ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренинг для аттестующихся педагогов.
Сегодня мы с вами еще раз поговорим об аттестации. У многих педагогов, пришедших на этот семинар, наверняка есть вопросы, на которые хочется получить ответы. Какие-то из ответов вы получите уже готовыми, но я предоставлю вам возможность некоторые из ответов найти самостоятельно. Ведь недаром Конфуций говорил: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял». Но сначала я предлагаю вам приготовиться к совместной работе, настроиться на активную деятельность в команде.
Упражнение «Привет». Цель: Настроить педагогов на позитивное, созидательное общение. Педагогам предлагается, используя первую букву своего имени, назвать личностное качество, характеризующее данного педагога в профессиональной деятельности.
Ведущий. Прежде чем мы начнем выполнять практические задания, непосредственно связанные с процедурой аттестации, я хочу напомнить вам о том, какие нормативные документы регулируют данную процедуру.
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Аттестация – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы дошкольного образования, с другой. Ведь не секрет, что любые достижения в области дошкольного образования обеспечиваются прежде всего систематической работой окружающих детей взрослых. В этой связи аттестация педагогов не самоцель, она направлена на совершенствование системы дошкольного образования в интересах ребенка.
Приказом Минобрнауки России был утвержден новый порядок аттестации педагогических работников. Кроме этого, необходимо было привести процедуру проведения аттестации с соответствие с Законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, в то время как действующее положение об аттестации позволяло передавать это на муниципальный уровень или в учреждение образования.
Согласно действующему Порядку, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
Основными задачами аттестации являются:
-
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; -
повышение эффективности и качества педагогического труда; -
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; -
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; -
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; -
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" написано: «Под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая. Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки ключевых компетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих.
Модель психологической готовности педагога к аттестации:
Познавательный компонент (профессиональная компетентность: знания, умения, навыки; определённый уровень развития психических процессов, самоорганизация, самоконтроль, планирование).
Поведенческий компонент (знание и понимание процедуры аттестации, наличие стратегии деятельности)
Личностный компонент (наличие личностно-значимой цели аттестации, адекватная самооценка: понимание личностных особенностей, своих сильных и слабых сторон, наличие адекватного отношения к процедуре аттестации, аттестационной комиссии, принятие на себя ответственности за подготовку к аттестации и её результат, владение способами управления своим эмоциональным состоянием)
Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов было реализовано в следующих мероприятиях:
-
Семинар для аттестующихся педагогов -
Индивидуальные консультации по методическим и организационным вопросам, Индивидуальные консультации по запросам оптимизации эмоционального состояния -
Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.
Эффективность психологического сопровождения: результаты самой аттестации педагогических работников детского сада и анализ опроса педагогов.
Цель: формирование психологической готовности к процедуре аттестации.
Задачи:
-
Создать представления об аттестации как о возможности профессиональной и личностной трансформации. -
Способствовать снижению психического напряжения педагогов перед процедурой аттестации, мобилизации личностных и профессиональных ресурсов для реализации профессиональных планов. -
Актуализировать знания и навыки педагогов о методах психофизической саморегуляции.
Ход семинара:
Игра «Ветер дует на…»
Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга. Он произносит фразу, которая начинается словами: «Ветер дует на тех, кто…». Например, «Ветер дует на тех, кто любит яблоки», «Ветер дует на тех, у кого на обуви есть шнурки», «Ветер дует на тех, кто в этом году аттестуется» и т.д. Те, кто отвечает условию, должны пересесть на другое место. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула становится ведущим.
Вывод: всех присутствующих объединяет предстоящий процесс аттестации.
Упражнение – визуализация «Моё эмоциональное состояние» (с преобразованием).
Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
Инструкции:
1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
3. Возникали ли разногласия в ходе работы?
Упражнение «Чудесный мешочек».
Участник вынимает из мешочка предмет и объясняет «через» него, что такое аттестация. «Аттестация похожа на … , потому что…»
Если сравнить нашу жизнь со сказкой, то аттестацию можно сравнить с прохождением испытания, преодолением трудностей. Есть такое выражение «Трудностями растём…».
Преодолевая трудности, проходя испытания, мы вырастаем: развиваем свою компетентность, приобретаем знания, умения и навыки, которые пригодятся в будущем, начинаем более чётко видеть перспективу своего развития…
Если посмотреть на процесс подготовки и процедуру аттестации с этой стороны, то …
Упражнение «Аттестация-это…Аттестационная комиссия – это…»
Упражнение «Мои сильные /слабые стороны…»
Мои сильные стороны (Что мне может помочь) | Мои слабые стороны (Что мне может помешать) |
|
|
Упражнение «Превращаем проблемы в цели» (на основе предыдущего упражнения)
Упражнение «Преодолей препятствие»
Участники стоят в кругу, плотно прижавшись друг к другу плечами. Внутри круга –цель. С «прорывающимся» обговаривается то, к чему он стремится (формулируется как свершившееся событие без частицы «не»).
Релаксация+визуализация«Место покоя» (представить место где спокойно, под сопровождение музыки).
Вручение памяток.
Рефлексия.
Изменилось ли Ваше эмоциональное состояние сейчас? (По сравнению с началом мероприятия). Каким образом?
Было ли полезным для Вас участие в сегодняшнем мероприятии? Чем именно?
По итогу мероприятия педагогам раздаются памятки «Помощь педагогом к аттестации»
-
Определите «фронт работы»: что нужно сделать и за какое время. -
Если есть необходимость, обратитесь за консультацией к методисту, старшему воспитателю, педагогу-психологу. -
Во время подготовки соблюдайте режим. Лучше всего отдохнуть после умственной нагрузки помогает физический труд или физические упражнения. -
Постарайтесь подготовиться заранее, не оставляйте на последний день «кучу» недоделок. -
В своём воображении стремитесь ярко и чётко представить картину успешной аттестации.
В день аттестации…
-
Важно хорошо выглядеть (с учётом пожеланий к внешнему виду педагога) -
Сильные эмоции, а также их полное отсутствие дезорганизуют умственную деятельность. Постарайтесь быть в активном бодром состоянии. -
Если волнение нарастает, выполните дыхательную гимнастику, минутную релаксацию, выпейте стакан воды (можно стакан зелёного чая), помассируйте уши, используйте приём самовнушения. -
Будьте «здесь и сейчас». Сосредоточьтесь только на том, что Вы делаете или о чём говорите. (Постарайтесь не отвлекаться на мысли о том, как вас оценивают или другие посторонние мысли)