. | 11 | 18 | +7 |
Виктория К. | 17 | 28 | +11 |
Виктория С. | 22 | 27 | +5 |
Дмитрий Д. | 23 | 33 | +10 |
Егор В. | 15 | 28 | +13 |
Карина О. | 17 | 14 | -3 |
Максим М. | 11 | 24 | +13 |
Михаил Т. | 18 | 28 | +10 |
Итак, положительная динамика наблюдается у 10 человек из 11, то есть у 91% дошкольников. В среднем результаты улучшились на 8 баллов. По результатам эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
- применение фонетических игр способствует развитию фонетических навыков;
-использование фонетических игр повышает интерес иностранному языку;
-фонетические игры являются эффективным формирования и совершенствования фонетических навыков дошкольников.
Заключение
Итак, формирование и совершенствование фонетических навыков у дошкольников на раннем этапе обучения иностранному языку в игровой форме, несомненно, способствует прочному и эффективному освоению фонетической системы языка. Более этого, игра повышает интерес ребенка к изучению иностранного языка, делает процесс обучения увлекательным и непринужденным, ведь, несмотря на то, что ведущее значение приобретает учение, сохраняется и потребность в игре, желании подвигаться, получить положительные эмоции.
Важность формирования фонетических навыков объясняется психофизиологическими особенностями детей, когда происходит активное развитие познавательных процессов, таких как мышление, воображение, внимание, восприятие, память, в частности, долговременная. Кроме того, необходимо уделять должное внимание правильному произношению детей, если вовремя не исправить ошибки в произнесении звуков, интонации, то на последующих этапах обучения языку их будет трудно исправить.
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность нашего исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен теоретический материал по фонетике, психологии, педагогике и методике обучения иностранному языку; использованы различные источники информации. В работе над исследованием помогли следующие методы: теоретический (анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков), эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа), экспериментально-теоретический (педагогический эксперимент).
Мы определили роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, вывели определение понятию «фонетическая игра» и ее функции. Так, фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти, умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи.